- 1 декабря 2006
- просмотров 6465
Культура пришедшего XXI века часто и обоснованно характеризуется как информационная. Активно формирующееся глобальное информационное пространство, доступ к которому становится возможным и востребованным для все большего числа потребителей, обретает системный характер, необходимый для его познавательной корректности и социальной эффективности.
Процесс этот, не исключающий реальной хаотичности и неуправляемости из некоего центра, идет как объективно необходимый, подталкиваемый многочисленными инициаторами по всему белу свету, которые осознают цивилизационную и культурную необходимость информационной систематизации.
Одним из зримых примеров действенности отмеченной тенденции стал на рубеже XX и XXI столетий в информационном пространстве российских регионов всплеск общественного интереса к созданию местных энциклопедий разного масштаба. К 2005 году выпущено более
120 энциклопедий: от республиканских и областных до энциклопедий районов, городов и даже сёл.
На Всероссийском форуме краеведов под руководством академика
С. О. Шмидта в числе лучших была признана «
Пензенская энциклопедия», увидевшая свет в 2001 году. Работа над уникальным сводом сведений о природе, населении, истории, экономике, культуре края, его выдающихся людях велась в течение десяти лет. В ней приняли участие более
500 авторов статей, приложений, иллюстративного материала. Коллективный труд энтузиастов-исследователей имел своим результатом не толь ко интегрирование разрозненной информации в книге, изданной на высоком полиграфическом уровне. Налицо оживление общественного внимания к родному краю, многообразно проявляющееся, в том числе в создании и издании «местных энциклопедий» — систематизирующих краеведческих справочников.
Работа над «Тарханским словарем» или «
Тарханской энциклопедией» — название пока окончательно не определено — одно из воплощений отмеченной тенденции. Идея подобного издания, предложенная автором этих строк, нашла действенную поддержку директора музея-заповедника
Т. М. Мельниковой, его научных сотрудников. Была создана авторская группа под организационным началом
Н. К. Потаповой и научным руководством инициатора проекта, который являлся в свое время заместителем главного редактора «Пензенской энциклопедии».
Работа, начатая в 2003 году, уже прошла и проходит ряд необходимых этапов. Обсуждена и принята концепция готовящегося энциклопедического труда, намечены и обсуждены его предметно-тематические параметры, композиционны е принципы, содержатель нее предпочтения и акценты.
Концептуально важным представляется создание такой информационной системы, которая при первостепенности внимания к лермонтовской теме, к Имени позволит выявить органическую ее связь с Местом, природой, социальной, историко-культурной средой, образующей хронотоп, достойный внимания, изучения и понимания в своем развивающемся бытии.
Предметно-тематические параметры включают в себя конкретизацию отмеченных методологически важных подходов. Разработанный словник планирует наличие в энциклопедическом справочнике статей о топографии Тархан, их окрестностей, а также населенных пунктах и иных объектах, имеющих отношение к мемориально важным событиям и фактам; информацию о флоре и фауне, природной среде; этнокультурном наследии с акцентом на причастность их к жизни и творчеству
Лермонтова. Представляется важным большое количество статей о личностях, имевших отношение к Тарханам, начиная со времени их возникновения до наших дней. И люди, и отношения различны по своей социальной и культурной значимости, характеру связей с Тарханами, роли в историческом прошлом и современности, но их выделение и объединение в одной книге дает уникальную возможность увидеть богатство и разнообразие человеческой составляющей образа Лермонтовских Тархан как культурного гнезда общенационального масштаба.
Естественно, что при формировании словника особое внимание уделялось собственно музейной среде, наличию специальных статей о мемориальных объектах, наиболее значимых музейных экспонатах и экспозициях, показу разнообразных форм деятельности литературного заповедника. Характерно, что отражение многогранности мемориально-просветительной работы органически связано с информацией в отдельных статьях о тарханском фольклоре, народном быте, традициях и обычаях, сохраняемых и актуально осмысливаемых. Завершая краткий обзор готовящегося словника, следует сказать, что уже после этапа его коллективного обсуждения стало ясно — считать намеченный перечень статей догмой неверно. Жизнь, научный поиск членов авторского коллектива вносят коррективы и дополнения, которые обогащают и уточняют направление общей работы.
Упоминание в последних фразах коллективности и коллегиальности не случайно. С момента возникновения идеи «Тарханского словаря» виделась принципиальная важность именно такого подхода к созданию энциклопедического по содержанию и форме справочника. Думается, что время подтвердит продуктивность такого подхода. Совместная работа сотрудников музея, пусть даже обладающих разным опытом в написании научных статей, обсуждение предлагаемых материалов, их корректировка и углубление достаточно опытным редактором видятся фактором объединения и активизации творческой деятельности в коллективе, своеобразным мастер-классом в освоении умения кратко и содержательно донести необходимую информацию. Предстоит сделать еще немало, но 2006 год должен стать годом завершения формирования корпуса написанных статей, перехода к их компоновке, иллюстративному оформлению и, наконец, последнему обсуждению перед передачей на издательский уровень. Как выглядят содержательно и по форме уже принятые статьи, можно показать на примере нескольких из них, относящихся к словам на букву «А».
АЛЬБОМ, принадлежавший М. Ю. Лермонтову. В сафьяновом переплете светло-коричневого цвета с тисненным цветочным орнаментом. На верхней крышке украшение из золоченой бронзы в виде щита на фоне акантовых листьев, застежка также золоченой бронзы с узором выше букета цветов. В альбоме было 54 листа, из них 2 — вырезаны, 42 — чистые. Его размер 25,8х20,9х1,8 см.
Альбом, поступил в фонды музея «Тарханы» одновременно с чернильницей (см.: Вещи, принадлежавшие М. Ю. Лермонтову) в 1950. Такие альбомы в начале XIX века были не редкостью в дворянских семьях. В них, как правило, помещались портреты близких, делались рисунки на память, вписывались стихи и пожелания.
На второй странице обложки миниатюрный портрет женщины в белом платье. Это портрет бабушки Лермонтова Е. А. Арсеньевой (см.: Арсеньева Елизавета Алексеевна). Сходство можно легко установить при сравнении миниатюры с известным портретом Е. А. Арсеньевой.
Портрет сделан акварелью на кости, очень умело, заключен в восьмигранную, шириной в три миллиметра рамку, золоченую, с тисненым узором.
На 6 л. карандашный рисунок изображает неоседланную лошадь на полном скаку, с распущенным по ветру хвостом, развевающейся гривой. Скорее всего, это рисунок самого М. Ю. Лермонтова, хотя определение затруднено тем, что рисунок много раз обведен.
Следующий рисунок на 13 л. сделан карандашом, не подписан и также очень напоминает лермонтовские наброски. Это голова пожилого мужчины с длинными волосами, воспроизведенная в необычном ракурсе: откинута назад и несколько влево. Утомленное, в тяжелых складках лицо, резко очерченный правильный рот, курносый нос; подобное изображение встречается среди «героев» на обложке романа «Вадим» и в альбоме А. М. Верещагиной, хранящемся в Колумбийском университете.
Интересен рисунок на 38 л. Это сцена боя: слева пушечные батареи, несколько поодаль в центре под деревом лежат раненые, справа и на заднем плане всадники. Вся сцена дана схематично, многие детали лишь слегка намечены, но тематически рисунок очень близок к известным батальным сценам Лермонтова.
Альбом — один из нескольких, имевшихся у поэта, относится к 1830-м. Он был в какой-то степени парадным, «памятным»: в нем находится портрет бабушки, рисунок учителя рисования, но при необходимости Лермонтов делал в нем «заметки на память» и, конечно, его рисунки в альбоме были неподписанными. Альбом находится в экспозиции лермонтовской комнаты дома-музея в «Тарханах».
Лит.: Мельникова Т. М. «И дышит непонятная святая прелесть в них...». Рассказы о реликвиях Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Пенза, 2002. С. 23-28.
Т. М. Мельникова.
АНДРЕЕВ-КРИВИЧ Сергей Алексеевич (12.9.1906, Пятигорск — 22.7.1973, Москва), литературовед, критик. Окончил филологический факультет МГУ (1930). Начал печататься с 1931. Ему принадлежат работы о А. И. Герцене и М. В. Ломоносове, он изучал и опубликовывал произведения кабардиночеркессого народного творчества. Основные работы посвящены М. Ю. Лермонтову. В книге «Лермонтов. Вопросы творчества и биографии» (1954) впервые указаны исторические источники поэмы «Измаил-Бей» , новые сведения о кабардино-черкесском фольклоре, отразившемся в творчестве Лермонтова.
В 1960—1962 на несколько месяцев приезжал в Тарханы с целью сбора материала для книги «Тарханская пора» , встречался со старожилами села, прошел по всем местам, связанным с Лермонтовым, записывал уцелевшие народные песни, бытовавшие на родине поэта и рассказы о его жизни. Труд был издан в 1963 к 150-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Был участником научной конференции и торжеств, посвященных юбилею поэта в Пензе и Белинском (1964). Последний визит в Тарханы состоялся в окт. 1971, Андреев-Кривич принял участие в первом Лермонтовском дне поэзии.
В книге «Всеведенье поэта» , которая вышла в год смерти автора, подводится своеобразный итог всех его научных лермонтоведческих разысканий.
Соч.: Тарханская пора. М., 1963. Всеведенье поэта. М., 1973.
Лит.: Пензенская энциклопедия. — М., 2001. Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1978.
Е. Н. Аляева.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ — живописное полотно, предположительно являющееся копией (1828), сделанной М. Ю. Лермонтовым с картины А. П. Лосенко «Андрей Первозванный» (1764., холст, масло, 91,5х73 см).
Из истории бытования картины известно, что она всегда находилась в Тарханах: первоначально в доме Арсеньевой, в образной комнате, где было много икон; а затем в приходской церкви Михаила Архангела. Об этом в 1890-х П. К. Шугаев — собиратель воспоминаний тарханских старожилов — писал: «Около левого клироса есть образ апостола Андрея Первозванного, без ризы, весьма древней и замечательной живописи, тоже пожертвованный Елизаветой Алексеевной».
Сейчас картина находится в экспозиции дома-музея в бывшей образной комнате.
По христианской мифологии апостол Андрей был ближайшим учеником и первым последователем Христа, за что и получил имя Первозванного. Он обошел с проповедью христианства много стран. Вместе с братом Петром проповедовал на Древней Руси, водрузил крест возле теперешнего Киева, дошел до Новгорода. Затем возвратился в Византию, где подвергался не только гонениям, но и истязаниям. Привязанный к кресту, он мучился три дня, после чего умер, но так и не отказался от своих убеждений.
На обратной стороне картины дата — 1828 год.
Долгое время считалось, что копию сделал неизвестный автор.
В 1972 в процессе реставрации после снятия лака в нижней части картины проявилась слабая надпись: «Картина М. Ю. Лермонтова».
Полотно было направлено во Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию консервации и реставрации, давшую заключение о том, что «…при освещении картины ультрафиолетовыми лучами в ее нижнем углу проступает надпись, не обнаруженная на рентгенограмме. Вероятно, она сделана краской, близкой по своему составу к краске фона картины. С помощью различных фотометодов удалось прочесть все же: «Картина ... М. Ю. Лермонтова».
Установленная надпись удостоверяет, что писал картину Лермонтов, причем, если принять во внимание дату «1828» , в возрасте 14 лет.
Копию вполне можно считать работой юного М. Ю. Лермонтова. Вопервых, чувствуется еще слабое владение кистью, допущены явные погрешности в изображении рук, плеч, шеи, живота. Во-вторых, хотя в копии цепко схвачен и передан общий колорит оригинала и манера письма Лосенко, все-таки в работе уже просвечивают характерные для самого Лермонтова особенности его живописного дарования — экспрессивность и резкость, совершенно чуждые автору оригинала.
Лит.: Мельникова Т. М. «И дышит непонятная святая прелесть в них...» Рассказы о реликвиях Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Пенза, 2002. С. 52-57.
Т. М. Мельникова.
АНДРОНИКОВ (АНДРОНИКАШВИЛИ) Ираклий Луарсабович (15.9.1908, Санкт-Петербург — 11.6.1990, Москва), писатель, литературовед, мастер устного рассказа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), доктор филологических наук (1956), лауреат Государственной (1967) и Ленинской (1976) премий, народный артист СССР (1982).
Помимо многочисленных историко-литературоведческих трудов, документальных разысканий и открытий А. принадлежат рассказы, очерки, сценарии на лермонтовские темы, в которых научная основательность сочетается с увлекательностью изложения. Значительное место в разножанровых лермонтоведческих работах А. занимает изучение и показ роли тарханского периода в жизни и творчестве поэта. Установив в 1939 связь романа «Вадим» с подлинными событиями пугачевского движения в Пензенском крае, литературовед развил эту тему в статьях «Лермонтов в работе над романом о пугачевском восстании» (1948) и «Пензенские источники романа «Вадим» (1952). Последняя работа была опубликована в кн. «Лермонтов» , вышедшей в Пензенском отд. изд-ва и содержавшей такие очерки «Пензенский учитель Хохряков» (см.: Хохряков), «Земляк Лермонтова» , «В селе Лермонтово».
Результатом многолетних разысканий явилась книга «Лермонтов. Исследования и находки» за которую А. в 1967 была присуждена Гос.премия СССР. В нее вошли новые работы, рассказывающие о творческой истории стихотворения «Смерть поэта» , об обстоятельствах гибели поэта, критический анализ документов, связанных с дуэлью Лермонтова. Большое место в книге занимает публикация материалов, которые много лет разыскивал А., в том числе неизвестных ранее стихотворений Лермонтова, писем, воспоминаний.
Пропагандируя наследие Лермонтова, А. привлекал к своим поискам читателей, телезрителей, радиослушателей. Большое культурное значение имели его выступления в концертах, по радио, телевидению с устными рассказами о Лермонтове.
Три рассказа «Загадка Н.Ф.И.» , «Подпись под рисунком» и «Земляк Лермонтова» были экранизированы на «Ленфильме» в 1959. Съемки последнего велись в Тарханах.
А. неоднократно посещал Тарханы. Впервые в июне 1948, а затем через месяц в составе писательской делегации, которая передала музею барельеф поэта, отлитый в 1941, и возложила венки на могилу поэта от СП и АН СССР. Следующие приезды были в 1949, 1964 и 1974. Ученый высоко оценивал уровень деятельности тарханских хранителей лермонтовского наследия («Превосходный музей! Чудо! — сочетание науки с искусством! Честь создателям!» Ираклий Андроников).
Соч.: Жизнь Лермонтова. М., 1939; Лермонтов. М., 1951; Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы. Пенза, 1952; Избранные произв. Т. 1-2. М., 1975; А теперь об этом. Рассказы, портреты, статьи. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1985.
Лит.: Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981; Пензенская энциклопедия. М., 2001; Андроников И. Л. Лермонтов. Пенза, 1952.
Е. Н. Аляева.
АПАЛИХА, сельцо в трех верстах от Тархан, с конца XVIII в. относящееся к тарханскому церковному приходу, основное население составляли старообрядцы толка поповщины. С 1826 сельцо принадлежало племяннице Е. А. Арсеньевой М. А. Шан-Гирей. История землевладения в нем такова. В 1727 однодворец Петр Семенов сын Рябкин продал поручику морского флота Михаилу Ивановичу Еропкину и жене его поместную отца своего С. И. Рябкина землю 30 четвертей в урочищах по обе стороны речки Марарайки «с лесы и озеры и с истоки, с сенными покосы и со всеми угодьи» за 15 рублей. Наследницей М. И. Еропкина была его дочь Анна, бывшая замужем за лейб-гвардии майором А. Г. Гурьевым. Их дочь Екатерина Александровна по мужу Савелова по ревизии 1811 имела в Апалихе 149 креп. крестьян м. п. и ни одного дворового; в этой вотчине она не жила. С 1805 она вел а многолетнюю тяжбу из-за земли с помещицей сельца Подсот Т. С. Москвиной. После покупки у Савеловой Апалихи эту тяжбу продолжила М. А. Шан-Гирей. В 1850-х в Апалихе было 148 крепостных душ м. п., 1200 десятин земли, конский завод, крупный рогатый скот, овцы шленские тонкорунные, обширный фруктовый сад и пчелы. В 1858 имение было разделено между наследниками Марьи Акимовны: мужем Павлом Петровичем и двумя сыновьями: Акимом и Алексеем (см. Шан-Гирей), но управлял им Павел Петрович, который при неумелом хозяйствовании сильно подорвал его доходность. В 1873 Аким Павлович продал свою долю А. И. Щетинину. В 1908—1909 старый шангиреевский-щетининский дом сгорел. Вскоре имение было продано купцу В. Бирюкову. После 1917 «Бирюков сад» перешел во владение сначала совхоза, а затем колхоза в селе Крюково. С 1969 усадьба (парк) в сельце Апалиха вошла в состав музея-заповедника «Тарханы».
Лит.: П. А. Вырыпаев. М. Ю. Лермонтов. Новые материалы к биографии. Воронеж, 1972. С. 135-151; В. П. Арзамасцев. «Звук высоких ощущений…» Новое о М. Ю. Лермонтове. Саратов, 1984. С. 50-53; Т. Н. Кольян Из чембарского окружения М. Ю. Лермонтова. Москвины. Тарханский вестник № 14. Пенза, 2001. С. 98-103; «Этот край... моя отчизна!» Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» . М., 2002. С. 128-138.
Т. Н. Кольян.
АРСЕНЬЕВ Михаил Васильевич (8.11.1768 — 2.1.1810), поручик, дед М. Ю. Лермонтова со стороны матери, в честь которого Лермонтов получил свое имя. Провел детство в имении родителей, Василия Васильевича и Анфимьи Никитичны Арсеньевых, в с. Васильевском Елецкого у. Орловской губ. В 1779 — 1782 учился в Богородицком пансионе знаменитого агронома и садоустроителя, писателя и редактора ж. «Экономический магазин» — А. Т. Болотова, который по жене был дальним родственником Арсеньевых. Служил в лейб-гв. Преображенском полку, с которым «в походах был в бывшую со Швецией войну и в сражениях находился» , в 1796 вышел в отставку поручиком. В 1794 женился на Е. А. Столыпиной (см.: Арсеньева Елизавета Алексеевна), имел единственную дочь Марию (см.: Лермонтова Мария Михайловна). После покупки Арсеньевыми с. Тарханы именно он занимался строительством и благоустройством усадьбы, в которой провел детство Лермонтов. Памятником А. до наших дней в Тарханах остались сады и парк. «Для всякого, знакомого с тарханским парком, очевидно, что он выделяется из общего числа пензенских усадеб того же периода как раз умелой планировкой местности со сложным рельефом, продуманностью видовых перспектив, некоторыми «затеями» (Л. В. Рассказова). В планировке садов и парка, видимо, сказались годы учебы у А. Т. Болотова. (см.: Сады, Парк) В 1808—1810 А. служил чембарским уездным предводителем дворянства, и при исполнении этой должности, по словам современника (см.: Вышеславцев Евгений Алексеевич), проявил «жар человеколюбия», «примерное великодушие» и «твердую решительность благородного сердца». Он был страстным театралом, создал в Тарханах самодеятельный театр, в котором пьесы разыгрывались «господами, некоторые роли исполнялись актерами из крепостных» (П. А. Висковатов) (см.: Театр). В 1807 Е. А. Арсеньева, «чувствуя слабость своего здоровья», написала духовное завещание, в котором Тарханы, приобретенные во время супружества с Михаилом Васильевичем «и с помощию его» «с признательностию за горячую любовь его и беспримерное супружеское уважение» завещала в случае своей смерти в равных долях мужу и дочери (см.: Завещания Е. А. Арсеньевой). Много позднее она признавалась: «Я была немолода, некрасива, когда вышла замуж, а муж меня любил и баловал... Я до конца была счастлива» (П. А. Висковатов). Во внуке своем, М. Ю. Лермонтове, Е. А. Арсеньева находила сходство с его дедом: «Нрав его и свойства совершенно Михаила Васильевича, дай Боже, чтобы добродетель и ум его был» (из письма к П. А. Крюковой, 17 января 1836). Однако незадолго до смерти М. В. Арсеньев увлекся княгиней Н. М. Мансыревой (см.: Мансырева Надежда Михайловна). Это увлечение, видимо, стало причиной его самоубийства. Он отравился в Тарханах во время домашнего новогоднего маскарада. Похоронен в Тарханах на фамильном кладбище.
Лит.: П. А. Висковатов. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. С. 33-34; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 59-60; Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 37-38; Пензенская энциклопедия. М., 2001 С. 27; А. Семченко, П. Фролов. Мгновения и вечность. К истокам творчества М. Ю. Лермонтова. Саратов, 1982; П. А. Фролов. Духовное завещание Е. А. Арсеньевой 1807 года. // Тарханский вестник. № 7, 1997. С. 38-45; Л. В. Рассказова. «Тот век прошел и люди те прошли» . К биографии М. В. Арсеньева, деда М. Ю. Лермонтова // Тарханский вестник № 16, 2003. С. 57-64.
Т. Н. Кольян.
АРСЕНЬЕВА Елизавета Алексеевна, урожденная Столыпина, (1773—1845) — бабушка М. Ю. Лермонтова со стороны матери, владелица села Тарханы. О ней вспоминали: «Е. А. Арсеньева была женщина деспотичного, непреклонного характера, привыкшая повелевать» (М. Е. Меликов), но в то же время «чрезвычайно замечательная по уму и любезности» (М. Н. Лонгинов). Елизавета Алексеевна была старшей из детей богатого пензенского помещика А. Е. Столыпина (см.: Столыпины). Она провела детство, по-видимому, в с. Столыпино Городищенского у. Пензенской губ., где получила домашнее образование. В 17 94 он а вышла замуж за М. В. Арсеньева (см.: Арсеньев Михаил Васильевич) и купила с. Тарханы (см.: Тарханы). После смерти дочери М. М. Лермонтовой Арсеньева стала воспитательницей своего единственного внука, о котором писала: «Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем» . М. Ю. Лермонтов, по словам современника (К. А. Бороздин), питал к ней «чрезвычайную почтительность и нежность».
Елизавета Алексеевна постоянно проживала в Тарханах (не считая кратковременных отъездов в Пензу, Москву, на Кавказ и др.) с конца 1790-х по лето 1827, когда с внуком уехала в Москву для его обучения, была с ним и в Петербурге. Летом 1835 приехала из Петербурга в Тарханы, чтобы собрать денег для Лермонтова — офицера Гусарского полка и прожила в селе до апреля 1836. Причину отъезда из имения Арсеньева объяснила П. А. Крюковой так: «Мишинька упросил меня ехать в Петербург с ним жить, и так убедительно просил, что не могла ему отказать...» Когда весной 1840 Лермонтов отправился во вторую ссылку на Кавказ, его бабушка поехала в Тарханы, где прожила, видимо, до начала 1841, потом вновь отправилась в Петербург. 3 окт. (по ст.ст.) 1840, по ходатайству Арсеньевой, в Тарханах была освящена новопостроенная церковь Михаила Архистратига — в день рождения М. Ю. Лермонтова и в честь его святого покровителя. Благодаря ее энергичным хлопотам, Лермонтов дважды возвращался из кавказских ссылок: в 1837 — был прощен, в 1841 — отпущен в отпуск «для свидания с бабушкой» . Получив известие о гибели внука, Арсеньева перенесла «апоплексический удар, от которого медленно оправилась. Веки глаз ее, впрочем, уже не поднимались. От слез они закрылись» (П. А. Висковатов). С сентября 1841 и до смерти жила в Тарханах уже безвыездно. Она добилась царского разрешения на перевоз тела Лермонтова из Пятигорска в Тарханы для погребения на фамильном кладбище. Умерла «от водяной» 16 ноября 1845. Похоронена рядом со своим внуком, мужем и дочерью в Тарханах.
Лит.: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 36-37; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 637-638; П. А. Висковатов. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М.,1987. С. 464; А. Д. Семченко, П. А. Фролов. Мгновения и вечность. К истокам творчества М. Ю. Лермонтова. Саратов, 1982. С. 15-25 и др.; П. А. Фролов. Идеалы Е. А. Арсеньевой и Ю. П. Лермонтова как главные ориентиры при воспитании М. Ю. Лермонтова // Тарханский вестник. № 11. Пенза, 2000. С. 76-93.
Т. Н. Кольян.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Инюшкин Н. М. «Тарханский словарь» в информационном контексте XXI века// Тарханский вестник. – 2006. – Вып. 19. – С. 160 – 167.