Рецензия
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |
Главный методологический вопрос биографической части: кто есть еврей? Отцы энциклопедии — Герман Брановер (главный редактор) и Зеев Вагнер (его заместитель) — люди в хасидском мире весьма известные, однако же сочли возможным не использовать в энциклопедии галахическое определение. В РЕЭ принято никак формально не зафиксированное, но распространенное в России мнение, что еврей — тот, у кого хотя бы один из родителей — еврей. Биографическая часть демонстрирует беспрецедентное участие евреев решительно во всех сферах российской жизни, беспрецедентное по масштабам и невероятной социальной активности.Вообще, ситуация, когда создается масштабное справочно-энциклопедическое издание о некоем социокультурном феномене под названием « еврейство », и при этом сами «отцы» издания как бы «теряются» в попытках обозначить это более-менее адекватно — беспрецедентна. Такое ощущение, что авторы-отцы просто осторожничают, а потому проявляют предельную деликатность в этой пикантной теме.
Первый том РЕЭ вышел в 1994 году, седьмой, о котором я пишу, — в 2011-м. Если темпы издания сохранятся, последний, завершающий том увидит свет примерно к 2020 году.Печально
Однако же, если понять и принять общую концепцию РЕЭ, все становится на свои места. Пафос энциклопедии — учесть каждую пядь земли, на которую ступала отважная или же, напротив, робкая еврейская нога, запротоколировать и сохранить для потомков каждый ее шаг. Четыре безымянных, ничем не прославивших себя, не удостоенных миньяна сибайских еврея — вы нам дороги, вы не пропали, вы не растворились бесследно в необъятных башкирских просторах, волна забвения не накрыла вас, трава забвения не накрыла вас, вы не забыты, слышите ли вы нас? И четыре сибайских еврея, все, как на подбор, красавцы, в штраймлах, с длинными вьющимися пейсами, в праздничных, препоясанных гартлами китлах, в нарядных белых чулках, сидя рядком на низкорослых и выносливых башкирских лошадках, слегка привстав на стременах, согласно воскликнут из пребывающего в энциклопедической вечности 2002 года: слышим!Возможно, если понять, можно и простить недостатки изданию, ведь подобных еще не было.