Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

25-тысячная статья в башкирской Википедии посвящена башкирской лошади

Логотип башкирской Википедии

Пресс-релиз

  • 20 декабря 2012
  • просмотров 6431
  • комментариев 9
Волонтеры башкирской Википедии продолжают писать для популярной сетевой энциклопедии статьи на башкирском языке. Сегодня размещена юбилейная, 25-тысячная статья о башкирской породе лошадей — «Башкирская лошадь» (Башҡорт аты). Еще Петр Рычков в книге «Оренбургская топография» писал: «Лошадь башкирская издавна в России за крепких лошадей почитается». А в Википедии есть такие строки: «Такие качества башкирской породы лошадей, как смелость и решительность, напористость и легкость в управлении, доверчивость по отношению к всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом и резвой рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей, были отмечены во время Отечественной войны 1812 года».

Работа волонтеров по наполнению башкирской Википедии статьями показала, что это настоящие энтузиасты. Еще два года назад, в декабре 2010 года, в разделе было всего 1000 статей, написанных традиционным методом. Однако летом прошлого года, при поддержке коллег из русского, казахского и немецкого разделов, башкирские ребята запустили проект компьютерной ботозаливки и 10 сентября достигли количества в 5000 статей. Переход десяти- и 15-тысячного рубежа в январе текущего года вызвал повышенный интерес к ресурсу со стороны населения. В течение года средства массовой информации республики регулярно сообщали о событиях в башкирской Википедии, и она стала узнаваемой среди общественности.

Как отмечают организаторы и инициаторы проекта, бывает, что авторов критикуют за применение компьютерных технологий в процедуре создания новых и актуализации существующих статей. Однако коллеги из других языковых разделов, участники международной конференции тюркоязычных Википедий, прошедшей в Алма-Ате в апреле этого года, и круглого стола «Вики-проекты на языках России, отличных от общегосударственного» в рамках московской «Вики-конференции — 2012», одобрили начинание башкирских викимедийцев. А значит, можно ожидать появления новых редакторов и простых читателей башкирской Википедии.

Мир энциклопедий. Стоит напомнить, что отметку в 20 тысяч статей башкирская Вики достигла 31 октября 2012 года.
  • Теги
  • 25000 articles
  • 25000 статей
  • ba.wikipedia.org
  • statistics
  • Wikipedia
  • Башкирия
  • Башкортостан
  • Википедия
  • Россия
  • башкирская Википедия
  • башкирский язык
  • статистика
  • языки народов России

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.59)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Такие качества башкирской породы лошадей, как смелость и решительность, напористость и легкость в управлении, доверчивость по отношению к всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом и резвой рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей, были отмечены во время Отечественной войны 1812 года
    Гражданских к таким статьям хоть не подпускай! Что ж вы строем-то не ходите да про кавалеристов чушь пишете!? Какой-такой "эффективный" да еще и "прицельный" огонь на скаку? Из мушкетонов да тромблонов? Из пистолетов на дистанции "протянутого выстрела"? А ничего, что у русских и французов практически не было нарезного огнестрела? А из имевшихся тогда на вооружении гладкоствольных мушкетов и мушкетонов, невозможно было "эффективно вести прицельный огонь", даже стоя на земле? Недаром французские кавалеристы так любили тромблон — по сути, ручную картечницу с раструбом на конце ствола (да-да, как у разбойников в мультиках). Правда, отдельный вопрос — иррегулярные отряды башкирской вспомогательной конницы. Те давали лягушатникам по шее! Правда, вот эффективный-прицельный огонь вели из луков. Впрочем, французам от этого было не легче.
    Ух, жалко я в башкирском ни гугу! Аж руки зачесались правку внести!
    Хоть бы сами почитали энциклопедии, справочники, прежде чем статьи писать. Вот вам и напрасность критики ботозаливок! Сколько таких случаев, когда кто-то чего наляпал, и пошли боты по ресурсам всей Сети заливать ахинею.
    Впрочем, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А обрабатывать большие массивы данных, конечно, лучше используя программные способы автоматизации, а то и рехнуться недолго. Так что удачи башкирам в нелегком сетевом труде! С улыбкой
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Рахмат, Игорь. Специалисты нужны Википедии еще как. Пожалуйста, в русскою Википедию и внесите правку. Текст взят из РуВики. Я с вами согласен. Надо добавить "... из лука..." в предложение, чтобы фраза была "...вести прицельный огонь из лука и рубить саблей...". В башкирской версии статьи я уже правку внес. А на русской версии не стал, не стал отнимать у Вас удовольствие.
    Еще раз спасибо.
    Вот ссылка.

    Вот здесь есть фото, где всадник скачет на лощади и стреляет из лука:

    [IMG]http://www.losharik.ru/i_user/por_baskir.jpg[/IMG]
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    На московской "Вики-конференции 2012 " (круглый стол), при рассмотрении проблем языковых вики-сообществ, башкирская Википедия отмечена в числе тех, которые, имея достаточные языковые резервуары, нуждаются в увеличении численности активных редакторов и недостаточно востребованы. Появление 25-тысячной статьи можно рассматривать как активные действия по разрешению этой проблемы. Поэт Н. Батюшков  назвал башкирского всадника "Северным Амуром с колчаном и стрелами", а о знаменитой башкирской лошади можно писать целый цикл статей.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Рустам Нурыев, не за что, всегда рад. Правку внес. Насчет картинки — увы. Нетути у меня 20-ти правок, к тому же две недели ждать.
    Попутно выяснил, что в статье башкиры в РуВики не освещен вопрос участия башкирского войска в отечественной войне 1812 г. Хоть и несложно найти в Сети. Теперь сижу, думаю, как одолеть лень и внести правочку. С улыбкой

    UPD

    Закинул файл на Викисклад, картинку в статью вставил. Правда вот, ситуёвина с правами смущает...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Впечатляет та динамика, с какой идет развитие башкирской Вики. Это то положительное, что дало всеобщее и обязательное образование в СССР. Теперь все нации грамотные и могут писать свою историю на родном языке.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    evig, у башкир (и вообще у тюркских народов) всеобщая грамотность была еще до революции. Практически поголовно умели читать и писать. Тому есть подтверждение:

    М. Обухов [Мектебе Уфимской губернии, Уфа, 1915]
    М. Круковский. Южный Урал: путевые очерки. М.: Издание К. И. Тихомирова, 1909. — 310 с.

    Однако мы писали и читали на арабской графике (яналиф), и поэтому произошло то, что описывает
    Т. Красовицкая. Модернизация России (национально-культурная политика 20-х годов). М., ИРИ РАН, 1998; 26 п. л.
    Т. Красовицкая. Модернизация российского образовательного пространства. От Столыпина к Сталину (конец XIX века — начало (20-е годы) XX в. М.: Новый хронограф, 2011.

    А человек, не знающий русского языка и кириллицы, не может считаться неграмотным. Поэтому, пожалуйста, будьте корректны в определениях.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    evig
    ...Теперь все нации грамотные и могут писать свою историю на родном языке.
    Э-э-э... Чего? Какие-такие все нации? Все нации СНГ? Все нации мира? Солнечной системы? Берем словарь Ожегова:
    НАЦИЯ, -и, ж. 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей,образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. 2. В нек-рых сочетаниях: страна, государство. Организация Объединенных Наций. II прил. национальный, -ая, -ое. Национальные интересы. Национальное равноправие.
    Объясните, как в таком контексте любая нация может быть "грамотна" или "неграмотна"? Вопрос
    Также осмелюсь заметить, что сетевая энциклопедия, каковой является Википедия, не есть исключительно историографическое издание.
    Рустам Нурыев
    ...А человек, не знающий русского языка и кириллицы, не может считаться неграмотным...
    Мысль верная. Но, простите меня, уважаемый, не хочу Вас обидеть, но при чем тут вообще русский язык и кириллица? Разве в статье или в комментарии уважаемого evig есть хоть слово о них?
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Игорь Прохоров пишет:
    evig
    ...Теперь все нации грамотные и могут писать свою историю на родном языке.
    Э-э-э... Чего? Какие-такие все нации? Все нации СНГ? Все нации мира? Солнечной системы? Берем словарь Ожегова:
    НАЦИЯ, -и, ж. 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей,образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. 2. В нек-рых сочетаниях: страна, государство. Организация Объединенных Наций. II прил. национальный, -ая, -ое. Национальные интересы. Национальное равноправие.
    Объясните, как в таком контексте любая нация может быть "грамотна" или "неграмотна"? Вопрос
    Также осмелюсь заметить, что сетевая энциклопедия, каковой является Википедия, не есть исключительно историографическое издание.
    Рустам Нурыев
    ...А человек, не знающий русского языка и кириллицы, не может считаться неграмотным...
    Мысль верная. Но, простите меня, уважаемый, не хочу Вас обидеть, но при чем тут вообще русский язык и кириллица? Разве в статье или в комментарии уважаемого evig есть хоть слово о них?

    Согласен с Вами, уважаемый Игорь Прохоров, у уважаемого evig нет прямого упоминания об этом. Сожалею за собственное толкование и приношу глубокие извинения. Вместе с тем, объясню истоки такого толкования. Многие башкиры, родившиеся в дореволюционной эпохе владели арабицей, читали и писали на тюрки, но среди них мало кто знал русский язык и кириллицу. Отсюда пошло мнение, что башкиры неграмотный народ. Меня воспитывали в советской школе на этих аргументах. В детстве я все удивлялся, почему дедушка Ахат неграмотный, если он читает толстые книги? Практически все дедушки и бабушки деревни читали книги на арабице и не умели читать газеты и книги на кириллице. Я им читал и был горд тем, что я грамотный, а они нет. А сегодня мне стыдно, что не смог воспользоваться ситуацией и изучить еще одну письменность своего народа. И когда слышу или читаю фразы «...Это то положительное, что дало всеобщее и обязательное образование в СССР. Теперь все нации грамотные и могут писать свою историю на родном языке...», то сразу вспоминаю о том, как башкирский народ сделали грамотным. Извините, если в первый раз не изложил свое мнение более детально.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Рустам Нурыев, что ж, исходя из вышеизложенного, Ваша позиция более понятна. Прошу и меня извинить за некоторую скоропалительность суждений. Также мне кажется, что уважаемый evig тоже не был в курсе таких аспектов "всеобщего образования в СССР".
    • 0/0