Новая Российская энциклопедия как зеркало переходного периода
Интервью
Но есть и еще одна причина, повышающая интерес к новому изданию, — новые герои новой России. Во все времена успех в битве за место в истории определяется вполне зримым результатом — попаданием в энциклопедию. Или выбыванием из нее. Вот, к примеру, в пятом томе второй Советской энциклопедии, вышедшем в 1950 году, была статья о Лаврентии Берии. Однако в 1953-м каждый подписчик получил письмо с настоятельной рекомендацией вырезать из тома 22 — 24-ю страницы и заменить их новыми, которые прилагались к письму. Вместо «Берия» на трех страницах подробно рассказывалось о Беринговом проливе.
Но сейчас Большая российская пишется с чистого листа. Господствующей идеологии у нас вроде бы нет, равно как и общепризнанной оценки многих политических деятелей. Поэтому и непонятно, кто именно войдет в новую энциклопедию, по какому принципу будут освещаться знаковые для России события. Об этом мы и решили поговорить с Сергеем Кравцом (на фото), ответственным редактором издательства «Большая российская энциклопедия».
— Сергей Леонидович, кто же сегодня получает пропуск в историю?
— Входят в энциклопедию только те, кто не может в нее не войти. Вот, например, раньше космонавты попадали в энциклопедию автоматически. Теперь же простого факта рядового космического полета недостаточно, нужно что-то особенное. Так что все космонавты у нас проходят жесткий отбор. Что касается госчиновников, то попадают все лидеры государства, премьер-министры, министры обороны, внутренних дел и финансов. А вот для остальных есть условие — нужно быть кем-то еще. Ну, к примеру, академиком или лидером политической партии. Для ученых принцип отбора прост: в энциклопедию попадают только члены Академии наук, правда, мы сделали исключение для неакадемиков Циолковского и Менделеева. Артисты к нам попадают только со званием народных, лауреатов Госпремий и Героев Соцтруда. Из деятелей эстрады у нас будут только Пугачева и «Битлз». Еще в энциклопедию впервые в истории войдут биографии всех 15 русских патриархов Православной церкви.
— Попадут ли в энциклопедию нынешние предприниматели и олигархи: к примеру, Роман Абрамович и Борис Березовский?
— Нет, ни этих, ни других российских предпринимателей в энциклопедии нет. Единственное исключение, которое мы сделали для представителей бизнеса, — Билл Гейтс. И этот хозяин «Майкрософта» войдет в историю не как самый богатый человек планеты, а как изобретатель операционных систем.
— Кто именно и по какому принципу осуществляет отбор кандидатов в энциклопедию?
— Ну, принцип у нас простой — актуальность и достоверность. Что же касается политических пристрастий, то мы уже перешли через этап, когда если мы сначала все были за красных, то потом только за белых. Сейчас мы можем взглянуть на нашу историю максимально объективно и беспристрастно. Конечно, мы понимаем, что не выпустим энциклопедию на века и поэтому наше издание должно быть и будет срезом той эпохи и того момента, когда ее сделали. А сейчас у нас какая эпоха? Переходный период. Поэтому и у нас будет энциклопедия переходного периода, где никому не будет даваться никаких резких оценок — ни негативных, ни позитивных. Мы просто фиксируем некую базу наших ценностей. И такой подход, как я считаю, очень хорош для нас. Нет какого-либо определенного угла зрения на события прошлого и настоящего, поэтому мы фиксируем факты, а не идеи — таков наш принцип. Но кто знает, что будет лет через двадцать. Может быть, в стране появится новая идеология и ученых снова заставят переписывать историю, выкидывать каких-то неудобных деятелей, вносить новых... Тогда и напишут новую энциклопедию. Но в то же время будет существовать и наша — дескать, был у нас и другой подход.
А что касается принципов отбора каких-либо конкретных персоналий для энциклопедии, то у нас все решения принимаются коллегиально. Вначале редакция заказывает список персоналий какому-то известному специалисту, занимающемуся историей данной науки. Затем составленный им словник мы направляем на рецензию редакторам-консультантам, а также нескольким независимым специалистам, авторитетным в данной области. Если в итоге какие-то разногласия остаются, привлекается редакционный совет из Российской академии наук.
— Как вы освещаете наиболее спорные исторические события, например «оккупацию» Прибалтики?
— Освещаем строго на документальной основе. Мы рассматриваем все принятые на межгосударственном уровне документы, очерчиваем мотивы, которые двигали теми или иными государствами, описываем все политические силы — как те, что были за союз с Россией или СССР, так и те, что были против. Беспристрастный анализ документов и исторический фон — вот основа. Так что никакой «оккупации» в энциклопедии не будет.
Вообще, я считаю, что в нашу компетенцию не входит выносить категоричные оценки прошлому. Задача — показать объективный механизм принятия решений. Если же вообще говорить об исторических статьях, то у нас резко сокращено количество «деструктивных представителей» — революционеров, террористов, которые с точки зрения идеологии большевизма якобы вершили историю... И наоборот, в наших статьях появилось больше государственных деятелей, которые работали на благо своей страны. Потому что мы хотим показать, что историей движут не только войны, кровь и смута, но и каждодневный созидательный труд. И только так можно будет за всевозможными трагедиями увидеть реальный прогресс и объективное положение вещей.
— Несмотря на все идеологические издержки, Большая советская энциклопедия считалась очень качественным изданием, особенно в области естественных наук. Но за прошедшее время наука сделала стремительные шаги. Что из старого, проверенного временем фонда вы оставите, что внесете нового?
— Действует правило: новый перечень статей должен на 70 — 80 процентов повторять предыдущий, иначе получится огромный разрыв в понятиях. Так как размеры статей ограничены, а объемы новой информации растут в геометрической прогрессии, чем-то неизбежно приходится жертвовать. В данном издании, к примеру, сильно сокращена статья «Автоматизация», которая в прошлом издании считалась самым актуальным явлением, буквально все автоматическое выдвигалось на передовой край прогресса. Теперь же много места отдано другим наукам: нанотехнологиям, информатике, телекоммуникациям.
Главное отличие Российской энциклопедии от западных аналогов — сжатость и сухость текста. Например, даже знаменитая «Британика» может вытащить какой-то вкусный факт и эффектно его подать. Считается, что читателю не важно, что именно сочинил композитор Бородин, но все запомнят, что он скончался во время бала, а поэтому запомнят и самого композитора...
Ну, у них свои традиции, а нам привычен наш академический подход. Я считаю, что задача энциклопедии состоит вовсе не в популяризации науки и прочих знаний. Этим пусть школа и вузы занимаются или научно-популярные издания. В нашем понимании энциклопедия прежде всего несет в себе охранительную функцию той базы данных, на которую можно опереться в бушующем информационном море. И в ней не должно быть крупных пробелов. Поэтому наша задача — унифицируя все, не терять своеобразия. Поэтому «Британика» от Большой российской энциклопедии отличается примерно так же, как отличается очень яркая, накрашенная женщина от более элегантной и строго одетой.
Название «энциклопедия» идет от греческого enkyklos paideia — «обучение по всему кругу знаний». Однако в России знание всегда приравнивалось к оружию, поэтому и путь энциклопедий к отечественному читателю был непрост. Именно поэтому издание новой энциклопедии каждый раз приравнивается к небольшой революции и научному перевороту.
1200 — на Руси распространяется сборник «Мудрость Менандра» — первый справочник, построенный в алфавитном порядке.
1250 — монах-доминиканец Викентий из Бове пишет первую энциклопедию Speculum majus в четырех частях и 83 томах.
1431 — в Великом Новгороде пишется справочник «Толкование неудобопознаваемом в писанных речемь».
1620 — слово «энциклопедия» впервые употребляется для названия научного труда Cursus philosophici encyclopedia, выпущенного протестантским богословом Иоганом-Генрихом Альстедом.
1751 — Дени Дидро и Жан Лерон Д’Аламбер выпускают свой труд «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», который стал знаменем французского Просвещения.
1768 — в Эдинбурге печатается первый том Британской энциклопедии, знаменитой «Британики». Среди авторов: Адам Смит, сэр Вальтер Скотт и Роберт Бернс.
1772 — в типографии Н. И. Новикова выходит составленный им «Опыт исторического словаря о российских писателях». Чуть позже Новиков публикует «Новый и полный географический словарь Российского государства».
1793 — печатается «Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской», составленный историком Василием Татищевым (его труд вышел через 43 года после смерти автора).
1823 — выходит в свет Российский энциклопедический словарь в 45 томах, в подготовке которого принимали участие многие декабристы. Однако после подавления восстания на Сенатской площади три отпечатанных тома словаря были уничтожены.
1863 — Феликс Толль издает «Настольный словарь для справок по всем отраслям знания» в трех томах, который на долгие годы действительно стал настольной книгой многих ученых.
1890 — в С.-Петербурге начинает издаваться Энциклопедический словарь Ф А. Брокгауза и И А. Ефрона (в 82 полутомах с четырьмя дополнительными полутомами) — самая известная российская энциклопедия.
1925 — в СССР начинается выпуск трех отраслевых энциклопедий — сельскохозяйственной, торговой и педагогической.
1926 — впервые выходит Большая советская энциклопедия (БСЭ) в 66 томах, которая позже дважды переиздается; последнее издание БСЭ вышло в 1978 году в 30 томах.
1975 — выходит более 20 отраслевых энциклопедий.
2001 — в интернете американцы Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) и Ларри Сэнджером (Larry Sanger) создают Википедию (Wikipedia) — самую большую всемирную энциклопедию, которую составляют... сами пользователи. В Сеть постепенно начинают выходить и все «печатные» энциклопедии мира.
Лишь очень немногие страны могут позволить себе издавать национальные энциклопедии, которые будут признаны всем мировым научным сообществом. Россия снова вошла в элитарный клуб шести стран-энциклопедистов. Какие же еще энциклопедии ценятся в мире?
Издается с 1768 года (с начала 1940-х годов выпускается в США). Выдержала 15 переизданий, кроме того, каждый год выпускается дополнительный том с обзором новейших достижений науки и техники. Объем — 30 томов.
Французская энциклопедия. Издается с 1878 года (15 переизданий). Объем — 20 томов.
Немецкая универсальная энциклопедия. Первое издание — 1796 — 1811 годы (18 переизданий). Объем — 12 томов.
Американская национальная энциклопедия. Издается с 1903 года (10 переизданий). Объем — 30 томов.
Испанская Универсальная иллюстрированная европейско-американская энциклопедия. Издается с 1908 года (с 1934-го издается по тому «Ежегодного дополнения» и раз в 10 лет переиздается том, посвященный Испании). Объем — 80 томов.
БСЭ, 1978 год/ «Рабочий класс (...) свергнул власть буржуазии и помещиков и установил диктатуру пролетариата. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась торжеством марксизма-ленинизма, открыла новую эру в истории человечества — эру перехода от капитализма к социализму и коммунизму».
БРЭ, 2005 год/ «Отряды солдат, матросов и красногвардейцев захватили власть в Петрограде, свергли Временное правительство и распустили Предпарламент... Прежняя правовая система отменялась, в основу новой правовой системы закладывался принцип «революционной целесообразности».
БСЭ, 1978 год/ «В результате последовательного проведения в жизнь кооперативного плана В. И. Ленина и большой организационной и финансовой помощи государства положение трудящихся крестьян в период коллективизации заметно улучшилось. Выросла доля середняков».
БРЭ, 2005 год/ «С 1929 г. начался переход к сплошной коллективизации на основе «ликвидации кулачества как класса». (...) Множество людей погибли от голода или бежали в города».
БСЭ, 1978 год/ «Пролетариат (Прибалтики) в союзе с трудовым крестьянством под руководством компартии пришел к власти мирным путем. (...) Выражая волю народа, парламенты всех трех стран приняли декларации о восстановлении Советской власти и о вступлении в состав Союза ССР».
БРЭ, 2005 год/ «Во всех трех странах (Прибалтики) под давлением СССР были сформированы просоветские правительства. Вскоре при поддержке части местного населения провозглашены Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР, которые в августе 1940 г. вошли в состав СССР. (...) В ходе советизации проводились репрессии и депортации противников сов. режима».
(Нет голосов) |