Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине» представлена армянам Москвы

Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине. С каталогизированным перечнем памятников армянской культуры в музеях и заповедниках

Пресс-релиз

  • 18 февраля 2013
  • просмотров 8740
  • комментариев 4
Армянская архитектура и памятники армянской культуры сохранились на той земле, где обитали армяне с древних времён и на территориях всех стран и континентов, где армяне находили пристанище. И, едва найдя, начинали создавать школы, строить церкви, расписывать стены своих и даже чужих церквей, и вообще, строить и создавать.

К сожалению, именно на той территории, которая осталась нам после большевиков, их намного меньше. Но знакомство с непревзойдёнными образцами работы армянских искусных умельцев и мастеров неожиданным образом происходит в исследованиях коренных жителей этих стран.

Возможно, именно это натолкнуло главного координатора культурных программ Союза армян России (САР) на создание цикла таких знакомств армянской диаспоры с этими исследованиями. Первой пунктом из этого поистине замечательного проекта оказалась встреча с бывшим музейным работником, жителем Львова Ириной Гаюк, кандидатом искусствоведения и просто красавицей, представившей присутствующим невероятный труд: «Иллюстрационная энциклопедия армянской культуры в Украине. С каталогизированным перечнем памятников армянской культуры в музеях и заповедниках» (Ілюстрована енциклопедія вірменської культури в Україні. З каталогізувати переліком пам’ятників вірменської культури в музеях і заповідниках). 

Исполнить давнюю мечту Габриеляна Гагика помог «свой человек» из Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН), доктор искусствоведения, зав. Отделом архитектуры Древнего мира и Средних веков Армен Казарян. Про Армена стоит сказать отдельно, несмотря на скромность, это специалист высокого класса и на него отдел культуры САР возлагает особые надежды. Достаточно сказать, что следующая встреча будет посвящена Ани. И можно не сомневаться, это будет поэма, прочитанная архитектором-искусствоведом. Недаром говорят, что архитектура — это застывшая музыка.

Ирина Гаюк рассказала, как она начинала свой титанический многолетний труд, как создавала свою бесценную «Энциклопедию».

— Армянская диаспора в Украине, — сказала она, — принадлежит к числу не только крупнейших, но и старейших в Европе. Ее богатое культурное наследие довольно значительно: это недвижимое армянское культурное наследие и движимое культурное наследие, отображенное в предметах культуры, ремесленных изделиях и письменных памятниках. Сюда относятся архитектурные памятники — дома, церкви, приюты, колодцы и так далее, которые или принадлежали армянам, или были построены по заказу на средства армян. Условно к этой группе можно отнести памятники, в строительстве которых принимали участие армянские каменщики, и памятники, построенные по проекту польских, украинских или русских армян..

Светская, как и церковная архитектура армян — это богатейшее культурное наследие: армянские жилые дома, дворцы, торговые здания, бани, колодцы, школы. Изучение, систематизация и каталогизация армянских кладбищ и захоронений даст ценнейший материал для изучения армянских родов, генеалогии, взаимосвязей армян разных регионов Украины, прослеживания миграционных потоков армян в разные периоды.

Интересные и значимые как в плане историческом, так и в художественном, армянские захоронения находятся во Львовском историко-культурном музее-заповеднике «Лычаковское кладбище». Здесь похоронены выдающиеся представители известных армянских родов Абгаровичей, Барончей, Исаковичей, Кшечуновичей, Ромашканов, Стефановичей, Теодоровичей, Тировичей. Здесь также представлены и работы именитых армянских художников, в частности, Тадеуша Баронча, Юлиана Захаревича, Людвига Тировича-старшего.

По документам известно не такое уж малое количество имен армянских живописцев XVI–XVIII вв. (В. Кеверович, А. Стефанович, Г. Туманович, А. Хидирович, Камчиц, братья Фаруховичи и др.). Наиболее известными львовскими армянскими художниками конца XVI–XVIII вв., безусловно, были Богушовичи, Христофор Захария Захнович и отец и сын Шимоновичи.

Размеры фолианта, объём выполненной кропотливой научной работы и качество столь внушительны, что присутствующие не могли найти слов от восхищения, бесконечно повторяя: «Спасибо вам, спасибо спонсорам!» Спонсор, Георгий Александрович Казарян, по словам Ирины, хорошо изучил проект и не поскупился, книга получилась, действительно, достойной.

Труд Ирины Гаюк, в самом деле,колоссальный и имеет колоссальное значение для арменоведов и искусствоведов.

Он открывает новые возможности для изучения армянского искусства в близлежащих, примыкающих к Украине территориях, Польше, где неоценим вклад живущих там около 200 000 армян-католиков (ассимилированных, кстати, скорей всего, по причине перехода в католицизм), в Молдове, Румынии. Далее везде. Остаётся уповать на энтузиастов-профессионалов, подобно Гаюк, чтобы продолжили и переняли эстафету.

С коротким докладом выступил Армен Казарян, который,собственно, и открыл нам Ирину Гаюк. Вначале оба доклада были представлены научной общественности в НИИ Архитектуры и Градостроения.

Армен Казарян отметил, что с научной точки зрения «Энциклопедия» безупречно составлена, исследовано 40 музеев и их запасников. Это поистине огромный труд. Сам Армен немного рассказал о б Армянской церкви во Львове.

Армянский собор во Львове (1356–1363) — самое древнее сохранившееся сооружение армян Западной Украины и на всей исторической территории Речи Посполитой. На протяжении веков собор неоднократно ремонтировался, приобретая интерьеры и внешний облик, соответствующие вкусам разных эпох. По заключению О.Х. Халпахчьяна, «Армянский собор Львова выстроен в традициях национального зодчества, перенесенных во Львов не непосредственно из Армении, а через Кафу, или, что менее вероятно, через известную с XII в. армянскую колонию в Галиче. Поскольку ктитором, как и в случае с армянским собором Николая в Каменце-Подольском, являлся армянин из Кафы, видимо, оттуда был и архитектор – автор собора, по проекту которого каменных дел мастер Доринг при помощи армянских ремесленников выполнил строительство».

Было представлено много иллюстраций на экране. Некоторые из них приводим на сайте.

В ответ на восторженные отзывы присутствующих Ирина Гаюк и Армен Казарян выразили благодарность Союзу армян России и Гагику Вагаршаковичу Габриеляну за неоценимую помощь в организации мероприятия. А Гагик Вагаршакович многозначительно смотрел на членов общины, обдумывая новые темы своего проекта: «Армянские архитектурные и культурные памятники». Пожелаем ему успеха, а нам всем соприкосновения к прекрасному, а также углублению знаний о нашей древней культуре.

Мир энциклопедий. Презентация «Иллюстрированной энциклопедии армянской культуры в Украине» в Москве была анонсирована в начале января 2013 года. Представить издание должны были в конце того же месяца.

  • Теги
  • Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине
  • Ирина Гаюк
  • НИИТАГ РААСН
  • РААСН
  • САР
  • Украина
  • английский язык
  • арменоведение
  • армяне
  • армянская культура
  • иллюстрированная энциклопедия
  • презентация
  • русский язык
  • украинский язык

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Достойный труд. Армяне — один из немногих народов, свято оберегающих древние культурные традиции во всем, начиная с одежды и заканчивая приготовлением пищи. Надеюсь, в энциклопедии в равной степени освещены памятники их культуры на разных территориях, так как в статье в большей степени дана информация о львовской диаспоре армян. В моей местности (на юге Украины) их довольно много, поэтому благодаря этой книге хотелось бы побольше узнать об их традициях, дабы получше понять их образ жизни и мышления.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Создалось впечатление, будто люди, занимающиеся таким славным делом, как мне показалось, подвержены одному весьма заразному "изму".
    К сожалению, именно на той территории, которая осталась нам после большевиков, их намного меньше.
    А ведь только эти большевики были залогом того, что армяне со своей богатой культурой не исчезли совсем. Кто сомневается или не согласен — поищите-полистайте материальчики о геноциде армянского народа товарищами турками. Много чего товарищи младотурки натворили с 1918 по 1923 гг. Да и до прихода к власти младотурков много чего творилось...

    Вообще же, "путешествие" этой энциклопедии, теперь приведшее ее в Москву, явно еще не окончено. Успехов.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Армянская диаспора в Украине хоть и немногочисленна, но очень сплочённая. И к своим культурным традициям и собственной истории армяне относятся с большим почитанием. «Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине», уверен, найдёт своих читателей во многих странах мира, где проживает хотя бы несколько человек, чья национальность армянин.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    При социализме модно было устраивать дни разных народов, проживающих в СССР. Социализм вместе с коммунистами ушел, но идеи живут и побеждают... "здравый смысл". Хватит уже восторгаться разными народами: то армянским, то украинским, то еще каким-нибудь. Ведь ясно же всем: все народы одинаково хороши... А кто же будет устраивать чествования китайского народа, каких-нибудь народов Африки? Ведь они же скоро будут составлять значительную часть любой европейской страны. Все эти чествования отдельно взятой национальности — атавизм. Грядет жизнь, когда людям не будет интересна ничья национальность. И все эти энциклопедии — истлеют в подсобных помещениях библиотек.
    • 1/0