Рецензия
Горшенин А. В. Литература и писатели Сибири: Энцикл. изд.: В 2 т. /А. В. Горшенин. — Новосибирск: РИЦ "Новосибирск", 2012. — 569 с.: ил. — ISBN 5-900-152-91-3.
Энциклопедиями Сибирь не богата. Тем более литературными. Те, что все-таки появились, были лишь «материалами к словарю» (Н. Здобнов, Б. Жеребцов, Н. Яновский). Алексей Горшенин в энциклопедическом издании «Литература и писатели Сибири» идет по стопам своих предшественников, дополняя и расширяя список писателей и давая основные понятия по теории и истории сибирской литературы, без которых не обойтись.
Охватывая взглядом эту широкую, поистине энциклопедическую панораму, понимаешь, что сибирская литература не фантом или призрак, а вполне конкретное явление, имеющее право на существование. Ибо в ней были не только В. Астафьев, В. Шукшин и В. Распутин, которых вспомнит любой, но и сибирское летописание, и толстые журналы (первые аж в XVIII веке), и классики (первые — И. Калашников и П. Ершов, которых знали А. Пушкин и В. Белинский), и литературная среда, «почва», на которой взросли нынешние сибирские знаменитости.
Эта «среда», т. е. писатели, не уступающие выдающейся «тройке» классиков (а до них были еще Вс. Иванов, В. Зазубрин, Л. Сейфуллина, С. Залыгин, Л. Мартынов и др.), и составляет основное содержание книги А. Горшенина. В узких рамках энциклопедических статей автор все же находит место для «штрихов» к их биографии, как правило, рабочей, трудовой. И узнаёшь, что будущие писатели-сибиряки имели подчас весьма экзотические должности: А. Преловский, например, был «скотогоном в Монголии», О. Чарушников – «начальником бюро по трудоустройству», а П. Реутский, учившийся в рыбном техникуме, работал в цирке.
Все по М. Горькому: лишь побывав «в людях», можно что-то настоящее создать в литературе. Сибиряк — значит реалист. В этом мнении укрепляешься, знакомясь с историей сибирской литературы. В соответствующей обзорной статье узнаёшь, что и романтизм в Сибири особенный: «местный колорит» для писателей-сибиряков был не отвлеченным, а вполне конкретным, реальным явлением, читаем в статье «Литература сибирская». Жаль вот только, что не все писатели ощущали свою принадлежность к ней, соблазняясь «московской» славой. Тщетными оказались призывы знаменитых «областников» XIX в. Н. Ядринцева и Г. Потанина к тому, чтобы во имя краевой литературы «быть готовым к скромной роли провинциального писателя». Жупел «областничества» и суровая кара за малейшие его проявления сыграли свою роль, и сибирский писатель в ХХ в. осознавал себя сибирским лишь отчасти. Согласно родившемуся тогда же определению сибирской литературы как «участка общерусской литературы» (М. Азадовский).
А. Горшенин о дискуссиях и разногласиях лишь сообщает, информирует, оговаривая в предисловии, что в книге нет «литературоведческого исследования и оценок». Но от оценки современных тенденций не отказывается: «У большинства авторов нынешнего поколения художественных достижений почти нет» («Проза Сибири»); «Поэтическая палитра сегодняшней Сибири… не складывается в цельную картину» («Поэзия Сибири»); литературная критика «становится по преимуществу рецензионно-аннотационной, а то и просто рекламной» («Литература сибирская»).
Больше А. Горшенина все-таки интересуют «персоналии», в первую очередь эпохи «золотого века» сибирской литературы (60–80-е гг.). Творчеству особенно интересных и значимых прозаиков и поэтов той поры (И. Лавров, Н. Самохин, А. Плетнев, А. Плитченко, Р. Солнцев, Н. Закусина и многие другие) он посвящает немало энциклопедических строк. Хотя в целом А. Горшенин весьма лаконичен, вполне владея искусством словарной статьи, максимально информативной, ёмкой.
Помимо персональных, есть в книге и традиционные для такого рода изданий статьи о литературных группах и организациях, журналах, альманахах, сборниках, музеях и премиях, которых в Сибири все же не так уж и много. Интересны, хотя и не всегда по-настоящему современны, статьи о «влияниях»: «Достоевский и Сибирь», «Чехов в Сибири», «Горький и литература Сибири» и т.п. Но в целом автор вполне объективен: соблюдая баланс, включает в книгу статьи об эмигрантах — Г. Гребенщикове, А. Несмелове, А. Ачаире, «диссиденте» и бомже А. Кутилове.
Энциклопедия А. Горшенина появилась своевременно, в напоминание о том, что региональные литературы (литературы и писатели коренных сибиряков Севера, Алтая, Чукотки, Камчатки и др. в книге также не забыты) — не миф или выдумка советских литературоведов, а реальность.
(Нет голосов) |