Масштабный книжный проект — Православная энциклопедия — достиг своего экватора
Интервью
Вышли в свет уже 30 томов энциклопедии, начатой еще в прошлом веке по благословению патриарха Алексия II. А недавно под председательством патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя были подведены итоги первой половины проекта и определены задачи на вторую. Об этом беседуем с руководителем церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергеем Кравцом (на фото).
— Так это точно — середина пути?
— Да, теперь уже ясно, что всего будет не более 60 томов. Мы прошли букву «И» — самую объемную в церковном православном алфавите, она заняла у нас девять томов. Сейчас приступили к букве «К». А в русском алфавите тот, кто пришел к этой букве, достиг середины.
— Тут вас ждет еще и символическая веха — статья «Константинополь»...
— Действительно, именно на этой статье 100 лет назад прервалась и уже никогда не возобновилась наша предшественница — дореволюционная православная энциклопедия. Тогда помешала Первая мировая война.
— И с тех пор в мире так и нет аналога нынешнему проекту?
— Нет. Появилась в
— А почему все-таки нельзя было заранее определить точный объем трудов?
— Обычно энциклопедии выполняют кодифицирующую функцию, то есть подводят итог накопленного знания, становятся его верхушкой. Ну а эта энциклопедия — исследовательская, основание горы знаний. Большинство тем здесь вообще впервые рассмотрены с научной точки зрения. Нам зачастую приходилось не ссылаться на фундаментальные исследования, а самим их создавать.
Канонизация святых в
Именно поэтому Православная энциклопедия востребована сейчас и в других конфессиях — она вводит в научный оборот материалы единой Церкви, которых больше нигде нет.
— А для нашего читателя какие-то открытия в первой половине проекта сделаны?
— Конечно, их очень много. Вот самый простой пример. XIV век. Умирает великий князь московский Иван Иванович Красный. На престол воcходит его сын Дмитрий Иванович — будущий Донской. Ему 12 лет. И если судить по прежним учебникам истории, то получается, что
Или взять 1547 год — венчание на царство Иоанна Грозного. Почему вдруг это произошло, кто создал саму программу венчания? А вот был такой митрополит Макарий, о котором тоже прежде ничего не говорилось. Хотя это человек такого масштаба, что, например, пока он был жив, ни о какой опричнине и речи быть не могло... Без таких людей наша история временами представлялась просто бессмысленной. И только вводя церковно-исторические реалии, мы начинаем многое понимать.
— Возможен ли перевод энциклопедии в электронный вариант?
— Смотря какой смысл в это вкладывается. Электронная версия, просто повторяющая книжную? Все-таки больше смысла в том, чтобы создавать новые возможности и новую свободу передвижения по миру знаний. И такой проект есть. Это портал «Знание», который уже подготовлен к началу работы ведущими энциклопедиями страны.
Вот самый простой пример. Как бы выглядела в портале «Знание» статья о великой русской реке Волге? Во-первых, читатель найдет о реке все мыслимые сведения. При этом, нажав кнопку, можно сравнить, скажем, сток Волги со стоками Амазонки, Нила. Тут же возникает куча подсказок, объясняющих, например, почему один берег реки высокий, а другой низкий. Можно посмотреть на все города на Волге. И от Городца уходить, допустим, к Александру Невскому, потому что он здесь умер. К народным промыслам, потому что здесь они есть. В сторону церковного искусства — к Александро-Невской лавре. В сторону армии — орден Александра Невского. В сторону истории — через битву на Ладоге. Мы как-то от статьи «Волга» прошли до статьи «лазер»: во время войны физический институт, в котором работал Виталий Гинзбург, был эвакуирован в Казань, на волжские берега...
Самая простая электронная версия Православной энциклопедии есть — первые
<...>
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56) |
Издатели «Православной энциклопедии» добралисьУдивлённо до «Константинополя»Широкая улыбка
...эта энциклопедия — исследовательская, основание горы знаний. Большинство тем здесь вообще впервые рассмотрены с научной точки зрения. Нам зачастую приходилось не ссылаться на фундаментальные исследования, а самим их создавать...Нет, безусловно, такой подход к созданию фундаментального энциклопедического издания совершенно нормален. Но и "палку перегибать", наверное, не следовало бы, а остановиться в энциклопедии лишь на самых ключевых моментах в освещении той или иной темы, предоставив тем самым пользователю возможность определиться, требуется ли ему еще что-то дополнительно или вполне достаточно того, что здесь имеется. Идея
Мы же делаем, как это принято у русских с их всемирной отзывчивостью...По-моему, дело не в этой «русской всемирной отзывчивости» (в большей мере являющейся мифом), а в другой русской черте — вечном стремлении объять необъятное, везде успеть и ни в чем не преуспеть.