Интервью
- 13 апреля 2011
- просмотров 6085
160-летию Чита получит новое подарочное издание. Над его созданием трудится коллектив «Энциклопедии Забайкалья». «Устранять «белые пятна» в истории Читы и края — наша работа», — говорит Наталья Дроботушенко (на фото), начальник научно-редакционного центра «Энциклопедия Забайкалья», член Общественной палаты Забайкальского края.
— Наталья Евгеньевна, больше десяти лет Вы работаете над созданием энциклопедий. Чем интересен проект?
— Проект «Энциклопедия Забайкалья» создаётся административным путём, но на общественных началах. А вот теперь задумайтесь, какая это взрывная смесь! Только благодаря мудрости власти и энтузиазму общественности страница за страницей появляются новые тома. Идею, рожденную наверху, поддерживает общественность, а реализуется она совместно. И это яркое проявление гражданского общества в нашем регионе.
В среднем один том содержит 1500 статей. Чтобы они появились, нужно 20 редакторов и 500 авторов, около 100 исследователем — известных ученых, краеведов, специалистов... Пытаемся имеющимися силами описать все недостающие сюжеты нашей истории. Нередко подготовленные статьи оказываются «живыми» — авторы, как истинные создатели, стремятся к самобытности, им очень тесно в суровых рамках типовых схем.
— Главный редактор энциклопедии — губернатор. Вносит ли он свои правки?
— Губернатор — историк по образованию. Он очень внимательно отслеживает все ключевые статьи и знаковые персоны. Его слово становится решающим, когда возникают сложные дискуссии. Но не помню ситуации, чтобы он вычёркивал из энциклопедии своих оппонентов — соперника на выборах 2000 года Виктора Войтенко, к примеру, или не дружащих с властью с журналистов.
Энциклопедии в XX веке стали важной составляющей системы необходимых государственных атрибутов, наряду с гербом, флагом и гимном. Чтобы грамотно управлять, власть нуждается в концентрированном знании. В истории советской энциклопедистики были и репрессированные авторы, и страницы, которые нужно было вырвать, заменить новыми. Так, «репрессирована» была «Дальневосточная энциклопедия», которая готовилась в 1920-1930-х. А год назад в одной из сибирских энциклопедий, когда она уже была подготовлена к печати, в спешном порядке статью о человеке заменили текстом... о птице. Убеждена: в энциклопедиях должны быть и победители, и проигравшие, и злодеи, и праведники.
— Уже 24. Это девять выпусков предварительных материалов, четыре тома универсальной энциклопедии с дополнительным пятым томом, посвященным Агинскому округу. Четыре книги в серии «Малая энциклопедия Забайкалья», шесть справочников в серии «Библиотека «Энциклопедии Забайкалья». Природа и общественно-политическая жизнь, наука и образование, спорт и культура получили своё освещение в рамках проекта. Сейчас в работе сразу четыре тома. Столько же ещё ждут своей очереди. В этом году выходят тома малой энциклопедии Забайкалья: «
Наука и образование», «
Здравоохранение», «
Археология». В конце года планируем сдать в печать рукопись энциклопедии «Власть». Работа ведётся над томом «
Международные связи. Геополитика» и над альбомом «Фотолетопись Забайкалья». Это новый для нас формат, ведь отправной точкой становится иллюстрация.
— Сколько времени уходит на подготовку одного издания?
— Оптимальный срок подготовки одной книги — от двух до пяти лет. Не так давно в одном из регионов вышла энциклопедия, которую сделали к юбилею города за полгода. Но это привело к тому, что, судя по статье в ней, Ленин родился в 1970 году. Другой энциклопедии не повезло: затянули — проект закрыли. Мы стараемся укладываться в классические сроки. Например, «Малую энциклопедию Забайкалья: Наука и образование» готовили пять лет. Над томом «Здравоохранение» трудились с 2007 года. Полтора года назад стало казаться, что сделали все, что могли, но губернатор предложил не торопиться. Сейчас рукопись, выросшая в 2,5 раза, уже в издательстве.
Процесс совершенствования бесконечен. Всегда остаются сотни вопросов, на которые не удалось ответить за отведённое время. И это нормально. Нужно найти силы, чтобы остановиться.
— Сегодня в срочном порядке готовится издание к 160-летию Читы. Не боитесь в спешке допустить ошибки?
— Срок подготовки и вправду фантастический — всего три месяца от концепции до подписания в печать. С другой стороны, речь идёт не о всеобъемлющем справочном издании. «Чита историческая» расскажет о ярких страницах из жизни города. У неё особенный формат — это будет подарочное иллюстрированное издание. Под руководством Михаила Васильевича Константинова удалось собрать сильный авторский коллектив. Мы прилагаем все усилия, чтобы не обмануть ожидания горожан.
Кроме того, разрабатывается концепция энцикломного, но наша задача — найти новые ракурсы и сюжеты. В рукописи должно быть около 400 страниц с персоналиями — примерно 600 статей. Руководители города. Почётные граждане. Герои Советского Союза и России — уже одна третья. А теперь попробуем определить, сколько должно быть учёных, педагогов, медиков, художников, писателей, актёров, музыкантов, журналистов, спортсменов, политических и военных деятелей... И заметьте — речь идёт о персоналиях как минимум с 1653 года. При этом у читателя не должно возникать вопроса: почему именно этот человек здесь присутствует? Всё должно быть аргументированно.
— Много ли «белых пятен» в истории края?
— Более чем за десять лет существования проекта их стало кратно меньше. «Энциклопедия» дала мощный толчок целому ряду краеведческих исследований. Появились новые, интересные авторы. Маленькая статья порой становилась для исследователя направляющей, а поиски приводили к публикации в научных сборниках и даже к выпуску отдельных изданий. А посмотрите, какое количество краеведческой литературы стало появляться в районах края. Всё чаще слышу от исследователей: «Нашёл информацию, которой нет в энциклопедии. Собираюсь публиковать!». Это значит — прочитали, проанализировали и пошли дальше.
— А какие периоды самые сложные в описании?
— С большим трудом находим информацию о событиях и людях 1950-1970 годов. Кажется, всё это ещё так близко, знакомо, не забыто... Трудно найти не столько архивные документы, сколько авторов-исследователей, которым был бы интересен этот период. Куда больше людей, готовых изучать события вековой давности. При этом проблемы есть и с фотографиями. Фото этих годов хранятся в семейных альбомах, а профессиональные фотографии — утеряны. Так мы прощались с советской эпохой...
— Любые знания со временем устаревают. Какой «срок годности» у энциклопедии?
— Это срез десятилетия, и. в пределах этого времени информация в ней считается актуальной. А потом она становится очень важным историческим источником. Естественно, чем новее издание, тем полнее в нём сведения. Обновлять время от времени информацию позволяет Интернет. Наш сайт в полном объёме не повторяет книги проекта. В то же время мы не всегда успеваем «осовременить» статью на сайте.
— Может, стоит уже отказаться от печатного формата энциклопедии и заниматься только электронным?
— Помните, как в одном советском фильме герой говорил, что скоро ничего не останется и будет сплошное телевидение? Никогда не воспринимала книгу лишь как источник информации. Никакой экран не сможет заменить человеку ощущения трепета от соприкосновения с живой страницей. Книга — произведение искусства. И как любое творение рук, разума и души человека — книга иногда оказывается неудачей творца, а иногда шедевром, иногда становится настольной, а иногда бестселлером. В любом из своих проявлений она нужна.
— Как историк Вы не раз принимали участие в археологических раскопках. Тяжело переносить научные экспедиции женщине?
— Я люблю путешествия. Для меня не бывает трудностей в пути, каким бы тяжёлым он ни казался. Ведь это не препятствие, а приключение, которое обязательно принесёт много нового!
Справка
2,5 тысячи авторов приняли участие в создании 24 книг проекта «Энциклопедия Забайкалья» — одного из лучших региональных энциклопедических проектов в России.
Газета «Читинское обозрение»
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи