- 25 июня 2013
- просмотров 4896
Мир энциклопедий. Отрывок из статьи «Музей для фортепиано с гитарой» об экскурсоводе Государственного мемориального музея Булата Окуджавы в Переделкине
Лидии Васильевне Кирилловой. Опубликована в «НГ-сценарии», приложении к «Независимой газете» (НГ) [1]
1.
У Лидии Васильевны Кирилловой есть мечта, которая выглядит красиво, компактно и очень хорошо звучит. Она называет мечту электрической доской. Если говорить точно, то Лидия Васильевна мечтает о клавишном синтезаторе.
Мечтательнице сейчас
90 лет.
<...>
Училась она в Московском полиграфическом институте на редакционно-издательском факультете. Поступила туда в 1943 году, сразу же, как вернулась из эвакуации, где работала на военном заводе. Институт был знаменит своими выпускниками, многие из которых стали известными людьми.
Ее же после института направили в издательство «Советская энциклопедия». Там-то она и проработала без перерыва
40 лет. Начинала литературным редактором, потом стала научным. И так дослужилась до ученого секретаря научно-редакционного совета. А этот орган представлял собой, как она выразилась, «иконостас», в него входили известные советские академики, ведущие деятели науки, культуры, образования.
Само название издательства предполагало не только образованность, но и строгую профессиональную ответственность.
Я, вспомнив героиню фильма
Тарковского «Зеркало», спросил, как было с идеологическим контролем. Лидия Васильевна сказала, что контроль конечно, был, но тут же стала вспоминать о том, что чаще всего научно-редакционный совет всячески защищал тех, кто попадал под убийственные окрики надзирателей свыше.
У нас работали люди и сложной военной судьбы. Помню, пришел парень, которого ранили на фронте, он попал в плен, откуда бежал. И это уже было серьезное «пятно в биографии». Но, на счастье, у нас работал, как он сам себя называл, «самый старый большевик планеты» — Фёдор Николаевич Петров. У этого человека революционный стаж с учетом подпольной работы превышал возраст самой большевистской власти. Так вот он сумел поставить на место ревнителей «чистых анкет».
Конечно, в разное время у них были выдающиеся защитники вроде академиков
Бориса Введенского или
Александра Прохорова, профессионализм и авторитет которых просто сметал мастеров идеологических экзаменов или искателей в редакции носителей «неправильных» фамилий. И когда проверяющие пытались выжить кого-то хотя бы по причине почтенного возраста, то замдиректора, который был, может, не столь влиятельной фигурой, на эти поползновения отвечал: «А у меня здесь не футбольная команда».
Лидия Васильевна считает, что ее характер, мировоззрение, пристрастия сформировали именно те 40 лет, что она проработала в «Энциклопедии», интеллектуальный и человеческий капитал которой был так значителен, что жить в той атмосфере было интересно и даже радостно.
<...>
Теперь я думаю, что и ее Полиграфический — тоже не хухры-мухры. Как и издательство «Советская энциклопедия». Они выработали в героине такой приоритет, как свобода. И такую ценность, как жизнь не ради бытового счастья.
Сейчас снимаю комнату неподалеку от музея. С отдельным входом. Чтобы в Москву реже мотаться. Правда, зимой холодновато, где-то стенка промерзает.
Лидия Васильевна говорит это, перебирая свой архив с пародиями и посвящениями. Я понимаю, что разговор о бытовых трудностях она закончила.
До тех пор, пока ее согревает мечта о клавишном синтезаторе.
Мир энциклопедий. 25 марта 2021 года на сайте Музея Окуджавы вышла статья памяти Лидии Васильевны Кирилловой [2]
2.
Литература
- Соломонов Ю. [Б.] Музей для фортепиано с гитарой/ Юрий [Борисович] Соломонов. — Текст: электронный// Независимая газета. — 2013. — 25 июня. — URL: https://www.ng.ru/style/2013-06-25/16_museum.html (дата обращения: 03.10.2023).
- Памяти Лидии Васильевны Кирилловой. — Текст: электронный// Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкине. — 2021. — 25 марта. — URL: http://okudshava.ru/event/1422/ (дата обращения: 03.10.2023).
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи