Интервью
- 19 июня 2013
- просмотров 4754
Мир энциклопедий. Из интервью автора идеи и куратора «
калужской Википедии», инженера с теологическим образованием, программиста, журналиста и историка, редактора журнала «Православный христианин», издаваемого Калужской епархией,
Михаила Дьяченко (на фото) порталу kp40.ru. Весной Дьяченко купил под один из своих проектов сервер, но проект провалился, а сервер остался. Затем Михаил рассказал об идее создания «калужской википедии» в социальной сети. Интернет-сообщество отозвалось — нашлись авторы-добровольцы, и официальной датой рождения проекта стало 14 мая,
уточняет телерадиокомпания «Ника». За полтора месяца на сайте появился краткий очерк об истории Калужской епархии, заготовки о калужских епископах, информация об архитекторе Ясныгине, Калужском областном драматическом театре. В начале работы Михаил считал, что материала у него достаточно, но затем убедился, что необходимо его пополнение: уже достигнута договорённость о сотрудничестве с Государственным музеем истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге (ГМИК им. К. Э. Циолковского), планируется подключить Калужский областной краеведческий музей (КОКМ) и калужские вузы. При этом Дьяченко уверен, что для создания полноценной «калужской википедии» потребуются долгие-долгие годы.
Хорошо там, где мы есть
— Мы часто произносим, что гордимся нашей славной Калужской землей. А что реально стоит за этими словами? — размышляет вслух Михаил. — У нас жили и творили Циолковский, Чижевский, Чебышев. А еще здесь жил никому не известный человек по фамилии Богданов. Он пытался создать — и успешно решал эту задачу — всенауку! На его работах базируются труды основателей кибернетики. Большинство калужан о Богданове даже не знают, а могли бы гордиться таким земляком!
Или Алексей Тимофеевич Скрипкин — директор первого на планете Музея истории космонавтики. Он очень недолго руководил им и фактически сгорел на этой работе. Но именно от этого человека во многом зависело то, как формировался музей и каким он стал. В «большой» Википедии нет ни одной статьи о Скрипкине! А между тем еще есть рядом люди, знавшие его. Есть документы, фотографии. Пройдет совсем немного по историческим меркам времени: 10, 20 лет — и ничего этого не останется!
А многие ли знают о том, что до революции в Калуге издавалось два журнала по пчеловодству? Или что в заштатном на тот момент Перемышле были уникальные церковные хоры, которым, по свидетельствам современников, позавидовали бы многие московские и петербуржские храмы?! И в том же Перемышле существовал народный театр, репертуар которого целиком повторял репертуар МХАТа. Об этом надо рассказывать, чтобы люди понимали, наследниками чего они являются. Пусть для них это будет открытием. Так что одну из задач нашего ресурса я вижу в том, чтобы показать калужанам, в каком удивительном месте они живут.
А еще хочется развеять несколько черных мифов о Калуге. Например, о том, что калужане встречали фашистов в 1941 году хлебом-солью. На Yоutube есть видео немецкого тележурнала «Die deutsche Wochenschau», который посвящен взятию Калуги. Никаких встречающих хлебом-солью там нет. То же касается и немецкого публичного дома в городе. Согласно мифу, работать в него пришли несколько сотен калужанок. Офицерский публичный дом, действительно, был. Находился он в здании нынешнего кинотеатра «Центральный». Но работали там немки, которых офицеры возили за собой.
Исторический вакуум
— А зачем тебе все это нужно — рассказывать, объяснять? И, кстати, нужно ли это калужанам?
— Да, думаю, что нужно. Я вожу паломнические поездки, и не было ни одной, чтобы мне не задавали дополнительных вопросов по истории Калужской земли, хотя я почти два часа непрерывно о ней рассказываю. Так что спрос точно есть.
Если говорить о том, зачем мне это нужно, то я убежден: человек не может быть душевно здоров, если он не чувствует живой связи с прошлым своей семьи, своего города, своего народа. Одна из причин глубоких проблем нашего общества заключается в том, что современные люди пытаются жить в некоем историческом вакууме: одним лишь нынешним днем, здесь и сейчас. Мы замкнуты в клетке сиюминутных идей. И наш труд таким образом уходит в пустоту. Зачем издавать газету или журнал? Зачем строить дома и делать их красивыми? На наш век хватит, и ладно!
У меня на глазах однажды уже умерла одна страна, в которой я родился. Кто может гарантировать, что это не произойдет еще раз? К счастью, я не единственный человек, который чувствует то же самое. Но наша проблема в том, что мы разрознены. Так что этот проект — еще и попытка объединить людей, которые понимают, что если мы и дальше будем жить в этом вакууме, то завтра у нас не станет ни страны, ни будущего.
С миру по строчке
Поучаствовать в проекте может любой житель нашей области, болеющий за сохранение духовного, культурного, исторического наследия своей малой Родины. Разделов и материалов в калужской Википедии пока немного, что, впрочем, не удивительно: портал работает меньше месяца, многие статьи находятся в процессе обсуждения. Авторов‑энтузиастов вместе с Михаилом Дьяченко пока четверо. Это журналист Владимир Андреев, музыкальный редактор калужской радиостанции «Радио40» Сергей Сычев и архитектор Александр Климов. Скептиков, понятное дело, гораздо больше.
— Я сам — большой скептик проекта и могу назвать тысячу причин, по которым он умрет уже сегодня к вечеру, — признается мой собеседник. — Но помнишь, как писали Стругацкие? «Не надо мне говорить о том, что эта задача не решаема. Вы мне расскажите, как ее решить!» Самое интересное в жизни — это делать невозможные вещи. Разум подсказывает: «Ты не сможешь!» «Но ничего, — говоришь себе, — я все делать не буду, а только вот этот маленький кусочек». А потом еще один и еще. Я надеюсь, что придут люди, которые потихонечку, шаг за шагом будут делать эту работу. Не по долгу службы и не за деньги, а ради любви к родному городу, родному краю. Там три строчки и там. Вот и получится, как это у нас всегда в России бывает: с миру по нитке, Калуге — на энциклопедию.
Мир энциклопедий. В интервью ИА REGNUM Михаил Дьяченко
отметил: «Мне так же кажется важным подчеркнуть, что этот проект не спонсируется ни частными, ни государственными организациями, он представляет собой частную инициативу нескольких жителей Калуги и я, как организатор проекта, надеюсь, что таковым он и останется, сохраняя независимость ради объективности, пусть даже и ценой какого-то материального преуспевания».