Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Яндекс» выделил грант проекту «Викиданные»

Wikidata
  • 1 июля 2013
  • просмотров 4405
  • комментариев 5
Сервис «Викиданные» (Wikidata), проект Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation), получил от компании «Яндекс» грант в размере € 150 тысяч, сообщается в блоге Wikimedia Deutschland в публикации от 6 июня 2013 года. В тот же день о новости было объявлено на конференции SemTechBiz в Сан-Франциско.

«Викиданные» — единая база для хранения структурированных данных, которые будут использоваться во всех статьях Свободной энциклопедии вне зависимости от языковой версии (статистические, хронологические данные, имена известных личностей и т. д.).

Например, в «Викиданных» могут храниться данные по численности населения определённого города. Все статьи Википедии (Wikipedia), в которых упоминаются эти данные, будут содержать специальный ключ с названием города и атрибутом, ассоциированным с численностью населения. Чтобы подкорректировать статистику, будет достаточно изменить только одну запись в «Викиданных», что отразится на всех соответствующих статьях Википедии. Это же относится к связанным с городом географическим, политическим и прочим сведениям (имя мэра, телефонный код, города-спутники, известные граждане и т. п.).

О причинах, побудивших «Яндекс» поддержать «Викиданные», менеджер проектов российского поисковика Александр Шубин рассказал Supreme2.Ru: «Мы все привыкли, что интернет — это набор страниц с текстом, ссылками и мультимедийной информацией. Исследование этих страниц и связей между ними началось десятки лет назад. Но человеку гораздо привычнее мыслить в терминах объектов — людей, вещей, явлений. Задача изучения объектов и их взаимодействия на порядок сложнее изучения взаимосвязи интернет-страниц.

На пути исследователей, которые занимаются ею, есть множество препятствий. Одно из них — необходимость иметь большую качественную базу таких объектов, с прописанными атрибутами и связями. Это невозможно сделать самостоятельно, такая база может быть составлена только с помощью объединённых усилий тысяч людей. Именно поэтому мы рады поддержать Wikidata, попытку открыто, совместными усилиями создать такую базу. Мы уверены, что Wikidata со временем станет такой же нужной, как Википедия, и поможет создать самую полную базу объектов. Это сделает возможным совершить качественный скачок во взаимодействии человека с существующими сервисами, а также создаст платформу для создания принципиально новых: в интернете и не только».

Впервые проект был представлен на международной конференции Викимедии, проходившей 30 марта 2012 года в Берлине, однако днём его рождения является 30 октября 2012 года. Работу выполняют специалисты германского отделения Викимедии под руководством доктора Денни Врандечича (Denny Vrandečić), выходца из Технологического института Карлсруэ (Karlsruhe Institute of Technology (KIT)), соучредителя проекта Semantic MediaWiki.

На начальном этапе развития проект финансово поддержали Институт решения проблем искусственного интеллекта (Institute for Artifical Intelligence, AI²), фонд Гордона и Бетти Мур (Gordon and Betty Moore Foundation), а также компания Google, выделившие € 1.3 млн.

Стоит отметить, что «Викиданные» — не первый пример создания базы структурированных данных. Так, Google разрабатывает систему Knowledge Graph, получившую в России официальное название «Сеть знаний». Более того, в декабре 2012 года, когда появилась поддержка русского и шести других языков, проект располагал информацией о 570 миллионах объектов и 18 миллиардах связей между ними. Однако, как отметил в интервью «Хабрахабру» руководитель «Викиданных» Денни Врандечич (Denny Vrandečić), лицензия разрешает почти любое использование его проекта. Сказать то же самое о «Сети знаний» пока нельзя.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • donation
  • grant
  • semantic wiki
  • wiki
  • Wikidata
  • Wikimedia Deutschland
  • Wikimedia Foundation
  • Yandex
  • Викиданные
  • Фонд Викимедиа
  • Яндекс
  • благотворительность
  • вики
  • грант
  • семантическая вики
  • € 150 000

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Довольно разумная мысль — сделать, по сути, некую глобальную базу данных, при обновлении которой обновятся и все статьи энциклопедии, которые так или иначе их содержат. Но вот мотивов Яндекса я так до конца и не понял.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман, мне кажется, мотивы Яндекса можно просчитать: в соревновании с Гуглом и другими поисковиками выигрывает тот, кто предоставляет более точную, достоверную информацию по запросу потребителя. Спонсирование проекта «Викиданные» сохранит Яндексу старых и привлечет новых посетителей. Ведь потребность в энциклопедических материалах весьма высока — факты, статистика, обширность материала, карты и схемы — все, что можно обрабатывать, анализировать и «пускать в дело» в новых комбинациях — информационных модулях.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Мне кажется, «Яндекс» уже сейчас извлекает выгоду из этого вложения, поскольку элементы «Викиданных» по сути интегрированы в поиск. Ведь когда мы только начинаем вбивать в поисковую строчку фразы типа «код Себежа» или «население Санкт-Петербурга», нам в первой же строке выделяются именно точные сведения о телефонном коде города Себеж и численности населения Петербурга, взятые из статей «Википедии» То бишь сетевая энциклопедия оказывает справочную помощь даже тем людям, которые зашли не на ее страницы, а лишь попытались найти в поиске что-то, что в ней подробно и точно описано.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий пишет:
    Довольно разумная мысль — сделать, по сути, некую глобальную базу данных, при обновлении которой обновятся и все статьи энциклопедии, которые так или иначе их содержат. Но вот мотивов Яндекса я так до конца и не понял.
    «Мысль», хотя и действительно разумная, но без специального лицензионного ПО (довольно дорогостоящего) такую базу не соорудить. И наверняка, немалая часть гранта уйдет на чисто технические расходы. Восклицание
    А «мотивы» Яндекса вполне очевидны:  Идея  Яндекс — поисковик «раскрученный», достаточно авторитетный, а это обязывает «держать марку», в том числе путем освоения и внедрения все более прогрессивных технологий. И дело даже не в какой-то «конкуренции» с не менее популярными поисковиками, а в том, что ТАК ведут себя все уважающие себя бренды. Это — нормально.  Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Что-то все ищут тут какие-то подковерные интриги, а на самом деле, на мой взгляд, это не более, чем хороший пиар. 150 тысяч для такой рекламы и поднятия имиджа — это не так уж и много для такого гиганта как «Яндекс». Насколько я помню, тот же самый Павел Дуров пожертвовал Викимедии 1 млн. долларов, и после этого значительно выросла капитализация «Вконтакте». По этому пути решил идти и «Яндекс».
    • 0/0