Пресс-релиз
В течение нескольких месяцев шло заочное обсуждение будущего издания, которое не прекращалось даже накануне семинара. За несколько дней до презентации в МГИМО коллеги, которые не смогли присутствовать на семинаре (В. С. Глаголев, Р. А. Лопаткин, М. Г. Писманик и др.), высказали очередные рекомендации относительно проекта.
К слову, заочное обсуждение позволило помимо прочего сделать интересное наблюдение, касающееся современного состояния научного сообщества отечественных социологов религии, а именно: М. Ю. Смирнов отправил приглашение к участию 63 коллегам по всей России, из них отреагировали 47 учёных, с которыми и велось заочное обсуждение концепции Словаря. Таким образом, сформировался круг потенциальных авторов.
Энциклопедический словарь — многоуровневый проект
Проект энциклопедического словаря рассматривался на трёх уровнях: целевом, концептуальном и техническом.
Целевой уровень
Стратегическая цель энциклопедии — консолидация российских исследователей, которые в той или иной степени занимаются проблематикой, относимой к социологии религии.
Эта консолидация, по мнению М. Ю. Смирнова, должна представлять собой некое неформальное объединение на основе совместно осуществляемых научных проектов. Он отметил, что подобные попытки уже предпринимаются. Так, белгородские и московские коллеги создают интернет-портал «Социология религии» с форумом «Социальная сеть социологов религии», который будет готов уже в начале учебного года, примерно сентябре-октябре. Общецерковная аспирантура и Синодальная библейская комиссия совместно с американским Обществом христианских философов реализуют проект «Религия, наука и общество», который включает социологический сегмент. Гильдия экспертов Портала «Религия и закон» инициировала создание в Москве библиотеки социологии религии.
Консолидация ученых предполагает достижение согласованности научных смыслов и исследовательского аппарата внутри своей среды и более-менее идентичное восприятие зарубежного опыта социологии религии. «Это поможет сделать научное самовыражение взаимно понятным и оперировать общеразделяемыми смыслами», — считает Михаил Юрьевич.
Статус социологии религии в России
Энциклопедический словарь и перечисленные инициативы призваны повышать статус социологии религии в России. По примерным подсчётам М. Ю. Смирнова, в стране не более полутора сотен энтузиастов, которые в какой-либо степени профессионально исследуют религиозную жизнь с социологических позиций. Большинство из них кажутся Михаилу Юрьевичу «бойцами в одиночном окопе, когда ни локтевая, ни даже огневая связь с коллегами не ощущается». Для уверенного существования социологов религии в России не надо никуда напрашиваться или ждать внимания, а нужно самим представлять из себя что-то заметное, авторитетное, побуждающее считаться с научным знанием. Доступный способ достичь этого — это коллективные научные разработки, в том числе обсуждаемый энциклопедический словарь.
Концептуальный уровень
Концептуальный уровень предполагает определить жанр (энциклопедия, энциклопедический словарь и пр.) и название издания, а также его назначение и аудиторию.
Зачем нужен этот труд? М. Ю. Смирнов выделил следующие функции энциклопедического издания:
1. Информационная (из издания все интересующиеся могут получить знания о мире профессиональной работы социолога религии).
2. Для социологов религии энциклопедия — это арсенал средств, которые можно использовать для решения собственных исследовательских задач.
3. Энциклопедический словарь — это способ выражения консолидированного отношения российских социологов религии к основным процессам религиозной жизни общества.
Наряду с теоретическими концептами в энциклопедический словарь планируется включить материалы о практике исследовательской работы социолога религии (описание эмпирических и прикладных социологических исследований, включая методы, примеры, техники).
Сейчас в словнике около 280 статей, посвящённых предметной области, терминологическому аппарату, организациям и исследованиям в области социологии религии. Отдельного обсуждения требуют статьи по персоналиям. По убеждению Михаила Юрьевича, «не бывает науки без учёных. Наука такова, какой её делают эти учёные, поэтому нельзя обезличивать социологию религии». В этом направлении работы есть намерения найти авторов из ближнего и дальнего зарубежья, которые могли бы предоставить обзорные материалы по тем странам, о состоянии социологии религии в которых мало информации.
<...>
Технический уровень
Технические моменты определяются издательскими требованиями, в том числе продиктованными типом статьи. Труд будет опубликован издательством Русской христианской гуманитарной академии (РХГА, Санкт-Петербург), которая имеет большой положительный опыт религиоведческих изданий.
Постскриптум
Пока еще принимаются пожелания и предложения насчет терминов, которые следует включить в словник. В скором времени начнется распределение статей по авторам, которое завершится к октябрю 2013 г. В рабочую группу, которая призвана координировать работу по сбору и первичному редактированию статей, вошли Ирина Георгиевна Каргина, Мария Мирановна Мчедлова, Елена Михайловна Мирошникова, Елена Николаевна Васильева, Ксения Александровна Колкунова, Сергей Дмитриевич Лебедев и сам Михаил Юрьевич.
<...>
К июню 2014 г. планируется сбор статей, затем — утверждение и работа научной редколлегии.
<...>
Обсуждение и предложения участников семинара по проекту.
В ходе дискуссии участники предлагали различные дополнения. Так, Евгений Аринин, «коллекционер определений религии» из ВлГУ, считает важным проговорить базовые термины, такие как религия, религиозность, а также показать региональную работу — где что исследуется, публикуется, какова конкретная работа конкретных людей.
Андрей Себенцов, в недавнем прошлом председатель Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, отметил, что ориентироваться нужно на то, что это издание рано или поздно будет выложено в Интернете.
Елена Мирошникова (ТГПУ, Тула) считает значимым отразить в словаре, что такое полевое исследование, как его проводить, какова методика эмпирического социологического исследования в области религии.
Роман Ледков (КГПУ) обратил внимание на маргинальные группы внутри религиозных сообществ (потребители наркотиков, вич-инфицированные и пр.). Так, примерно в половине харизматических церквей основное миссионерское направление — это реабилитационные центры, которых в стране около 2000.
Евгений Дубограй (кафедра социологии медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова) рекомендовал рассмотреть понятие «потенциал религии» или «ресурс религиозности». Он отметил, что медики и военные достаточно активно используют некий потенциал религии или ресурс религиозности для достижения институциональных и организационных целей. «Вы сейчас не найдёте ни одного отделения реанимации или интенсивной терапии, где не было бы иконок, во многие больницы и даже поликлиники принято приглашать священнослужителей. Сами врачи говорят, что беседы пациентов с приглашёнными религиозными деятелями плодотворно сказываются на излечивании пациентов», — рассказал он.
Ольга Сгибнева (ВолГУ) считает, что энциклопедия обязательно должна быть доступна органам власти и нужно учесть правовую сторону темы.
Людмила Григорьева (КГПУ): «Энциклопедия — проект о социологии религии в России, как она есть...»
«Какой она хотела бы быть», — поправляет Михаил Юрьевич.
«...Это издание должно быть лицом современной российской социологии религии, — продолжает Людмила Ильинична. Энциклопедия нужна для того, чтобы в ней можно было найти то, чего нет в Интернете. Из этой энциклопедии мы и зарубежные коллеги должны иметь возможность узнать направления исследования и экспертов, которые его разрабатывают, найти коллег по своей исследовательской теме, экспертов по определённому вопросу. Это даст представление об исследовательском поле: где, кто и что изучает, и окажется, что в каком-то регионе, например, Андреем Павловичем Забияко уже все пропахано, а Якутия будет белым пятном, где полевых исследований нет, а религия изучается геродотовским методом.
Несколько лет назад местные красноярские чиновники из мэрии, глубоко невежественные в вопросах религии, издали книжку о «деструктивных культах» и начали ее распространять. В ней в кучу свалили всех протестантов, новые религиозные движения и некие «фантастические» организации. Назревал судебный скандал. Мне, по обращению ряда организаций, пришлось вмешаться. Этот «справочник» мы смогли отозвать при вмешательстве администрации края и законодательного собрания и провести серию профессиональных консультаций. Смысл в том, что мы можем и должны быть полезными государству как профессиональные исследователи социологи религии, а не как истерично политизированные «борцы с деструктивными сектами».
Андрей Игнатьев (РГГУ): «Это издание должно быть полезно в первую очередь для студентов и аспирантов. «Социология религии» обозначает три разные области исследования. Во-первых, это мониторинг того, что в известной традиции называлось религиозными ситуациями. Во-вторых, религия может рассматриваться как объясняющий фактор: через религию объясняют политику, экономику, рождаемость. Например, Вебер изучал экономику, а Дюркгейм — отклоняющееся поведение, но оба они объясняли своё через религию. В-третьих, религия может объясняться через какую-то социальность. Эти три области нужно иметь в виду и не пытаться мимикрировать под один их этих вариантов.
Еще важно ответить на вопрос, зачем и кому адресовано это издание. По моему мнению, это издание должно быть полезно в первую очередь для студентов и аспирантов. Когда студенты просят у меня учебник по социологии религии, я в качестве учебника предлагаю социологический словарь penguin. Есть словарь по социологии религии Михаила Юрьевича Смирнова, но только у меня, а у студентов РГГУ его нет».
Ирина Каргина (МГИМО): «Надо унифицировать понятия, чтобы не было диссонанса. С моей точки зрения, это должен быть энциклопедический словарь, предметное поле которого — это социология религии. Нужно ограничивать себя этими рамками и четко концептуализировать, что это такое. В словаре должно быть также отражено то, что сегодняшний взгляд на религию и религиозное поле плюралистичен. Необходимо показать разные понимания религии, которые сегодня имеют место быть, надо уйти от этого одномерного взгляда на религиозность. Что такое сегодня религия? Это не всегда связь с сакральным, это выход за границы сакрального. Кроме того, как пользователю словаря, мне всегда интересно знать не только то, что обозначает сам термин, но и основные библиографические ссылки постатейно — это богатство любого энциклопедического издания».
Мария Мчедлова (ИС РАН): «Словарь должен быть рассчитан на бóльшую аудиторию. Видно, что уже проделана колоссальная работа, но необходимо скорректировать его под те задачи, которые мы ставим. Словарь должен быть рассчитан на большую аудиторию, и отдать его потом нужно будет в образовательные учреждения. Я бы добавила междисциплинарный ракурс и включила исследовательские поля разных гуманитарных дисциплин, а также добавила бы термин «эсхатология» или «эсхатологическое настроение». Посмотрите, ведь мир пропитан эсхатологическими интенциями — у нас каждые полгода объявляют конец света!».
Игорь Яблоков (кафедра философии религии и религиоведения МГУ): «Необходимо представить самоопределение социологии религии. При работе над энциклопедическим изданием важно учесть методологические вопросы. Например, необходимо представить самоопределение социологии религии. Оно есть, оно сложилось, например, в трудах Ремира Александровича Лопаткина, Виктора Ивановича Гараджи и др., хотя вряд ли жёстко формализовано, но этого и не может быть в социальных науках. Для подготовки совместного труда нужен некоторый консенсус, который касается особенностей социального познания и заключается в том, что объективность — это результат интерсубъективности, и достигается она в ходе научного диалога».
«Социология религии и «пустые понятия»: как не остаться в уютном прошлом», — такова была тема выступления Алины Багриной, координатора исследовательской службы «Среда»: «Большое спасибо за доклад, за возможность встретиться и обсудить сегодня очевидно востребованный и перспективный проект Энциклопедического словаря социологии религии. Несколько наблюдений в этой связи.
Первое наблюдение. Анализ материалов трёх наиболее представительных конференций 2013 года в области социологии религии (Мировая, Европейская и Американская ассоциации социологов религии), оказывается, довольно любопытен. Прослеживается общая тенденция. Несколько заостряя, её можно сформулировать следующим образом: социологи религии исследуют все, кроме самой религии. Мы видим, как создается и брендируется на научном рынке все большее число сущностей: «Религия и власть», «Религия и гендер», «Религия и кросс-культурная политика», «Религия и социальные институты», новое сегодня веяние — «Религия и спорт». Можно ожидать: «Религия и косметика», «Религия и способ парковки»… Религия используется как фильтр, через который смотреть можно на что угодно. Но на что обращен взгляд? Нет акта видения, замечания, узнавания того, что составляет суть религии. Например, полностью потеряно эсхатологическое измерение. Упущены другие осевые феномены религиозного космоса. Речь не идёт о богословии или религиоведении. Понятно, что исследованию для социологов подлежат в первую очередь социальные проекции. Но — чего? Рынка? Индустрии услуг? Культурно-политической пропаганды? Или всё-таки — религиозных феноменов? Интересно, почему это вытеснение происходит. Секулярный редукционизм, невидимость предмета для используемых методов, проявляющий себя феномен «пустых понятий» (о котором рассказывала в своем докладе в МГУ Марина Мирановна Мчедлова) в «текущей современности»?
Иллюстрация. Вот у нас сегодня — умышленно или нет? — на столах перед присутствующими стоят бутылки с питьевой водой, на них слово «Троица». Смотрю в раздаточный материал, словник для планируемого «Словаря социологии религии» — такого понятия нет. Что происходит, маркетологи Троицу видят, а социологи религии — не видят?
Не нахожу в словаре таких понятий, как Исповедь, Причастие, Литургия, Монастырь, Патриарх, Благословение. Можно продолжать. Смотрю со стороны христианства. Может быть, коллеги-социологи, разбирающиеся в исламе или буддизме, так же не нашли бы каких-то важных, опорных понятий, необходимых для адекватного представления об этих вероисповеданиях, обладающих эмпирической социальной размерностью.
<...>
Следующее соображение. Мы живем в России. В России у религиозного мира есть своя специфика. Нравится это или не нравится кому-то, но наша культурно-историческая, религиозная социальная реальность это, прежде всего православие. Как было отмечено Ириной Георгиевной Каргиной в докладе, с чем я абсолютно соглашусь: растет внимание «извне» к изучению православия. Чем это вызвано? Могут быть разные объяснения, как мирные, так и не очень (например, подготовка к витку холодной войны и изучение врага). Почему исследования православия и российской религиозности ведутся на зарубежные деньги? Это касается, в том числе нескольких крупных проектов внутри России. Очевидным стратегически правильным инвестором в данные исследования является государство, не побоюсь сказать: в том числе из соображений национальной безопасности. Может быть, как раз исследовательский акцент на национальной специфике религиозности, более того, создание национальной школы изучения веры и религии в России — это адекватная вызовам современности задача? Разрабатываемый словарь может стать важным, фундаментальным научным шагом в этом направлении. Если захочет стать.
Итоги семинара
Первый этап в работе над энциклопедическим словарём завершён, и, как считает инициатор проекта М. Ю. Смирнов, «это очень продуктивный этап, так как он разбудил мысль, заставил вдуматься и перейти от суетного к серьёзным вещам. Это сформировало парадигмальные рамки, в которых мы начинаем друг к другу прислушиваться и примерно понимать смыслы, которые наполняют границы нашего пространства». Второй этап начинается сейчас, это распределение статей, определение авторов и экспертов. Третьим этапом будет сведение и научное редактирование полученной информации, что потребует серьёзной конвенциональной работы, когда надо будет согласовать базовые и частные смыслы, терминологию.
<...>
(Нет голосов) |