Рецензия
- 20 ноября 2013
- просмотров 7137
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
Т. 1: Биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. А — К. — [2013]. — 526, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-10-8.
Т. 2: Биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. Л — Я. — [2013]. — 722, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-11-5.
Коллективная работа над этой энциклопедией шла
12 лет, руководили ею два уважаемых в профессиональной среде искусствоведа —
Василий Ракитин и
Андрей Сарабьянов. Список авторов
двухтомника насчитывает
173 человека, и почти все они — от
Наталии Автономовой до
Александра Якимовича — также хорошо известны среди коллег. Кстати, неплохо было бы в книге дать и им хотя бы самые короткие характеристики, потому что только авторитет авторов и составителей делает «
Энциклопедию русского авангарда» изданием образцовым, вызывающим доверие к собранным там сведениям.
В советские времена гарантировать качество книги могло издательство, например «Большая советская энциклопедия», в наши дни — институция, например Государственный институт искусствознания. Здесь же издатель совсем непрофильный, госучреждения, прежде всего музеи, только предоставляли иллюстративные материалы. Сотрудники этих музеев, естественно, являются и авторами книги, но именно как исследователи, специалисты, отвечающие за напечатанное собственным именем.
Иллюстрации, скажем сразу, одна из важнейших составляющих издания, их в двух томах —
1500. Собраны они из сотни музеев, частных собраний, архивов и галерей, центральных, региональных и зарубежных. Кто хоть когда-то сталкивался с проблемой получения «картинок» из наших музеев, знает, что из Йеля добыть их значительно легче. Особо приятное удивление — репродукции, собранные в блоки по алфавиту (по фамилиям авторов), представлены без цветовой и стилистической какофонии, хотя на одном развороте могут соседствовать фотографии, живопись и архитектурные проекты. Среди иллюстраций много редких, а то и впервые воспроизводимых работ. В этом безусловное достоинство книги. Но почему в ней нет «Черного квадрата»
Малевича — загадка. Ну не может издание о русском авангарде обойтись без его иконы. Пусть все и знают, как она выглядит.
Изобретателю супрематизма вообще в книге не слишком повезло, поскольку статья о нем отнюдь не самая обстоятельная, как можно было бы предположить. Написана она Ракитиным, в чьей компетенции никто не сомневается, коротко и информативно. Конечно, о Малевиче можно узнать и из других источников и вообще энциклопедия не учебник, но все же хотелось бы большей логики и единообразия в написании статей. Их в спешке, разумеется, не достигнуть, а работу, не имеющую регулярного финансирования и ясных сроков сдачи, спокойно не сделаешь. Тут опять вся надежда на дисциплину и профессионализм авторов и авторов-составителей.
Некоторые статьи написаны не без щегольства, красиво: «Каждая работа
Родченко — это минимальный по типу используемого материала композиционный опыт» (
Александр Лаврентьев), «Буква — ее форма, ее начертание, ее тайный смысл — становятся основным элементом его стихов» (
Екатерина Бобринская об
Алексее Крученых). Другие составлены сухо, как и принято в энциклопедиях, предполагается, что о художнике подробно можно прочитать в книгах, приведенных в библиографии. Иногда в библиографии ссылка дается только на документ из архива, как в случае с художником
Александром Федоровичем Клюкиным, о котором
Фаине Балаховской удалось найти сведений лишь на несколько строчек.
Первые два тома энциклопедии — биографии людей, имеющих к русскому художественному авангарду не только прямое, но и довольно далекое отношение. О
Всеволоде Мейерхольде можно прочитать и в
театральной энциклопедии. Достаточно спорно, стоило ли коротко писать о
Пабло Пикассо или
Анри Матиссе, хотя их влияние на русских художников и очевидно. Но это все частности, которые возможно исправить (или не исправлять), когда выйдет электронное издание книги, которая практически малоподъемна. Вроде бы издатели собираются это сделать.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи