Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия русского авангарда» или дом-книга

Рецензия

  • 12 ноября 2013
  • просмотров 5907
  • комментариев 2
Известные искусствоведы Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов при поддержке Global Sevice & Expert Team выпустили двухтомную «Энциклопедию русского авангарда» — фундаментальное справочное издание о художниках, критиках и архитекторах самого славного периода русского искусства. Комментирует Валентин Дьяконов.
«Энциклопедия русского авангарда». Тома 1—2. Биографии (2013)Редакторы «Энциклопедии русского авангарда» начали работу над книгой еще в середине 2000-х годов, нашли издателя, но грянул кризис. Знамя подхватила московская консалтинговая фирма, согласившаяся поддержать заведомо некоммерческий проект. Два тома биографий деятелей авангарда в розницу стоят от 22 тыс. руб., и понятно, что большинству интересующихся издание будет недоступно. Готовится и третий том, в котором речь пойдет о широком круге вопросов, связанных с авангардом, от манифестов многочисленных объединений до обзорных статей о музеях, где хранится искусство эпохи. Впрочем, для студентов и ученых энциклопедия доступна в центральных библиотеках. Неизвестно, насколько авангард популярен как тема исследований современных школяров, но можно с уверенностью предположить, что знакомство с этой книгой способно вдохновить нынешнее поколение на новые вопросы к великой эпохе.

Конечно, в первую очередь цели у книги прагматические. До сих пор в науке об авангарде не было эталонного издания, с которым можно было бы сверить фактическую информацию. А каждая ошибка в этой области стоит дорого: есть примеры художников, которым мошенники делали целую карьеру, пользуясь лакунами в биографии. Теперь наконец-то есть возможность четко представлять, что мы знаем и чего не знаем о деятелях авангарда. Но польза от «Энциклопедии» этим далеко не ограничивается.

Со времен Дидро и просветителей энциклопедии пишутся для того, чтобы разложить мир по полочкам и объяснить все, что стоит внимания. В размахе редакторы «Энциклопедии русского авангарда» берут пример с французов. Авангард здесь понимается чрезвычайно широко. Разговор не ограничивается отчетливо концептуальными направлениями — супрематизмом, конструктивизмом и так далее. Ракитин и Сарабьянов начинают с Врубеля и некоторых других символистов, а заканчивают Дейнекой и «Мастерами аналитического искусства» под руководством Павла Филонова. В поле зрения составителей попадают не только адепты, но и скептики, поэтому отдельной статьи удостоился последовательный критик беспредметного искусства Александр Бенуа. Профессиональный разброс тоже огромен: в «Энциклопедии» есть архитекторы, фотографы, графики, живописцы и чистые прикладники. Кроме того, составители не забыли и о деятелях промежуточного статуса, чей интерес к авангарду сыграл большую роль уже после фактического завершения эпохи больших экспериментов. Так что коллекционер и популяризатор авангарда Георгий Костаки, оказывавший влияние на нонконформистов 1960-1970-х, тут тоже есть. Нехарактерен для составителей и великорусский шовинизм: в «Энциклопедию» попали не только жители двух столиц, но и отдельные гении бывших союзных республик, например украинец Михаил Бойчук.

Текст сопровождается исключительным по качеству изобразительным материалом. Почти к каждой статье есть иллюстрации, причем в отдельных случаях составители стараются показывать работы разных лет. Это важно как для исторической перспективы (мало кто из армии авангардистов оставался на радикальных позициях больше пяти-семи лет), так и для развенчания мифов о творческом пути отдельных любимцев изготовителей фальшивок. Но главный плюс обилия репродукций в том, что они погружают читателей самого разного уровня компетентности в сеть споров о форме и содержании, перекличек и сопоставлений. В этой книге, как в иных выставках, хочется поселиться надолго.
  • Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
    • Т. 1: Биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. А — К. — [2013]. — 526, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-10-8.
    • Т. 2: Биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. Л — Я. — [2013]. — 722, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-11-5.

  • Теги
  • 1907-1932
  • Россия
  • ЭРА
  • Энциклопедия русского авангарда
  • биографии
  • живопись
  • изо
  • изобразительное искусство
  • история России
  • история СССР
  • русская живопись
  • русский авангард
  • энциклопедия

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Подготовлено действительно фундаментальное энциклопедическое издание, из которого смогут почерпнуть полезную для себя информацию не только дилетанты, но и солидные искусствоведы. Можно надеяться, что больше не будет кривотолков на фоне белых пятен в истории русского авангарда и спорных моментов в биографиях людей, оставивших в этой истории свой след.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    В этой новости мне понравилось, что авторам несвойственен «великорусский шовинизм», и на страницы энциклопедии попало имя Михаила Бойчука. К сожалению, несмотря на то, что он поддержал новое время, не уехал в Европу, это время уничтожило не только его, в 30-е годы погибли почти все его ученики. Если бы в Украине нашлись такие люди как авторы «Энциклопедии русского авангарда», можно было создать что-либо  подобное, материала предостаточно.
    • 0/0