Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Энциклопедия «Французская песня» или от Пиаф до Гару

325 статей рассказывают о мастерах шансона

Рецензия

  • 25 декабря 2013
  • просмотров 6939
  • комментариев 11
Привалов К. Б. Французская песня. Субъективная энциклопедия. — М.: Человек, 2014. — 464 с.: ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-906131-18-8 (в пер.).
Лицевая сторона переплёта издания «Французская песня: субъективная энциклопедия» (2014)В московском издательстве «Человек» вышла в свет энциклопедия «Французская песня». Автор, журналист-международник Кирилл Привалов, много лет занимается популяризацией французского песенного искусства.

Мы уже почти забыли, что до конца 1990-х термин «шансон» не имел никакого отношения к тюремно-блатной тематике. Слово это, означающее просто «песня», относилось исключительно к французским исполнителям и их произведениям — с конца 1950-х они были исключительно популярны в СССР.

Трудно сказать, чем была вызвана эта любовь — то ли дружескими отношениями с Францией и связанным с этим активным культурным обменом, то ли какой-то исконной близости культур, однако популярности Сальваторе Адамо или Ива Монтана в Москве, скажем, середины 1970-х могли бы позавидовать сами The Beatles. Отголоски этой любви мы помним по песням Джо Дассена.

У современников иные герои, но песенная культура Франции продолжает развиваться, причем небанальными путями. Кирилл Привалов, для которого французская песня остается пламенной страстью вот уже много лет, причисляет к этой культуре и локальные рок-группы, и даже современные рок-оперы, одна из которых, «Собор Парижской Богоматери», стала международным поп-хитом.

Рискуя вызвать неприятие жанровых пуристов, Привалов не склонен сужать рамки. Более того, он рассматривает в едином контексте как континентальную (французскую и бельгийскую), так и заокеанскую — канадскую и луизианскую — песенную франкофонию. Именно поэтому в его радиопрограмме «Елисейские поля» звучат песни, исполняемые певцами разных возрастных и стилистических категорий — от Эдит Пиаф до Гару.

Поэтому и книга имеет неожиданный подзаголовок: «Субъективная энциклопедия» — несмотря на академический характер издания. Отличие его от прочих справочников музыкального характера — в том, что собственно алфавитному перечислению персон предшествуют несколько исторических претекстов, где автор ведет историю французской песни с XIII века. Причем это не гипотетические рассуждения, а серьезные — пусть и достаточно просто изложенные — культурологические исследования.

Биографические статьи о певцах и группах (всего 325) полны зарисовок с концертов, воспоминаний о встречах, зачастую неожиданных, — так, мы узнаем о нечаянно подсмотренном поцелуе Жюльетт Греко, ненависти Патриции Каас к водке, первом гонораре Сержа Лама, русских именах в песне Мари Лафоре. Заканчиваются тексты не сухим списком дисков, а строчкой «Мой выбор»: Привалов упоминает песни, являющиеся в его понимании для героя ключевой.

Книга полна любопытнейших малоизвестных деталей, в том числе «непесенного» свойства: выясняется, например, что дива парижского кабаре Жозефина Бейкер участвовала в Сопротивлении, а исследователь подводного мира Жак-Ив Кусто в те же годы сотрудничал с нацистами.

«Французская песня» хорошо издана, богато иллюстрирована и — что, наверное, самое главное — легко читается. Дело тут, вероятно, в том, что автор описывает своих героев с явным пристрастием и ничуть не стесняется собственных симпатий и антипатий. У Привалова есть на это все основания: со значительной частью фигурантов он знаком лично, что сообщает тексту не просто живость, но достоверность взгляда очевидца.
  • Теги
  • Франция
  • Человек
  • биографии
  • вокальная музыка
  • вокальное искусство
  • вокальное пение
  • группы
  • музыка
  • певцы
  • пение
  • французская песня
  • французский язык
  • шансон
  • энциклопедический справочник

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Молодец Привалов, что не побоялся вложиться в такой непростой проект. Энциклопедия, если она рассказывает о знаковых фигурах в музыке, не может быть объективной, всегда найдется кто-то с диаметрально противоположными вкусами. А французские песни всегда звучат красиво и актуально, как бы не менялось время.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Natty пишет:
    Молодец Привалов, что не побоялся вложиться в такой непростой проект. Энциклопедия, если она рассказывает о знаковых фигурах в музыке, не может быть объективной, всегда найдется кто-то с диаметрально противоположными вкусами. А французские песни всегда звучат красиво и актуально, как бы не менялось время.
    Не исключено, что противники и завистники у столь масштабного проекта все же найдутся: без них ни одно стоящее дело, как у нас водится, не обойдется. Но читателей и почитателей у «Субъективной энциклопедии», объединенных таким же горячим интересом к французской музыке, как у её автора, всё равно будет намного больше.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Впервые такое встречаю, как «субъективная энциклопедия». Но здесь это очень верно и точно подмечено. Восприятие песни и даже ее текстов — очень субъективно.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Вообще, сейчас во Франции ренессанс шансона, в отличие от 90-х, когда он был наименее популярен. А для наших читателей это очень полезная энциклопедия, можно будет узнать много нового не только об известных исполнителях шансона, но и о совсем незнакомых.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Двоякое чувство вызывает у меня эта новость. С одной стороны, да, энциклопедия несет явно просветительскую функцию, это отрадно. И здесь хочется раскинуть руки и вместе с автором заорать: «Люди! Шансон это не блатняк, поймите же!» А ещё хочется добавить к упомянутым в новости именам не менее легендарное имя: Сезария Эвора.
    Но с другой стороны, ты понимаешь всю безнадежность такого предприятия, потому что быдло имеет непоколебимую веру в правоту своих убеждений и даже не собирается ни к чему прислушиваться, всех и так всё устраивает...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Юрий Антипов пишет:
    Двоякое чувство вызывает у меня эта новость. С одной стороны, да, энциклопедия несет явно просветительскую функцию, это отрадно. И здесь хочется раскинуть руки и вместе с автором заорать: «Люди! Шансон это не блатняк, поймите же!» А ещё хочется добавить к упомянутым в новости именам не менее легендарное имя: Сезария Эвора.
    Но с другой стороны, ты понимаешь всю безнадежность такого предприятия, потому что быдло имеет непоколебимую веру в правоту своих убеждений и даже не собирается ни к чему прислушиваться, всех и так всё устраивает...
    Ну для начала отмечу, что все же Сезария Эвора родом с островов Зеленого Мыса (Кабо Верде), а не из Франции, а тут энциклопедия не только о явлении, названном французским, но и о непосредственных исполнителях из Франции. Интересное издание, судя по всему. Что же касается Вашего благородного посыла, то не стоит. Умные знают, а дуракам нет смысла объяснять.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Слово «шансон» является исконно французским словом, которое было не так давно заимствовано русским языком с невероятно деформированным толкованием! Уверен в том, что энциклопедия «Французская песня» ещё раз подчеркнёт тот факт, что шансон ну никак не связан ни с тюрьмой, ни с жизнью заключённых за колючей проволокой или на воле и т. д. А ещё лучше послушать французских шансонье, чтобы ещё раз своими ушами услышать насколько шансон красив, мелодичен и очень романтичен!
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Видела однажды, как высмеивали сборник шансона, где на обложке был нарисован какой-то французский певец. А оказывается, что все правильно было. Это мы, современные люди, такие невежественные.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Какая-то не особо толстая книга получается, ну что это за объем для энциклопедии — 400 страниц, один том, три сотни статей? Не думаю, что она сколько-либо полная.  Скептически
    • 0/1
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий пишет:
    Какая-то не особо толстая книга получается, ну что это за объем для энциклопедии — 400 страниц, один том, три сотни статей? Не думаю, что она сколько-либо полная.
    А у вас, судя по всему, все книги делятся на «толстые» (правильные) и на «тонкие» (не совсем правильные)? Кстати, в томе 464 страницы, и это очень и очень немало. Описаны все исполнители шансона Франции, кто-то полно, кто-то не очень. Но у кого-то есть право возразить? Если и есть, то ответ один — сделайте лучше. Пока никто не горит желанием это сделать. Спасибо и за то, что уже имеем.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Актуальность и нужность подобной энциклопедии бесспорны, как справедливо заметили Юрий Антипов и Дмитрий Кусонский
    ...«Люди! Шансон это не блатняк, поймите же!»
    и
    ...шансон ну никак не связан ни с тюрьмой, ни с жизнью заключённых за колючей проволокой или на воле и т. д.
    Но вот ценность обсуждаемого энциклопедического издания лично мне представляется весьма сомнительной. Если в 325-ти статьях на 464-х страницах описывается ВСЯ история французской песни, да еще
    Книга полна любопытнейших малоизвестных деталей, в том числе «непесенного» свойства: выясняется, например, что дива парижского кабаре Жозефина Бейкер участвовала в Сопротивлении, а исследователь подводного мира Жак-Ив Кусто в те же годы сотрудничал с нацистами.
    то эта энциклопедия сильно отдает «желтизной».

    Сорри за некоторый оффтоп, но при некоторых  усилиях в Сети можно найти ссылки на авторитетные источники, подтверждающие участие Кусто в движении Сопротивления. Есть некоторые данные о Пьере-Антонине Кусто (брат Жака-Ива), который сотрудничал с наци, за что и был осужден, потом амнистирован  в 1954 г.

    Никаких данных (кроме статеек желтеньких писак) об участии Жака-Ива Кусто в деятельности нацистов нет. Достоверность такой «любопытнейшей малоизвестной» детали равна нулю, равно как и популярные байки о том, что Кусто, Толстой и Гагарин в свое время приняли ислам.

    Если достоверность всей энциклопедии такая же, как и у этих «деталей», может возникнуть вопрос, стоит ли она той бумаги, на которой напечатана?   Вопрос  

    И вообще, только мне словосочетание «субъективная энциклопедия» кажется абсурдным?   Вопрос
    • 1/0