Рецензия
- 29 ноября 2013
- просмотров 5534
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
Т. 1: Биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. А — К. — [2013]. — 526, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-10-8.
Т. 2: Биографии: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. Л — Я. — [2013]. — 722, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-11-5.
Вышло в свет издание, которое не один год ждали знатоки. Трёхтомная «Энциклопедия русского авангарда» под редакцией известных искусствоведов
Андрея Сарабьянова и
Василия Ракитина охватывает период с 1907 по 1932 год, в издании представлено более
полутора тысяч живописных и графических работ художников из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, других музеев и частных коллекций.
Труд действительно огромный: достаточно сказать, что в нём приняло участие около
170 авторов, рассказывается более чем о
тысяче русских авангардистов,
три тома энциклопедии охватывают все жанры искусства — живопись, графику, фотографию, скульптуру, архитектуру и театр. Сарабьянов и Ракитин работали над книгой
двенадцать лет.
«Энциклопедия» — не просто большой альбом. Это фундаментальный научный труд, каталог, на который смогут ориентироваться в том числе и профессионалы, в том числе при оценке и покупке произведений русского авангарда. В первых
двух томах энциклопедии содержатся
биографии авангардистов — их более
шестисот, в
третьем речь пойдёт о широком круге вопросов, связанных с авангардом, от манифестов многочисленных объединений до обзорных статей о музеях. Понятие «русский авангард» используется как бренд, как обозначение законченного явления. Оно в значительной степени условно. Речь, конечно же, о всероссийском художественном явлении, включающем и художников с национальных окраин — и даже шире. В книге, например, есть статьи о
Матиссе и
Пикассо — но это не полноценные биографии великих художников, а скорее, заметки об их влиянии на русское искусство. Обобщающие статьи — скажем, о влиянии французского искусства на русское — появятся в третьем томе.
«Энциклопедия русского авангарда», в первую очередь, рассчитана на профессионалов — в рознице первые два тома (третий ещё только готовится к публикации) стоит
22 тыс. рублей — просто интересующимся он окажется скорее всего просто не по карману. Впрочем, книга будет доступна в библиотеках.
До сих пор наши представления о русском авангарде — как ни странно это звучит — были в значительной степени отрывочными. Прежде всего, не было эталонного издания, с которым можно было бы сверить фактическую информацию. Не секрет, что русский авангард — одно из наиболее дорогих часто подделываемых направлений в живописи.
Вот что, например, рассказывал в интервью журналу «Русский мир.ru» о рынке подделок российского авангарда историк современного русского искусства
Владислав Красновский:
В начале 90-х годов, когда в России стали создавать корпоративные коллекции, те же банки чего только ни накупили. Всё это потом оказалось довольно трудно продать. Даже знаменитый «Чёрный квадрат» ушёл на аукционе вовсе не за ту сумму, за которую сейчас продаются лидеры рынка искусства. Его цена была меньше миллиона долларов. Так что никакого ажиотажного спроса на авангард нет, а подделки есть. Одна из таких историй была на аукционе «Мак Дуглас» года два назад. Главный лот тогдашних продаж, который был даже вынесен на обложку каталога, это «Чайхана» Ларионова. Про происхождение картины писали, что она якобы была передана Министерством культуры России в Бакинский музей, а тот затем продал её. Один из известных западных специалистов по Ларионову подтвердил подлинность картины. А потом выяснилось, что такой картины никогда не существовало и никто никому ничего не продавал.
Помимо явных фальшивок, на рынке русского авангарда встречаются картины, про которые у специалистов просто не может быть чёткого мнения. Например, у Малевича была ученица, Нина Коган; историкам искусства не известна ни одна её точно подтверждённая работа, при этом картины Коган регулярно продаются в галереях и на аукционах. Как специалист может взять на себя ответственность и подтвердить имя художника, если у него нет ни одной работы, которая бы стопроцентно подтверждала авторство? Многие недобросовестные эксперты просто дискредитировали рынок русского авангарда.
Учитывая высокую стоимость произведений русских авангардистов, легко представить, сколько стоит ошибка эксперта в этой области. Благодаря труду Сарабьянова и Ракитина таких ошибок должно стать меньше — на пути мошенников или «честно заблуждающихся» появился ещё один мощный фильтр.
Издание снабжено превосходными иллюстрациями. В первых двух томах их более полутора тысяч. Эта отдельная часть работы потребовала немалых усилий и состоялась благодаря сотрудничеству с множеством музеев и частных коллекционеров со всего света.
«Энциклопедия» — это путеводитель по миру русского авангарда, который окажется полезен и западному ценителю русского искусства. В конце концов, отечественный авангард как явление, как цельный бренд не является в полной мере широкоизвестным, западных коллекционеров и ценителей прекрасного к нему ещё нужно приучать. Знают самые раскрученные имена — Малевича,
Кандинского,
Гончарова и Ларионова,
Родченко и
Татлина... Ряд можно продолжать, но очень длинным он всё равно не получится. О большинстве русских авангардистов мы имеем весьма смутное представление (если вообще имеем).
Но не только этим ценна «Энциклопедия»: это ещё и путеводитель по стилям, по художественному вкусу эпохи. Ракитин и Сарабьянов начинают с
Врубеля и некоторых других символистов, а заканчивают
Дейнекой и «Мастерами аналитического искусства» под руководством
Павла Филонова. В поле зрения составителей попадают не только адепты, но и скептики, поэтому отдельной статьи удостоился последовательный критик беспредметного искусства
Александр Бенуа. Словом, авангард представлен здесь «в контексте». Ещё поэтому это издание — настоящий подарок всем ценителям русского искусства.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи