* Другое
Новый Энциклопедизм — выработанная в ходе тезаурусного анализа мировой культуры масштабная и концептуальная программа, направленная на возрождение культа гуманитарного знания и продвижение образовательной революции ( Ильинский, 2002). Она в определённом ракурсе предполагает также преодоление информационного взрыва — экспоненциального увеличения знаний (т. е. растущего в своём объёме тем быстрее, чем большим этот объём становится). Когда мы говорим «в определённом ракурсе», то имеем в виду субъектную (т. е. учитывающую относительную автономность и активность субъекта социокультурного процесса) сторону означенного феномена. Её специфика состоит в том, что негативные последствия информационного взрыва для обычного человека в его повседневной жизни определяется не тем, что неусвоенных им знаний становится всё больше и больше, а тем, что их переизбыток деформирует тезаурус как ориентационный комплекс и накопленный социальный и культурный опыт все быстрее должен обновляться, чтобы соответствовать требованиям окружающей социокультурной среде. В этом — субъектно значимом — аспекте существенна перестройка картин мира, теряющих свою устойчивость и, следовательно, ориентационную надежность.
Очевидно, что информационный взрыв имеет и объективное содержание, которое отражено в соответствующих концепциях. Так, согласно одному из пионеров в создании ЭВМ В. М. Глушкову, объективное основание информационного взрыва — преодоление человечеством третьего информационного барьера, когда после изобретения письма, а затем книгопечатания (два первых этапа преодоления) появилась электронная техника ( Глушков, 1987: 9–11). Если первые два этапа не изменили ситуацию, когда обработку информации выполнял исключительно человеческий мозг, то с появлением компьютеров этого нельзя утверждать однозначно. Но, если обратиться к докомпьютерной эре, то и в ней уже присутствовали черты информационного взрыва, который не произошёл внезапно, а был подготовлен веками накопления информации, взрыв, таким образом, оказался проявлением перехода количества в качество. Характерно в этом отношении замечание выдающегося немецкого философа Вильгельма Виндельбанда, который еще в 1878 г. отмечал: «Культура слишком разрослась, чтобы индивид мог обозреть ее. В этой невозможности заключена большая социальная опасность... Сознание единой связи, которая должна господствовать во всей культурной жизни, постепенно утрачивается, и обществу грозит опасность распасться на группы и атомы, связанные уже не духовным пониманием, а внешней нуждой и необходимостью...
Будучи неспособен проникнуть в глубину, особенность и содержание образованности других сфер, современный человек удовлетворяется поверхностным дилетантизмом, снимая со всего пену и не касаясь содержания» ( Виндельбанд, 1995: 136–137). Современная ситуация выглядит еще более драматичной. Известный филолог и культуролог М. Н. Эпштейн размышляет об этом весьма впечатляюще: «Можно предвидеть наступление времени, когда только исключительные индивиды будут в состоянии соответствовать уровню информационного развития цивилизации, то есть быть воистину цивилизованными и воистину людьми. Потом отстанут и они, и цивилизация понесется вперёд — уже не просто никем не управляемая, но и никем в целом не воспринимаемая, — как вихрь, проносящий мимо кучи пыли и какие-то непонятные обломки. Между человеком и человечеством становится все меньше общего, так что смысла лишается сама корневая связь этих двух слов» ( Эпштейн, 1998).
Из этой мрачной констатации М. Н. Эпштейн делает вывод, многое объясняющий в тенденциях современной культуры: «Основной способ сократить разрыв — это сжатие и уплотнение форм культуры, чтобы вместить в биологический срок одной жизни объём основной информации, накопленной человечеством. Отсюда — возрастающая роль дайджестов, антологий и энциклопедий, переваривающих и суммирующих знание, которое предыдущими поколениями воспринималось в более первичной, сырой, экстенсивной форме» (там же). Отсюда же, продолжает автор, рождается и преобладание критики над литературой, вторичные, метадискурсивные языки одерживают верх над первичными (объектными), чтобы через сжатие больших культурных масс приспособить их к малому масштабу человеческой жизни. «Культура человечества интенсивно перерабатывает себя в микроформы, микромодели, доступные для индивидуального обзора и потребления» (там же).
Предположение Эпштейна о том, что скоро «не нужно будет даже ходить в библиотеку», поскольку книги будут умещаться в памяти компьютера, реализовывалось уже тогда, когда оно высказывалось, а сегодня это обычная практика ученых, не говоря уж о школьниках, студентах и аспирантах. Этот процесс, называемый инволюцией (упоминаемая М. Н. Эпштейном как идея концепция инволюции, хотя в более критическом понимании этого процесса, подробно развивается А. А. Гореловым и Т. А. Гореловой, см., напр.: Горелов, Горелова, 2011), координируется с другим явлением функционирования культуры — кризисом современной идентичности, основательно охарактеризованным в работах А. В. Костиной (Костина, 2009, 2010). В этом контексте вполне закономерным ответом на ситуацию информационного взрыва и его следствия становится гуманитарный проект, обозначенный как Новый Энциклопедизм.
Новым Энциклопедизмом мы назвали концептуальную основу «Программы научно-образовательного информационного поля», которая реализуется в Московском гуманитарном университете, и прежде всего в его структурном подразделении — Институте фундаментальных и прикладных исследований. Программа включает:
1) обеспечение открытости информации о вузе;
2) создание информационного поля в электронных средствах информации для решения практических задач по организации учебной, социально-культурной деятельности вуза;
3) создание информационного поля в Интернете для проведения и сообщения о результатах научно-исследовательской, научно-методической работы, создания в МосГУ крупного и широко признанного центра фундаментального гуманитарного знания и системы интернет-ресурсов образовательной, просветительской информации для студентов университета, населения страны, гуманитариев мира ( Программа..., 2012).
На феноменальном уровне в рамках этой программы «Новый Энциклопедизм» представлен расширяющейся системой интернет-ресурсов, обеспечивающих:
1) представление научной деятельности МосГУ для российского и международного научного сообщества;
2) задачи просвещения интернет-пользователей в стране и за рубежом;
3) практическую задачу создания интернет-базы для обеспечения учебного процесса в университете, предполагающего соединение образования и науки.
Соответственно, в блок «Новый Энциклопедизм» на сегодняшний день входят интернет-ресурсы двух типов:
1) электронные периодические издания (со свободной структурой): Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» (гл. ред. Вл. А. Луков) (www.zpu-journal.ru); Электронный журнал «Новые исследования Тувы» (гл. ред. Ч. К. Ламажаа) (www.tuva.asia);
2) структурированные ресурсы:
Информационно-исследовательский портал «Человеческий потенциал России» (под ред. Вал. А. Лукова) (www.hdirussia.ru);
Информационно-аналитическая база данных «Социология молодежи» (рук. В. А. Гневашева, БД размещена на сайте МосГУ);
Научно-информационный портал «Естественнонаучные исследования творческого процесса» (под ред. Г. Ю. Канарша) (www.characterology.ru);
«Французская литература от истоков до начала новейшего периода: электронная энциклопедия» (под ред. Вл. А. Лукова) (www.litdefrance.ru);
«Современная французская литература: электронная энциклопедия» (под ред. Вл. А. Лукова) (www.modfrancelit.ru);
Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» (под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина) (www.rus-shake.ru);
Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (под ред. Н. В. Захарова) (www.world-shake.ru);
Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: электронное научное издание» (рук. Н. В. Захаров) (www.around-shake.ru);
Электронное научное издание «В. Г. Белинский» (рук. Б. Н. Гайдин) (www.vgbelinsky.ru);
Электронное научное издание «Н. Г. Чернышевский» (рук. Б. Н. Гайдин) (www.ngchernyshevsky.ru).
Система интернет-ресурсов МосГУ не замкнута и предполагает расширение, имеет также значение ее доступность для аспирантов и студентов университета и возможность использования в образовательном плане в качестве учебных пособий.
В чем же концептуальная специфика данной программы как ориентированной на энциклопедический способ организации знания? Изложенное выше скорее свидетельствует о фрагментарности представленных ресурсов. Их связь, конечно, видна, но объединяющий принцип в большей мере просматривается в научно-организационной стороне проектов, включенных в программу, нежели в их содержательной связи. Об особой концепции было преждевременно говорить, когда существовало небольшое количество интернет-ресурсов, рассматриваемый термин носил рабочий характер, что внешне было отмечено кавычками. Только сейчас созрели условия для его встраивания в контекст тезаурусной теории, разработкой которой занимается Институт фундаментальных и прикладных исследований ( Луков Вал., Луков Вл., 2008; Ламажаа, 2012; Захаров, Луков Вл., 2012).
Концептуальность Нового Энциклопедизма выявляется при сопоставлении различных подходов к созданию энциклопедий. Создание энциклопедий началось в древности и прошло через все этапы человеческой культуры. Отмечены прообразы в виде перечня терминов в Египте II тысячелетия до н. э., свода знаний в Китае XII–X веков до н. э., времен, когда в античных странах Запада еще шла Троянская война. Принято приписывать создание самой ранней энциклопедии племяннику Платона Спевсиппу (Speusippos, 408–338 гг. до н. э.), впрочем, от этого преемника Платона на посту руководителя Академии дошли лишь незначительные фрагменты, и судить о его труде, созданного примерно в 350 г. до н. э., можно лишь гипотетически. Но полностью дошла «Естественная история» Плиния Старшего (36 т., 77 г., посмертно вышел справочный том, с которого стали начинать издание труда, дав ему номер 1), составленная им для императора Тита и представлявшая попытку исчерпывающего свода данных о мире и человеке (может быть, аналогичным был подход Спевсиппа). Плиний Старший каждый том посвящал кругу родственных научных знаний (т. 2 — астрономия, физика, т. 3–6 — география, этнография, т. 7 — антропология, физиология, т. 8–11 — зоология, т. 12–27 — ботаника, садоводство, т. 28–32 — фармакология, т. 33–37 — горное дело, минералогия, искусство). Так как в сочинении Плиния Старшего ставилась цель представить с исчерпывающей полнотой знания о мире, его тезаурусный анализ (полное издание латинского текста и английского перевода: Pliny, 1938–1963) позволяет выявить профиль научного тезауруса римлян эпохи расцвета империи. Очевидна гипертрофия ботаники в практическом аспекте садоводства, фармакологии. Естественно, что здесь отсутствуют не сформировавшиеся к тому времени науки, хотя есть наблюдения, которые позже будут связываться с зачатками этих наук. Текст не разбит на статьи, это скорее повествование, разделяемое на части предметами нарратива, а не формальным способом.
Стремление к созданию исчерпывающего в своей полноте свода знаний, очевидно, было присуще всем или большинству древних обществ. Во времена Спевсиппа в Китае появилась энциклопедия «Эр Я», которая, в отличие от его труда, сохранилась. П. Джеймс и Н. Торп рассказывают о китайце по имени Лю Пу Вэй, авторе другой китайской энциклопедии — «Летопись весны и осени господина Лю»: когда он ее закончил (в 239 г. до н. э.), то предложил любому дать килограмм золота, если тот что-то в нее добавит или исправит в ней хоть слово ( Джеймс, Торп, 1997: 634–635). Здесь важно подчеркнуть не самоуверенность автора, а причину этой самоуверенности — убежденность в возможности создать полный свод человеческих знаний. Понятие «энциклопедия», утвердившееся в западной науке лишь в XVI–XVII веках, имплицитно содержит в себе эту убежденность и фиксирует именно это направление интеллектуальной деятельности (не случайно термин «encyclopaedia» из латинского языка эпохи гуманистов восходит к древнегреческим словам «круг» и «образование», т. е. «образование полного круга»).
Ко времени появления термина уже существовали важнейшие тексты «образования полного круга», оказавшие огромное влияние на интеллектуальную культуру. Среди них выдающееся место занимает сочинение испанского церковного деятеля Исидора Севильского (ок. 560–636 гг.) «Этимологии» (или «Начала») в 20 книгах, построенное как объяснение происхождения и смысла слов. Книги 1–3 описывают семь «свободных искусств» (средневековые «тривиум» — грамматика, риторика, диалектика и «квадривиум» — арифметика, геометрия, астрономия и музыка), они сыграли важную роль в утверждении тривиума и квадривиума как основы средневекового университетского образования в Европе. Книга 4 посвящена медицине и библиотекам; книга 5 — праву, хронологии; книга 6 — церковным текстам и обрядам; книга 7 — Богу, земным и небесным иерархиям; книга 8 — церкви и ересям; книга 9 — языкам и народам; книга 10 построена как алфавитный словарь, посвященный этимологии. Следующие 10 книг посвящены систематическому описанию природы человека и культуры: книга 11 — человеку, чудесам и знамениям; книга 12 — зверям и птицам; книга 13 — частям света; книга 14 — географии; книга 15 — архитектуре и строительству дорог; книга 16 — камням и металлам; книга 17 — земледелию; книга 18 — терминам войны, права и публичных игр; книга 19 — кораблям, зданиям и одежде; книга 20 — пище, инструментам и предметам мебели. Это сочинение стало одной из самых обширных энциклопедий в истории европейской культуры, признается фундаментом средневекового образования. О популярности труда Исидора Севильского свидетельствует то, что сохранилось более тысячи его рукописных средневековых копий. Его называют первым средневековым энциклопедистом ( Уколова, 1983).
Следует отметить, что энциклопедия может не претендовать на универсальность и научность знаний. К этому виду текстов можно отнести полный свод даосских канонических текстов «Дао цзан» («Сокровищница даосских писаний»), который складывался веками и был впервые опубликован в 1019 г. объемом в 4565 томов. Пример узкоспециализированного издания — 200-томная Арабская юридическая энциклопедия (164 тыс. страниц), составитель которой ливиец Мохамед Абу Баккер Бен Янис утверждает, что она содержит полную информацию по законодательству всех арабских стан, как об этом сообщает Книга рекордов Гиннеса, зафиксировавшая этот рекорд в номинации «Самая большая энциклопедия» ( Гиннес, 2004: 174). Книга рекордов Гиннеса тоже может рассматриваться как форма энциклопедии, где сфера описания ограничена высшими достижениями во всех возможных областях (как в природе, так и в обществе, культуре), и сама эта книга поставила рекорд по числу раскупленных экземпляров (с 1955 г. до лета 2002 г. — около 95 млн экз.), уступив только Библии и Корану (Гиннес, 2004: 174). Вот почему сведения, публикуемые в этом издании, весьма важны для тезаурусного анализа современной мировой культуры: оно не только фиксирует феномены, но и, распространяя эти сведения по миру, формирует и культурные тезаурусы народов в ключе глобализации культурных процессов.
Итак, энциклопедия, не претендующая на универсальность и научность знаний, прямо или имплицитно претендует на исчерпывающую полноту знаний и на влияние этих знаний именно за счет постулируемой полноты, а значит, и непререкаемости вытекающих из ее материалов выводов. Но при этом самих выводов энциклопедия, в сущности, не делает. Здесь возникает необходимость провести дифференциацию понятий «энциклопедия», «энциклопедичность», «энциклопедизм».
Понятие «энциклопедичность» наполнено иным содержанием, нежели то, которое связано с энциклопедией как неким систематизированным сводом знаний. Выдающийся русский философ А. Ф. Лосев, указав на «энциклопедичность» Аристотеля, так разъяснил ее суть: «Энциклопедичность Аристотеля есть не только и не столько следствие его обширного ума и любознательности, сколько своеобразный научный метод. Аристотелевское познание рождается не в результате вторжения отвлеченной логической схемы в пассивный предмет, а в результате наблюдения, сравнения и сопоставления максимально большого числа естественных явлений. Другими словами, в основе аристотелевского метода лежит созерцательное отношение к природе как самостоятельной эйдетической, а следовательно, смысловой ценности. Эта черта, вернее же, основная особенность аристотелевской философии, восходит, несомненно, к Платону с его благоговейным отношением к разумной действительности» ( Лосев, 1974: 409).
Далее А. Ф. Лосев убедительно показывает, что эти черты не были свойственны Спевсиппу, а ведь именно его признают создателем первой энциклопедии. Действительно, энциклопедичность — это нечто другое: это метод, основанный на сравнении максимально доступного для обозрения количества феноменов, сопоставимых в искомых отношениях. Если энциклопедия воздерживается от выводов, то энциклопедичность привлекает обширный материал именно для выводов. Если Аристотель, Леонардо да Винчи или Лейбниц были «многознайками», то это было проявлением их энциклопедичности, что и позволило им стать великими мыслителями.
1 января 1751 г. вышел в свет первый том «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданный Дени Дидро и Жаном Лероном Д’Аламбером. Началось просветительское движение энциклопедизма, сыгравшее огромную роль в истории и культуре Франции, всего мира. Энциклопедичность Лейбница отошла в прошлое, хотя до сих пор свойственна некоторым интеллектуалам. Но ее актуальность померкла в середине XVIII века, ибо в этот период произошла грандиозная трансформация способа мировосприятия: появление «Энциклопедии» под редакцией Дидро и Д’Аламбера ( Encyclopédie, 1751–1780) свидетельствует о том, что отныне целостное осмысление совокупности человеческих знаний доступно только коллективу специалистов (т. е. экспертов по фрагментам общей картины мира и знания о нем), а не отдельному человеку. Это наиболее очевидное различие между энциклопедичностью (свойством индивида) и энциклопедизмом (свойством группы учёных, получивших название «энциклопедисты», «просветители», составивших влиятельное социокультурное движение).
Принято возводить современный строй энциклопедий к «Энциклопедии» французских просветителей. Это во многих отношениях оправдано. По характеристике Дени Дидро, «цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придет после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащенные знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям» (Encyclopédie... V. 12: 348). Издание основного состава «Энциклопедии» (17 томов текста и 11 томов гравюр-иллюстраций) было завершено в 1772 г. Затем появилось несколько томов дополнений и указателей, и к 1780 г. «Энциклопедия» состояла уже из 35 томов и включала 71818 статей и 3129 иллюстраций. В «Энциклопедии» содержался полный свод знаний и просветительских представлений о природе, обществе, науке и искусстве.
Создание такого труда потребовало объединения усилий всех французских просветителей. Во главе этого грандиозного дела становится Дени Дидро ( Le Gras, 1928; Proust J., 1967; Длугач, 1975). Он в 1747 г. получил предложение от парижского издателя А. Ф. Ле Бретона возглавить работу по переводу на французский язык «Энциклопедии, или Всеобщего словаря ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Эта работа велась к тому времени уже несколько лет, но без удовлетворительного результата. У Дидро возникла мысль расширить рамки проекта и воплотить в систематизированной форме идеи французских просветителей, на что издатели согласились.
Вместе с ним редактированием «Энциклопедии» занимался выдающийся математик Д’Аламбер, предисловие которого к изданию считается манифестом Просвещения. Редакторы привлекли к изданию Вольтера, Монтескьё, Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Кондильяка, Тюрго, Мабли, Кондорсе, Бюффона и многих других просветителей, получивших во второй половине века название «энциклопедисты». Дидро написал около 6 тыс. статей, Д’Аламбер — около 1600 статей. Всего было более 140 авторов. Особый вклад в создание статей для «Энциклопедии» внес Луи де Жокур (Louis de Jaucourt, 1704–1779), писавший о литературе, политике, медицине, экономике и выступивший автором 17266 статей (посчитано, что это примерно по восемь статей в день с 1759 по 1765 г.). Во второй половине XVIII века авторитет Вольтера растет, с ним переписываются европейские монархи, желавшие прослыть «просвещенными государями». Среди них — русская императрица Екатерина II. Но не Вольтер же воспринимался вождем просветителей Франции, а Дидро, стоявший во главе «Энциклопедии».
Тем не менее в «Энциклопедии» Д’Аламбера и Дидро энциклопедизм лишь в некоторых чертах подобен энциклопедизму современных универсальных энциклопедий. Отличие состоит и в том, что, во-первых, отбор статей Дидро как ответственный редактор издания на протяжении 25 лет вёл на основе определённой идейной платформы, во-вторых, наиболее важные из этих статей писались кругом лиц, которые выступали в отношении этой идейной платформы как единомышленники, в-третьих, само содержание словарных статей преимущественно было направлено на раскрытие просвещенческой идеологии, в-четвёртых, в результате этого «Энциклопедия» как целое (а не только введение, написанное Д’Аламбером) выступала идейным манифестом, представленным в словарной форме. В известном смысле эта энциклопедия выступала как последовательное проведение тезаурусного принципа в этом типе изданий. В конечном счёте, все энциклопедии тезаурусно ориентированы, но при этом чаще всего претендуют на универсализм и содержат тысячи, десятки и сотни тысяч словарных статей, написанных значительным числом авторов. Так, 15-е издание энциклопедии «Британника» содержало 120 тыс. статей, ее современная версия создана при участии около 4 тыс. авторов и редакторов. Имеются и авторские энциклопедии (или словари энциклопедического типа), где, впрочем, также сильна тенденция к универсальности ( Кондаков, 1971).
С появлением электронных энциклопедий удалось преодолеть одну из слабостей универсальных энциклопедий, а именно их зависимость от заранее избранной системы терминов, вокруг которых строится система энциклопедических статей. Необходимость заранее составлять словник, который может быть изменён по ходу издания в очень малой степени, — явный недостаток энциклопедического типа издания на бумажном носителе, чаще всего предполагающего подготовку многих томов нередко на протяжении десятилетий. «Википедия» как энциклопедическое издание, создаваемое неопределённым (неограниченным) числом авторов на основе кумулятивного принципа, стала прорывом в энциклопедическом деле и показала огромные преимущества энциклопедической формы, соединенной с сетевым способом ее наполнения. Термин «вики» был изобретён американским программистом Уордом Каннингемом (род. 1949) в 1995 г. для обозначения разрабатывавшейся им с 1994 г. первой вики-системы WikiWikiWeb. Слово wiki по-гавайски значит «быстро». Википедия создаётся на 225 языках мира, насчитывает 24 млн статей, из них около 1 млн — в русской Википедии. В этом отношении идея полноты знаний Википедией реализуется в большей мере, чем энциклопедией в рассмотренном выше значении слова. В то же время в Википедии была утеряна целостность энциклопедии в ее тезаурусном аспекте, поскольку редактирование в смысле придания единства позиции авторского коллектива при доступности для каждого выступить в роли соавтора по любому тематизму лишилось своей организующей роли. Учитывая все это, невозможно при характеристике Википедии использовать в изложенных значениях ни понятие «энциклопедия», ни понятие «энциклопедичность», ни понятие «энциклопедизм». Возникшее и устойчиво развивающееся социальное движение уместно определить термином «википедизм». Явление это достойно социологического и культурологического, а также психологического научного исследования. Без него не возникли бы условия становления отличного от него, хотя и среди своих форм использующего интернет-ресурсы Нового Энциклопедизма.
Когда мы говорим о Новом Энциклопедизме, то подразумеваем под этим сочетание тезаурусной оформленности энциклопедии и кумулятивности в ее формировании. Тезаурус не обязательно должен идентифицироваться с позицией авторитетного редактора, и возможность создавать энциклопедическую программу на базе научного коллектива, как это сегодня реализуется в работе Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, придает исследовательской деятельности естественную однородность и общую направленность (при всех различиях позиций отдельных сотрудников). Кумулятивность в создании энциклопедического продукта позволяет корректировать замысел по ходу дела. Аналог дает публикация в научном журнале МосГУ «Знание. Понимание. Умение» начиная с первого номера этого периодического издания — «Энциклопедии гуманитарных наук». Характерно, например, что в 2004 г. была опубликована статья А. И. Ковалевой «Социализация» ( Ковалева, 2004), а в последующем эта тематика ею была продолжена в уточняющей статье ( Ковалева, 2012).
Отмеченные свойства Нового Энциклопедизма позволяют преодолеть фрагментарность «Программы научно-образовательного информационного поля» как недостатка при задаче систематического представления знания, каковое ожидается от энциклопедии. Во-первых, кумулятивный способ организации концептуально ведет к снижению фрагментарности словарного состава: принципиально важно, что словарный состав может безгранично пополняться, освобождаться от избыточных элементов, перегруппировываться по разным основаниям, в том числе и в режиме сосуществования нескольких классификационных подсистем.
Во-вторых, тезаурусный подход, применяемый в проекте, делает обоснованной такую полноту возникающего из фрагментов целого, которая соответствует ориентационной задаче. Применительно к тезаурусу полнота является не количественной, а качественной характеристикой (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 63). Это обстоятельство существенно для концептуального обобщения Нового Энциклопедизма. Оно позволяет увидеть значение субъектной организации знания даже в форме, которая воспринимается как наименее подверженная субъективизации. В конечном счёте такой подход концептуально возвращает нас — но на совершенно другом уровне информационного обеспечения и коммуникационных технологий — к замыслу «Энциклопедии» французских просветителей систематизировать знания с тем, чтобы они стали понятны нынешнему и будущим поколениям, способствовали торжеству добра и делали людей счастливее. Это и путь к преодолению последствий информационного взрыва на субъектном уровне: если безудержный рост знаний объективно не может быть ограничен, то из этого на уровне субъекта не следует катастрофы переизбытка информации, поскольку ее переработка в тезаурусе по модели «свой-чужой-чуждый» оставляет в зоне актуальных знаний то, что необходимо и достаточно для ориентации во внешней среде и обладает ценностью для саморазвития индивидов и их сообществ.
Один из принципов Нового Энциклопедизма, как представляется, — выход за рамки линейного оперирования информацией, создание объемного образа, картины мира ( Кузнецова, 2012). А это предполагает использование концентрических кругов, «декад» (т. н. тезаурусного макета из 10 позиций — имён, вещей, произведений, событий, героев и т. д. — по избранным для освоения разделам культуры), других средств, которые ещё предстоит разработать в осуществляемом ИФПИ проекте, пользуясь механизмами тезаурусного подхода.Следует обратить внимание и на то, что конкретные черты проекта, в рамках которого сформировалась идея Нового Энциклопедизма, вовсе не являются для нее атрибутивными. Подобно тому, как шкала Тёрстоуна в социологии обозначает лишь принцип конструирования измерительного инструмента, который для каждого исследования наполняется оригинальным содержанием, Новый Энциклопедизм выражает подход, который может быть применен к организации знания в сообществах с разными тезаурусами и разной потребностью в ориентирующем и развивающем знании. Все это позволит придать Новому Энциклопедизму черты, делающие его эффективным инструментом в деятельности по преодолению информационного взрыва.
Виндельбанд В. (1995) Фридрих Гельдерлин и его судьба // В. Виндельбанд Избранное : Дух и история. М. : Юристъ, 1995.
Гиннес (2003) : Мировые рекорды 2004. М. : АСТ ; Астрель, 2003.
Глушков В. М. (1987) Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.
Горелов А. А., Горелова Т. А. (2011) Эволюция и инволюция культуры // Образование для XXI века : VIII Международная научная конференция. Москва, 17–19 ноября 2011 г. : Доклады и материалы. Секция 1. Философия образования / отв. ред. А. В. Костина, А. Э. Воскобойников. М., 2011. С. 11–24.
Джеймс П., Торп Н. (1997) Древние изобретения / пер. с англ. Минск : Попурри, 1997.
Длугач Т. Б. (1975) Дени Дидро. М. : Мысль, 1975.
Захаров Н. В., Луков Вл. А. (2012) Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М. : ГИТР, 2012.
Ильинский И. М. (2002) Образовательная революция. М. : МГСА, 2002.
Ковалева А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 139–143.
Ковалева А. И. (2012) Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 298–300.
Кондаков Н. И. (1971) Логический словарь. М. : Наука,1971.
Костина А. В. (2009) Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 167–175.
Костина А. В. (2010) Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы (окончание) // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 187–194.
Кузнецова Т. Ф. (2012) Культурная картина мира : Теоретические проблемы. М. : ГИТР, 2012.
Ламажаа Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 38–45.
Лосев А. Ф. (1974) История античной эстетики. Т. 3: Высокая классика. М.: Искусство, 1974.
Луков Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Нац. ин-т бизнеса, 2008.
Программа научно-образовательного информационного поля: концепция Нового Энциклопедизма (2012) [Электронный ресурс] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин, Ч. К. Ламажаа, С. В. Луков, В. А. Гневашева // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6. (ноябрь – декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_et-al_New-Encyclopaedism/. (дата обращения: 12.12.2012).
Уколова В. И. (1983) Первый средневековый энциклопедист // Вопросы истории. 1983. № 6. С. 185–188.
Эпштейн М. Н. (1998) Информационный взрыв и травма постмодерна [Электронный ресурс] // Русский журнал. URL: http://old.russ.ru/journal/travmp/98-10-08/epsht.htm; [заключительная часть статьи]: URL: http://old.russ.ru/journal/travmp/98-10-29/epsht.htm(дата обращения: 12.12.2012).Encyclopédie (1751–1780), ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers...: 35 vol.
P. Le Gras J. (1928) Diderot et l’encyclopedie. A miens : Edgar Malfère. (Les grands événéments littéraires).
Pliny (1938–1963) Natural History: Vol. 1–10. Camb. (Mass.) : L., 1928. (The Loeb Classical Bibl.).
Proust J. (1967) Diderot et l’Encyclopedie. P. : A. Colin, 1967.
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56) |