Рецензия
- 1 января 2014
- просмотров 5026
Девятнадцатого августа по старому стилю и первого сентября по новому Русская православная церковь празднует День Донской иконы Божьей Матери, в современной России этот день празднуется как День казачества. Как не напомнить об этом, говоря о великой роли
Михаила Александровича Шолохова, писателя, гражданина, общественного деятеля, человека широкой души и глубокого мудрого историка народной жизни, гениально воссоздавшего трагическую историю казачества в судьбах героев своих произведений, которые — не на время, на века! Казаки скажут: не будь Шолохова, их жизнь и историческая миссия виделась бы совсем по-другому. История не знает сослагательного наклонения. Но Шолохов не помещается в определение «бытописатель казачества». Не станем спорить. Слава Богу, перед нами — «
Шолоховская энциклопедия», вышедшая в начале 2013 года, ставшая событием для культурного мира. Она поможет дать взвешенные ответы, если не на всё сразу, то на все последовательно заданные вопросы и по казачеству, и по Шолохову.
Для начала проверьте себя сами: скажите, что первое приходит на ум, когда произносится имя: Михаил Александрович Шолохов? Кто-то вспомнит эпизоды из фильма «Нахалёнок» или свои незабываемые впечатления от чтения рассказа «Чужая кровь», кто-то изумится молодости писавшего и глубине и всеохватности «постижения мира, времени и человека» в рассказе «Жеребёнок». Кому-то на память придут фильмы по «Поднятой целине», «Судьбе человека». Однако чаще других вспомнится название — «Тихий Дон» и много и дельного, и шумного, и бесполезно-суетного «движения» вокруг эпопеи, в которой отразилась трагическая история России вообще, а не одного казачества только.
Обратившись сегодня к «Тихому Дону», за который М. А. Шолохов получил Нобелевскую премию (это свидетельство открывает «Шолоховскую энциклопедию»), поймёшь, как неповторимо мощно, хорально его звучание, как трепетно и горько одновременно понята судьба каждого человека и всех вместе.
Каждый ли так поймёт? Не знаю. Бывали же времена, когда, инстинктивно ощущая национально-художественную полноту, иные хлопотали, чтоб «поубавить громкости звучания» романа разного рода наветами. Казалось бы, и рукописи изданы, и тома исследований подтверждают подлинность созданного писателем, а вот нет-нет, да и возьмётся учитель на уроке рассказывать байки на заезженную тему. Задумываясь о том, что же тогда может безоговорочно восстановить безупречную правду о «трудах» и «днях» гениального Шолохова-писателя, Шолохова-человека, полагаешь: наверное, время. Однако время может помочь и тому, чтобы «всё быльём поросло»: и настоящее, и наветы.
И когда мы думаем о том, что в памяти потомков останется то, с особым чувством благодарности обращаемся к создателям и самому факту появления тома с точным названием «Шолоховская энциклопедия». Посмотришь на этот впечатляющий том в
1216 страниц и вновь радостно выдохнешь: «Шолоховская энциклопедия».
Э. А. Бессмертных, инициатор проекта, издатель, взявший на себя заботы о том, чтобы обеспечить подготовку и выпуск энциклопедии;
Ю. А. Дворяшин, главный редактор, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки, в культурном сообществе уже известный не только книгами о Шолохове, но и изданием «Поднятой целины» в авторской шолоховской редакции;
С. А. Васильев, доктор филологических наук, профессор Московского городского педагогического университета, на чью долю выпала подготовка к печати статей, касающихся биографии писателя, круга его общения;
А. А. Агафонов, кандидат филологических наук, руководитель раздела «М. А. Шолохов и искусство»;
Г. Н. Воронцова, кандидат филологических наук, подготовившая статьи о ранней прозе писателя, и ещё
109 авторов составили творческий коллектив создателей энциклопедии.
Увесистый том вмещает
737 статей, и лапидарно, и развёрнуто объясняющих разные грани жизни и творчества Шолохова. Все вместе и каждый материал в отдельности открывают перед любознательным читателем миги, дни, годы трудов, мечтаний, отдохновений, дружбы, забот. Кроме статей, ещё на 6 вкладках фотографии человека, «запечатлевшего эпоху», из которой «слова не выкинешь».
Само создание тома — свидетельство того, что в научно-исследовательском мире вызрела необходимость, потребность и осознание долга соединить фрагментарное, создать эту самую энциклопедию об ЭНЦИКЛОПЕДИИ по имени Михаил Александрович Шолохов.
Несомненное достоинство всякой энциклопедии, и «Шолоховская энциклопедия» — счастливое тому подтверждение, — всеохватность. Михаил Александрович Шолохов предстаёт во всех своих ипостасях, делах, связях обыденной жизни, динамике культуры, идеологии, многогранных проблемах своего времени.
Трагизм эпохи, трагедия казачества в конце 1910-х — начале 1920-х годов не могла быть замкнутой в этих временных рамках, может быть потому «Тихий Дон» — эпопея, всей многосоставностью своей объясняющая многое в последующей российской истории, и всё это по-особенному тщательно изучается, с вниманием к документам описывается авторами энциклопедии.
К статьям, посвящённым вопросам стиля, его различным компонентам, придётся возвращаться вновь и вновь: и потому, что они написаны учёными, глубоко осознающими и теоретические, и исторические филологические грани творчества Шолохова, и потому, что дают «подпитку» для собственных размышлений над загадкой писателя. При этом в материалах, представленных в энциклопедии, уже запечатлён СРЕЗ нашего сегодняшнего и филологического, и культурологического, и социально-психологического представления о масштабной фигуре М. А. Шолохова, сыгравшего непереоценимую роль в советской культуре, а не только в литературе. Художественные фильмы советской эпохи: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» — не просто события определённого времени, они свидетели облика и ОБРАЗА народа и отдельного человека в истории, какими их видел писатель и передал кинематографистам.
Сравнительно-исторический подход, дающий возможность постижения стиля художника и стиля эпохи, положен в основание научного метода энциклопедического собрания материала в целом. Этот метод позволяет увидеть особенности интерпретаций созданного М. А. Шолоховым в XX веке и сегодня даёт возможность оценить и стиль самих этих «новых» интерпретаций, и их адекватность оригинальному, художественному материалу и, может быть, открывает некоторую ущербность нынешней эпохи интерпретаций и масштаб личности интерпретаторов и их общую культурную осведомлённость.
Особое место в энциклопедии отведено Шолохову-гражданину. Не гражданину мира, не гражданину Дона, не гражданину вневременной России. Он русский советский человек, живущий по непреложным законам Чести и Долга перед народом и Отечеством, и ещё человек безмерной Любви, апостольски понимаемой, человек широкой души и «сокрушённого сердца», способного принять беды народа, переплавить там и вернуть миру, чтобы могли и восхититься, и содрогнуться, и навсегда принять уже в своё сердце. Энциклопедия даёт нам возможность увидеть духовно-нравственную созидательную силу его таланта.
И не могу не поделиться впечатлениями от того, что даёт, наверное, не только мне, но и другим читателям и почитателям «Шолоховской энциклопедии» рассматривание фотографий в ней. Уже упомянутые шесть объёмных вкладок не просто «видеоряд», а своеобразный документальный фильм: эпоха в лицах. И каких ЛИЦАХ! Здесь выдающиеся деятели отечественной и зарубежной культуры:
А. М. Горький,
А. Н. Толстой,
А. С. Серафимович,
А. П. Платонов,
А. Т. Твардовский,
Л. М. Леонов,
В. М. Шукшин,
С. Ф. Бондарчук,
Д. Н. Орлов,
С. А. Герасимов,
А. П. Довженко,
О. Гончар,
М. Ф. Рыльский,
Д. Д. Шостакович,
Чарльз Перси Сноу,
Марти Ларни; здесь государственные деятели и прославленные военачальники:
А. Н. Косыгин,
Г. К. Жуков,
К. К. Рокоссовский… Здесь и русский человек с солнечной улыбкой
Ю. А. Гагарин.
Важно вглядеться и в портреты Михаила Александровича Шолохова, что называется, «в динамике». Удивительное лицо, как сейчас любят говорить, харизматичная внешность, ну кто же не знает портрета писателя! Но остановитесь и вглядитесь: лицо — КРАСИВОЕ — всегда. И в юности, и в зрелости, и в последние годы. Язык не поворачивается сказать: в старости. Потому что всё молодо в его наследии, и энциклопедия даёт нам представление о художнике в его гениальном умении запечатлеть эпоху и подарить миру и свой «тихий» Дон, и своё казачество, и своё представление о силе любви и страсти, о мудрости, любви и красоте и человеческих лиц, и человеческих душ.
И знаете, как хорошо, что у нас теперь есть «Шолоховская энциклопедия», не только для того, чтоб сослаться при работе, а для того, чтобы работать, опираясь на собранное замечательным коллективом людей, для которых имя Шолохова — и любовь, и совесть, и эпоха, которую мы наследуем. Будем же благодарны и этим трудам и заботам, и самой эпохе, говорящей о человеке, без которого историю России в XX веке невозможно представить.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Минералова И. Г. К выходу «Шолоховской энциклопедии»/ И. Г. Минералова// Литература в школе. — 2014. — № 1. — С. 42-43.