Рецензия
- 1 марта 2014
- просмотров 5983
Шолоховская энциклопедия/ Фонд «Шолохов. энцикл.», Гос. музей-заповедник М. А. Шолохова, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова; [Гл. ред. Ю. А. Дворяшин; Авт. вступ. слова М. М. Шолохов; Редкол.: Ю. А. Дворяшин (гл. ред., пред.), Э. А. Бессмертных (руководитель проекта, издатель), А. М. Шолохов (зам. пред.) и др.; Члены редкол.: А. А. Агафонов, Ю. В. Бондарев, С. А. Васильев и др.]. — М.: Синергия, 2012. — 1215 с., [80] л. ил., портр., факс.: ил., портр.; 27 см. — Библиогр.: С. 1139-1210, библиогр. в конце ст. — 5000 экз.— ISBN 978-5-94238-022-9 (в пер.).
Персональная энциклопедия — свод знаний о выдающейся личности — выполняет различные роли: подытоживает изучение жизни и творчества, становится коллективным памятником человеческому гению; зачастую выпуск персональной энциклопедии подстегивает интерес к творчеству того или иного художника, мобилизует лучшие научные силы и тем самым как бы оживляет для современности эту личность.
Энциклопедии (или энциклопедические словари, например,
двухтомный «
Шевченкiвський словник», 1977, или «
Франциск Скорина и его время», 1990) — о
М. Лермонтове (1981),
М. Ломоносове (1999),
А. Чехове (2011) — опыты различного методологического порядка, попытки с разной степенью интенсивности, систематичности описать жизнь и творчество писателя в единстве и полноте. На эти издания (равно как и на издания о
В. Розанове,
А. Островском и ещё на ряд персональных энциклопедий последних
десятилетий), на богатый опыт отечественной литературной науки ориентировались издатели, редакторы и авторы «
Шолоховской энциклопедии».
История создания энциклопедии такова: в 2001 году при Институте мировой литературы им. А. М. Горького был образован творческий коллектив, усилиями которого был подготовлен первоначальный Словник. В 2006 году Издательским Домом «Синергия», ИМЛИ РАН, Шолоховским центром Сургутского педагогического университета был учрежден общественный фонд «Шолоховская энциклопедия», который стал центральным органом, координирующим осуществление проекта. Видную роль в деле продвижения проекта сыграли издатель
Э. Бессмертных и доктор филологических наук
Ю. Дворяшин, ставший научным руководителем большого коллектива исследователей, а затем и главным редактором энциклопедии. Работа над энциклопедией позволила объединить усилия многих ученых: помимо исследователей из России, авторами стали русисты из Германии, Латвии, Литвы и США.
Отбор материала для энциклопедии определялся стремлением редакторов осветить факты и события строго в их отношении к
Шолохову, его жизни и творчеству. Сведения общего характера, которые можно найти в справочниках и специальных изданиях, даны избирательно, в лапидарной форме. Это относится и к обзорным, и к персональным статьям. Статьи в энциклопедии имеют различный объём — от нескольких строк до одного и более авторского листа. Между тем ряд статьёй о публицистических выступлениях Шолохова оставляют впечатление некоторой неразвёрнутости, когда указаны только жанр и основная тема, но не раскрыты авторская позиция, интенция текста и его функция. К сожалению, в статьях, посвящённых персоналиям, наблюдается неоправданное дублирование библиографического и даже цитатного материала. Недостатком необходимо признать и отсутствие ударений в заглавиях словарных статей: это тем более необходимо, что ряд фамилий современников писателя или топонимов нельзя отнести к распространённым и общеизвестным.
Энциклопедия имеет справочно-поисковый аппарат: содержит список сокращений и условных обозначений, систему ссылок, вспомогательные указатели, библиографию, содержание и выходные сведения. В заключительной части даётся «Летопись жизни и творчества М. А. Шолохова», а также специально разработанный для энциклопедии алфавитный указатель персонажей всех художественных произведений писателя с краткой или развёрнутой характеристикой каждого. Библиографический список вынесен в конец издания.
Редколлегия выделила
12 разделов, по которым велась систематическая работа: Произведения Шолохова; Биография; Круг общения; Поэтика и проблемы мировоззрения; Шолохов и русская литература ХIХ-ХХ веков; Шолохов и русское зарубежье; Шолохов и мировая литература; Исторические реалии в произведениях Шолохова; Язык произведений Шолохова; Шолохов и искусство (подразделы: Музыка; Изобразительное искусство; Театр; Кинематография); Шолоховские памятные места, мемориал, литературная топография; История изучения Шолохова.
Новаторским приемом в структурообразовании издания явилась комбинация алфавитно-словарного (основного) и тематического принципов в построении энциклопедии. В словарной части издания выделены
два самостоятельных блока статей, посвящённых романам «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Эти два вершинных произведения могут стать в будущем объектом отдельной энциклопедии (по типу «
Онегинской энциклопедии» или готовящейся «
Обломовской»). Каждый блок открывается основной развёрнутой статьёй, дающей целостное представление об образной системе произведения, его художественной самобытности и значении в отечественном и мировом литературном процессе. Вслед за центральной статьей блока публикуются статьи, посвящённые истории создания романа, источникам, прототипам персонажей, топонимике и топографии, изданиям романа.
Значительное место в энциклопедии уделено теоретическим проблемам, которые до сих пор представляют собой актуальный интерес и являются предметом научной дискуссии. Ряд статей по объёму, содержанию и своему значению для науки о Шолохове являются в некотором роде самостоятельными исследованиями — в этом смысле общее правило энциклопедической статьи (бесстрастная констатация общепринятых фактов и уход от проблемной дискуссионности) было нарушено; однако представляется, что живой, эмоциональный, заинтересованный в поисках истины
диалог с читателем (в данном случае, конечно, с читателем подготовленным) является знаком активного и вселяющего надежды развития современного шолоховедения. Хотелось бы отметить статьи «Сюжет и композиция», «Поэтика Шолохова», «Трагическое у Шолохова», «Философские аспекты эстетики Шолохова», «Шолоховедение». Эти другие статьи энциклопедии затрагивают пока еще слабо разработанную проблематику феноменологии художественного творчества писателя.
Творчество Шолохова убедительно вписано в историю русской литературы. Плодотворная мысль о
большом диалоге с русской классикой (как синхронном, так и диахронном) звучит лейтмотивом проблемно-теоретических и историко-литературных статей «Шолоховской энциклопедии». Так, например, при исследовании стиля прозы писателя — объекта весьма сложного для изучения — устанавливаются связи как с предшествующей Шолохову стилевой традицией, так и с опытом современников. В статьях, посвящённых поэтике Шолохова («Хронотоп», «Портрет персонажа»), его стилю, проблемам сюжетосложения («Сюжет и композиция»), убедительно показано, как автор преодолевал банальную стилизацию. Шолохов рано вошёл в литературу, как бы миновав этап подражательства и ученичества, но нередко вступая в игру с «чужим» стилем или изобразительными приёмами, снижая манеру предшественников или отталкиваясь от неё. Сложные стилистические обобщения достигаются у Шолохова в результате возникновения в его произведениях устойчивых повторяющихся образов и мотивов.
Творческий путь Шолохова на всём его протяжении разворачивался под внимательным, чаще всего пристрастным литературно-критическим взглядом. Поэтому в энциклопедии (помимо содержательного блока статей о восприятии творчества писателя, в том числе в иностранной литературе) есть ожидаемый раздел о дискуссионных проблемах авторства «Тихого Дона».
Г. Ермолаев, написавший этот раздел, утверждает, что внимательный анализ различных точек зрения об авторстве приводит к однозначному выводу: роман написан писателем единолично, а отвергающие или ставящие под сомнение шолоховское авторство публицисты не представили убедительных доказательств своей правоты. Отрадно, что в столь сложном вопросе «Шолоховская энциклопедия» дает объективный обзор спорных гипотез, начиная с ранних (возникших еще 1928 году) и вплоть до современных (последняя по времени «антишолоховская» публикация датирована 2006 годом).
При знакомстве с энциклопедией встает вопрос о полноте содержания и степени выражения этой полноты в конкретных статьях. Представляется, что редакция невольно увлеклась поисками компромиссов, притом, что такая большая (а, следовательно, противоречивая) фигура, как Шолохов, не может и не должна трактоваться однозначно. Например, в статьях о писателях-современниках отобраны, в основном, только те высказывания о Шолохове и характеристики его творчества, которые подчёркивают либо позитивную оценочность, либо носят апологетический характер. Однако не учитывается эволюция в рецепции как отдельных образов, так и фигуры самого классика (эти изменения были характерны для целого ряда авторов: от
Ф. Абрамова до
В. Шукшина и
В. Белова). Например, в дневниках Абрамова находим критические оценки, которые не только не умаляют значения шолоховского творчества, но позволяют более объёмно понять его личность и наследие: «Шолохов, конечно, великий писатель <...> Но вот что бросается в Шолохове: его мало, очень мало занимают нравственные проблемы. В нем мало, как это ни дико звучит, русского» [1]
1. Весьма неоднозначно комментировал выступления Шолохова на съездах писателей, его интервью
К. Чуковский [2]
2. Однако все эти «сшибки» необходимы хотя бы уже потому, что оживляют контекст, делают панораму мнений более корректной.
Первый опыт «Шолоховской энциклопедии» необходимо признать удачным: все словарные статьи написаны на высоком научном уровне, тщательно отредактированы, всё издание снабжено серьёзным справочно-библиографическим аппаратом, богато иллюстрировано. Но сами издатели признают, что энциклопедию можно и должно пополнить рядом статей, уточнить факты и характеристики: все это дело ближайшего будущего, так как уже готовится второе исправленное и дополненное издание «Шолоховской энциклопедии». Подобное приглашение к сотрудничеству (
диалогу с авторами) — прекрасный пример развивающейся науки о Шолохове, создаваемой учеными, принадлежащими иногда к разным научным школам и поколениям.
Литература
- Абрамов Ф. Так что же нам делать? (Из дневников, записных книжек, писем). СПб.: Изд. журнала «Нева», 1995. С. 34.
- Чуковский К. И. Дневник. Т. 3: 1936-1969. М.: ПРОЗАиК, 2011. С. 68 и др.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Глушаков П. С. «Шолоховская энциклопедия» / П. С. Глушаков // Вопросы литературы. — 2014. — № 2. — Рец на кн.: Шолоховская энциклопедия/ Фонд «Шолоховская энциклопедия», Гос. музей-заповедник М. А. Шолохова, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [Редкол.: Ю. А. Дворяшин (гл. ред.) и др.]. — М.: Синергия, 2012. — 1215 с., [70] л. ил., портр., факс.: ил., портр.; 27 см. — 5000 экз.— ISBN 978-5-94238-022-9 (в пер.).