Интервью
История возникновения и современная деятельность Национального университета «Острожская академия» (Острозька академія) отображены в энциклопедии, посвященной этому учреждению. Она вышла при содействии Президентского фонда «Украина» Леонида Кучмы. О работе над изданием корреспондент УКРИНФОРМа беседует с первым проректором университета, доктором философских наук, писателем Петром Кралюком (на фото).
— Какие новаторские принципы применены при создании структуры энциклопедии?
— В силу разных причин сохранилось мало источников, касающихся Острожской академии XVI-XVII ст. Потому, работая над энциклопедией, авторы вынуждены были не только максимально использовать известные источники, искать новые, но и привлекать источники опосредствованные. Это существенно повлияло на структуру энциклопедии, которая выглядит немного нетрадиционно. По содержанию ее статьи разделяются на такие группы: обзорные — об Острожской академии и том социокультурном контексте, в котором она функционировала; персонологические — о преподавателях и выпускниках академии, деятелях культуры XVI-XVII в., причастных к ней, об ученых ХIХ-ХХ в., которые исследовали историю Острога и академии; статьи об Острожской типографии и ее продукции; историографический обзор острогианы; статьи об отдельных деятелях и институциях, способствовавших сохранению исторической памяти об академии.
Важной частью энциклопедии стали многочисленные иллюстративные материалы, дающие возможность лучше почувствовать эпоху XVI-XVII ст. Кстати, академик П. Толочко, написавший отзыв на это издание, отметил в нем, что у него было такое ощущение, будто он «посетил» те далекие времена.
— Действительно, а у меня создается впечатление, что я читаю основательные исторические научные этюды, особенно, когда это касается фигур выдающихся деятелей академии, особенно ее создателя, князя Василия-Константина Острожского. А какие известные ученые работали над энциклопедией?
— Над энциклопедией работало сорок человек. Это ученые из разных городов Украины, прежде всего Киева и Львова. Однако основную работу выполнили исследователи Национального университета «Острожская академия» во главе с ректором Игорем Пасечником. Очень много поработал над этим изданием известный ученый, исследователь острогианы Игорь Мицко, монография которого «Острожская славяно-греко-латинская академия», напечатанная еще в 1990 году, стала научным бестселлером.
— Можно ли считать, что энциклопедия «Острожская академия» является продолжением таких изданий, как «Острожская академия 16-17 веков», «Острожские просветители 16-20 веков»?
— Конечно, но не только. После этих изданий у нас в академии вышло еще несколько исследований, касавшихся острогианы. В частности, это труды лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Рафаила Турконяка, касавшиеся Острожской Библии. Собственно, продолжением всех этих наработок и является нынешняя энциклопедия.
— Что из источниковой базы о «Острожской академии» использовано впервые?
— В целом источниковая база энциклопедии очень широка. Это можно увидеть, рассмотрев примечания к статьям и иллюстративному материалу. Конечно, преимущественно использовались уже «традиционные» наработки — этого требует жанр энциклопедии. Что касается статей, в которых есть ярко выраженные элементы новизны и использование малоизвестных источников, то я бы здесь отметил наработку Игоря Теслена, который попробовал реконструировать состав воспитанников Острожской академии, и Тараса Выхованца, который написал о культовых сооружениях Острога.
— Архивы каких стран пришлось изучать создателям энциклопедии с целью поиска сведений об «Острожской академии»?
— Преимущественно исследователи ориентировались на украинские архивы, в частности львовские и киевские. Однако также привлекались архивные материалы из России, Польши, Беларуси и Литвы. Другое дело, что нехватка средств не дает нашим ученым полноценно работать в зарубежных архивах. В конечном итоге, работа над энциклопедией велась в основном на общественных началах.
— Каким направлениям развития, популяризации острогианы послужит энциклопедия?
— Думаю, энциклопедия даст возможность посмотреть на Острожскую академию XVI-XVII веков как на уникальное явление не только нашей, но и в целом европейской культуры. Ее продолжением станут (собственно, уже стали) не только исследование в области истории, но также в сфере библиистики, культурологии, философии, педагогики. У нас совсем недавно вышли интересные монографии о богослове Василии Суразском и астрономе Яне Лятоше, которые были связаны с Острожской академией. Надеюсь, через какое-то время мы придем к мнению о необходимости переиздания энциклопедии, дополненной малоизвестными, а, возможно, и неизвестными материалами.
(Нет голосов) |