Рецензия
Не все сразу могут понять, о чём идет речь в привлекательном по названию произведении: «Энциклопедия памятников арийской культуры Центральной Азии. Таджикистан», изданного с красивой суперобложкой в 2012 году. Только слово «Таджикистан» показывает, что в двух книгах труда разговор идет о памятниках культуры.
Но почему научный редактор труда профессор Рустам Саматович Мукимов связал Таджикистан с арийской культурой? Чтобы понять это, обратимся к краткой аннотации, которая начинается так: «Энциклопедический справочник содержит первый опыт краткого изложения сведений о памятниках культуры — архитектуры, градостроительства, монументального и декоративно-прикладного искусств — на обширной территории формирований арийской (читай, таджикской) культуры с древнейших времен до Нового времени включительно (середина XIX в.)...». Именно это пояснение и открывает нам замысел выдающегося (не побоюсь этого выражения) рецензируемого произведения, лейтмотивом которого стали слова Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова: «...Арийская цивилизация с её культурно-нравственными ценностями сыграла поистине очень важную роль в формировании человеческой цивилизации и связей между цивилизациями, культурами, о чем свидетельствуют исторические памятники, сохранившиеся на территориях проживания арийских народов и в других странах. Ценности арийского наследия и культуры считаются предметом гордости не только для их наследников, но и всего человечества, являясь общечеловеческим историческим достоянием» (Рахмонов Э. Ш. Арии и познание арийской цивилизации. Размышления накануне празднования Года арийской цивилизации, 2006 г.).
Действительно, кто такие арийцы, которые сыграли важную роль в формировании человеческой цивилизации? Опять же обратимся к одному из капитальных трудов Р. С. Мукимова «История и теория таджикского градостроительства» (Душанбе, 2009 г.), где приведены высказывания известного русского лингвиста Андрея Буровского: «Уничтожьте литературу на индоевропейских-арийских языках, закройте университеты, преподающие на этих языках, — что останется? А ничего. Человечество окажется отброшенным на десятилетия назад, если не на века... Да и вообще всё, что мы называем цивилизацией, — это кто придумал и кто сказал? Сами слова «цивилизация» и «культура» — латинские, индоевропейские, а гражданское общество родилось в индоевропейской Греции в VIII—VII веках до Рождества Христова — тем самым была заложена основа и Рима, и его наследницы, европейской цивилизации.
Считается, что идею единого Бога придумали евреи... Но ведь ещё неизвестно, кому следует приписывать заслугу создания Единобожия: за два-три века до Моисея персидский пророк Заратустра-Зороастр учил вере в единого Бога Ахурамазду.
Христианство было подготовлено массовым культом персидского, зороастрийского бога Митры (само слово «бог» — персидского происхождения), а получило основное распространение именно среди арийских народов. И вообще неизвестно, чего в христианстве больше — иудейского наследия или античного, идущего от Греции и Рима...».
Определенно, А. Буровский говорит и о арийской Средней Азии: «На индоевропейских языках говорят только на самом юго-востоке Средней Азии — в Таджикистане и на Памире. Там, на изрезанном глубокими долинами высочайшем взгорье, сохранились небольшие арийские народы. Чуть ли не в каждой долине говорят по-своему.
Памирские языки и близкий к ним ягнобский относятся к восточной группе иранской семьи индоевропейских языков. К той же группе относится афганский и осетинский... При том, что осетины живут на Кавказе, в трёх тысячах километрах от Памира и Афганистана. А к северу от реки Вахш распространён уже таджикский язык — тоже иранский индоевропейский язык, только относится он к западной группе иранских языков. Причина понятна — народы не стояли на месте. Они все время перемещались, близкие родственники оказывались вдалеке, более отдаленные языки — рядом... Ещё в первых веках после Р.Х.... вся Средняя Азия тогда была арийской. И говорили в ней на иранских языках...» (Буровский А. Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе». — М.: Яуза: Эксмо, 2007).
Вот откуда идут памятники арийской культуры, которые обнаружены на обширной территории Центральной Азии, куда, как принято, входят помимо бывших советских республик Средней Азии, также Северный Афганистан, Восточный Иран (Хорасан), Северные Индия и Пакистан, Синьдзяно-уйгурский автономный округ Китая, а также часть юго-Восточной России!
И вот заслуга, я думаю, что выдающаяся, Рустама Саматовича в том и состоит, что он, начав с Таджикистана, истинных предков ариев, предлагает всем странам, входящим в Центрально-Азиатский регион, присоединиться к серии энциклопедического издания о памятниках арийской культуры — архитектуры, искусства и градостроительства и начать подготовку подобных книг на основе обобщения имеющихся сведений о памятниках древних ариев на территории своих стран. Судя по словам самого Р. С. Мукимова, эту идею поддержали ученые Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. Будем надеяться, что вскоре под единым названием «Энциклопедия памятников арийской культуры Центральной Азии» появится выдающаяся серия сведений о памятниках арийской культуры. А они есть во всех перечисленных странах обширного региона, например, цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро в Индии, созданные ариями в III тысячелетии до н. э., древнеарийское городище на южном Урале — Аркаим и Синташта, поселение Дашлы-3 в Северном Афганистане и многие другие.
Более того, большая часть учёных стран Центральной Азии в целом признают выдающуюся роль ариев в создании цивилизации. Например, на бескрайних просторах Евразии, где в IV—III тысячелетии до н. э. обитали наши далекие общие предки — древние арийцы (арии). Все они были скотоводами, связанные с выпасом овец. В названное время арийцы разделились на две большие группы: скотоводов (они называли себя турами по имени тура, тотема рода) и земледельцев. Скотоводы постепенно переходят к кочевничеству, что стало возможным только после освоения верховой езды на лошади, возникновения разборных или передвижных жилищ. Первыми к кочеванию, по мнению русских учёных-историков Б. Я. Ставиского и С. А. Яценко, перешли богатые хозяева с большим количеством скота (номады) и эта эпоха (ранних кочевников) относится к сакскому времени. Именно с арийцами (сакскими и другими арийскими племенами) связаны выдающиеся достижения материальной культуры в эпоху бронзы, когда впервые в мире изобретается седло, конская сбруя, стремена, колесо, разборное и передвижное жилище — юрта (середина I тыс. н. э.) и др.
Таким образом, выход двух первых книг об арийской культуре на территории Таджикистана (авторы-составители труда не выходят за пределы современных границ таджикского государства) стал заметным событием в культурной жизни таджиков. Впервые в республике обнародовано более одной тысячи памятников архитектуры, археологии, монументального и декоративно-прикладного искусства, среди которых такие выдающиеся памятники, как Амударьинский клад, о котором Эмомали Рахмон высказал следующее: «Амударьинский клад — это фрагмент забытой древней истории таджиков, через который мы получили весть из глубины тысячелетий» (Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая: от арийцев до Саманидов. — Лондон, 1999, с. 142) или настенная живописная композиция на городище Калаи Кахкаха I в Шахристанском районе Согдийской области «Волчица, кормящая двух младенцев», воспроизведение известного сюжета, бытовавшего в древней мифологии многих народов и канонизированного в античном Риме.
В двух хорошо иллюстрированных книгах Энциклопедии помещены также более одной тысячи иллюстраций, характеризующие наиболее яркие произведения архитектуры, градостроительства, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это поистине энциклопедия памятников, предваряющая выход в свет серии Свода памятников истории и культуры Республики Таджикистан, готовящееся к изданию под редакцией, опять же доктора архитектуры, профессора, действительного члена Академии архитектуры и строительства Республики Таджикистан, Международной Академии архитектуры стран Востока Рустама Саматовича Мукимова в отделе истории искусств Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша Академии наук Таджикистана (опубликованы два первых тома, посвящённых Согдийской области и сдан в печать третий том Свода памятников Гиссарской долины). Это действительно очень плодовитый ученый, который за 40 лет научной деятельности издал более одной тысячи наименований трудов — монографий, книг, учебных пособий, научных и научно-популярных статей. Легко написать 1000 работ, но вдумайтесь, ведь за каждым трудом, пусть это газетный очерк (их у него более 150!), стоит кропотливая и ответственная работа, за которой стоят десятки и сотни дней исследовательского труда.
Именно поэтому я горячо поддерживаю выдвижение крупного капитального произведения «Энциклопедия памятников арийской культуры Центральной Азии. Таджикистан» на соискание Государственной премии Республики Таджикистан имени Абуабдулло Рудаки в области литературы, искусства, архитектуры и журналистики 2014 года. Здесь и большая заслуга команды помощников Р. С. Мукимова в составлении Энциклопедии: докторов и кандидатов архитектуры: Салии Мамаджановой, Махмадрахима Каримова, Сайёры и Саодат Мукимовых и многих других, труды которых приведены в предисловии первой книги. Присуждение этой престижной государственной награды станет достойным завершением первого этапа большого труда. В дальнейшем мы надеемся увидеть выход других произведений Рустама Саматовича и его команды, которые активно пропагандируют, вот уже на протяжении нескольких десятков лет, культурное наследие таджиков — одного из древнейших народов Центральной Азии.
...Все вышесказанное прошу считать как прямое обращение к Председателю Комитета по Государственным премиям Республики Таджикистан имени А. Рудаки в области литературы, искусства, архитектуры и журналистики.
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56) |
Христианство было подготовлено массовым культом персидского, зороастрийского бога Митры (само слово «бог» — персидского происхождения), а получило основное распространение именно среди арийских народов. И вообще неизвестно, чего в христианстве больше — иудейского наследия или античного, идущего от Греции и Рима...».
Считается, что идею единого Бога придумали евреи... Но ведь ещё неизвестно, кому следует приписывать заслугу создания Единобожия: за два-три века до Моисея персидский пророк Заратустра-Зороастр учил вере в единого Бога Ахурамазду.
Игорь Прохоров пишет:
А где тонны комментов от товарищей, рьяно атаковавших каждую новость об очередном выпуске очередного же тома "Православной энциклопедии"? Ау, вы где? Тут, понимаешь, все христианство только что записали в зороастрийские митраисты! Вот эти пассажи лично меня приводят, мягко говоря, в недоумение:Христианство было подготовлено массовым культом персидского, зороастрийского бога Митры (само слово «бог» — персидского происхождения), а получило основное распространение именно среди арийских народов. И вообще неизвестно, чего в христианстве больше — иудейского наследия или античного, идущего от Греции и Рима...».Считается, что идею единого Бога придумали евреи... Но ведь ещё неизвестно, кому следует приписывать заслугу создания Единобожия: за два-три века до Моисея персидский пророк Заратустра-Зороастр учил вере в единого Бога Ахурамазду.
Это оскорбительно для христиан любой церкви, хоть православной, хоть католической! И при чем тут памятники арийской культуры? Опять гонка за пиаром путем оскорбления всех, кого можно? Какая связь между арийским наследием и демагогическими попытками представить христианство синкретической религией, составленной из кусочков языческих культов?
ПЫСЫ.
Любопытно только, почему автор статьи обошел молчанием ислам?