Под эгидой республиканского благотворительного фонда жертв политических репрессий «Покаяние» стартовал новый проект. Недавно организованная здесь рабочая группа приступила к созданию энциклопедического справочника «ГУЛАГ в Коми АССР».
По словам председателя правления фонда «Покаяние» Михаила Рогачева (на фото), справочник может стать уникальным изданием. Ведь ни одной региональной энциклопедии подобного рода в нашей стране до сих пор нет. То, что осуществлять идею взялись именно в Коми, по мнению Михаила Борисовича, вполне оправданно. Для Смоленской или, скажем, Рязанской области тема ГУЛАГа наверняка не такая всеобъемлющая, масштабная, как для нашей республики. В Коми АССР не было отрасли, которой бы не коснулась разветвленная система опутавших эту территорию сталинских лагерей, они, можно сказать, на протяжении десятилетий определяли всю её экономику. Мало где ещё по стране пребывало и такое количество заключённых — жертв сталинского произвола. Обо всём этом сжато, спрессованно, ёмко, разнопланово и должна рассказать энциклопедия.
Михаил Рогачев, главный редактор мартиролога «Покаяние: Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий» и председатель правления фонда «Покаяние»
Уже разработана концепция будущего издания. Кроме обобщающих статей под его обложкой будет помещена информация обо всех сторонах деятельности ГУЛАГа. Отдельные лагеря и лагпункты, их нормативная база, производственные объекты, социально-культурная деятельность, памятники, мемориалы, некрополи... Это — далеко не полный перечень тем, которые найдут отражение на страницах энциклопедии. Большое место в ней займут персоналии — статьи, посвящённые судьбам известных людей, прошедших через гулаговские лагеря Коми республики. Подготовлен и словник, который включает десятки фамилий политических узников.
Рогачев рассказал, что принять участие в создании энциклопедии выразили готовность многие учреждения и организации, профессиональные историки и краеведы. Подготовку нового издания планируется завершить к концу 2015 года. В ближайших же планах фонда «Покаяние» — выпуск 11-го тома одноимённого мартиролога, посвящённого немцам-спецпереселенцам, который увидит свет в конце нынешнего года.
Что же касается других дальнейших планов, то, по словам собеседника, работы непочатый край. Если проект по выпуску энциклопедии «ГУЛАГ в Коми АССР» будет осуществлён, то вслед за этим неминуемо встанет вопрос и по созданию других подобных справочников. Например, о спецпоселенцах или о политических репрессиях в нашей республике. А недавно мы, сотрудники «Покаяния», с немалым удивлением открыли для себя архив нашего фонда, который за 15 лет деятельности превратился в самостоятельный, богатый источник по изучению политрепрессий. После систематизации и перевода всех документов на электронные носители он тоже мог бы стать своеобразным справочным изданием, спрос на которые и в нашей стране, и во всем мире в последнее время очень высок.
Тяжелая тема, страшно читать о том, что «работы непочатый край». Меня тоже «терзают сомнения»: не верится, что это издание выйдет. Потомки тех, кто сгинул в лагерях, мыслят уже по-другому, ужаса уже нет, да и про темные моменты не хочется вспоминать. До конца 2015 года время есть, вдруг и правда завершат подготовку энциклопедии.
Татьяна Иванова пишет: Потомки тех, кто сгинул в лагерях, мыслят уже по-другому, ужаса уже нет, да и про темные моменты не хочется вспоминать.
Хочется — не хочется, а надо. Нынешнему поколению особенно. Они уже вообще понятия не имеют, с какими трудностями приходилось сталкиваться их предкам. Кто забывает эти страшные моменты, тот способен допустить их снова. Энциклопедии о ГУЛАГе быть!
Такая энциклопедия просто обязана увидеть свет. Мало кто, кроме специалистов, знает, как жил и обеспечивал свою жизнедеятельность лагерь для политических репрессированных. Кто кормил, одевал заключенных, чем они занимались и как использовались плоды их труда. Вот чего не должна содержать энциклопедия — попыток оценить. Оценить справедливость приговоров, роль ГУЛАГа в истории. Очень это не однозначно. И сложно произвести объективную оценку, а именно объективность — главный критерий энциклопедичности издания.
К чему создаются подобные энциклопедии, с откровенным созданием ореола мучеников для заключенных? Вспоминается фраза Жеглова «..ни за что не садят». Во все времена «клиенты» пенитенциарной системы либо действительно заслуживали своё наказание, либо настолько теряли связь с реальностью, что позволяли фабриковать на себя обвинение. Своеобразный естественный отбор. Это в той или иной форме есть во всех государствах.
Вячеслав Иванов написал: Вспоминается фраза Жеглова «..ни за что не садят».
При желании повод найти можно если не всегда, то часто. Но тут ещё вопрос адекватности наказания. Во времена так называемой ежовщины творилось черти что. См. ниже пример из проекта «Бессмертный барак»:
Шамонин Михаил Николаевич (1922 г.) От голода украл 2 буханки хлеба. Беспризорник. Дата ареста: 4 декабря 1937г. Приговор: к высшей мере наказания — расстрел [IMG]http://www.encyclopedia.ru/upload/hnd/forum/shamonin_mikhail_nikolaevich.jpg[/IMG] Дополнительная информация: В Книге Памяти жертв политических репрессий Бутовский полигон, М.2007, на стр.140 о Шамонине говорится: «В анкете арестованного ему прибавлено два года; как видно из дальнейших материалов дела, на день расстрела ему было 13 лет».