Впервые в Кыргызстане вышла энциклопедия «Токтогул», издание которой приурочено к 150-летию со дня рождения выдающегося отечественного акына-импровизатора Токтогула Сатылганова. Об этом сообщил директор издательства «Турар» Тилек Мураталиев.
По его словам, представленная общественности книга создана коллективом ученых Национальной академии наук КР — литературоведов, искусствоведов, историков, философов. «Инициатива подготовки и издания подобного труда, не имеющего аналогов в нашей стране, принадлежит вице-президенту НАН КР академику Абдылдажану Акматалиеву, под общей редакцией которого данный труд увидел свет. Книгу по праву можно назвать уникальной, так как это первое подобного рода издание, обобщившее творчество Токтогула Сатылганова», — сказал Тилек Мураталиев.
Он отметил, что энциклопедия вобрала в себя практически всю информацию и все исследования, так или иначе касающиеся жизни и творчества Токтогула Сатылганова. В нее вошли сведения обо всех изданиях произведений акына, которые издавались на кыргызском, русском и других языках бывшего Союза — казахском, украинском, латышском, узбекском, якутском и других. В издании указаны имена деятелей литературы и искусства, которые получали Государственную премию имени Токтогула Сатылганова с 1967 по 2011 год.
«Основная часть энциклопедии включает в себя статьи, которые раскрывают поэтическое наследие акына, с подробным анализом его стихов и поэм, а также лингвистический анализ терминов, связанных с названиями географических мест, с которыми Токтогул был связан. Широко включены в издание исторические факты, повествующие о сложном жизненном пути акына, описывающие периоды до его ссылки в Сибирь, саму ссылку, побег и возвращение на Родину, встречу со своим народом, переломный период, связанный с Октябрьской революцией и установлением на территории КР советской власти», — заметил Тилек Мураталиев.
Издание включило в себя описание публикаций, посвященных жизни, деятельности и творчеству акына, которые охватывают большой период — от 30-х годов XX столетия до сегодняшних дней. Даны сведения об основных научных исследованиях, которые посвящены творчеству Токтогула, и об их авторах — Дж. Таштемирове, М. Богдановой, К. Бобулове, Б. Керимжановой, А. Салиеве, Е. Озмителе, Б. Кебековой, Р. Кыдырбаевой, М. Рудове. Представлены отзывы писателей и поэтов КР — А. Токомбаева, Т. Абдымомунова, К. Маликова, Т. Касымбекова, Ч. Айтматова, К. Акматова, М. Убукеева и многих других.
Сообщается, что в энциклопедию вошли статьи о музыкальном наследии акына, прежде всего о знаменитых мелодиях — кюу, которые стали классикой музыкальной культуры кыргызского народа. Подготовлены описание философских взглядов Токтогула Сатылганова, его представления об этике и эстетике, ставшие важным духовным напутствием последующим поколениям. Научный коллектив НАН КР надеется, что данный труд, подготовленный издательством «Турар», вызовет интерес и отклик у широкой общественности.(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44) |
Роман Троцкий пишет:
Скажем прямо — имя Токтогула Сатылганова не особо известно широким слоям населения в нашей стране. Более того, не верю, что и эта энциклопедия что-то изменит в корне.
Энка Кузьмина пишет:
Прочла об энциклопедии Токогула, и сразу мысль родилась: почему бы энциклопедии о людях творческих не сопровождать аудиозаписями их произведений. А то правда, что толку читать нам, впервые увидевшим это имя? Имя с музыкой связано, так представьте нам творения.
Роман Троцкий пишет:
Скажем прямо — имя Токтогула Сатылганова не особо известно широким слоям населения в нашей стране. Более того, не верю, что и эта энциклопедия что-то изменит в корне.
Елена Крылова пишет:Не осталось его личных записей, но ведь он, наверное, был автором далеко не одного произведения, и их в чьем-то исполнении можно было приложить к энциклопедии.
Можно предположить, что записи знаменитого акына-импровизатора Токтогула действительно не сохранились. Или же они недостаточно хорошего для приложения к музыкальной энциклопедии качества. А жаль, хотелось бы услышать кюу в исполнении мастера.
Роман Троцкий пишет:А ЧТО вам хотелось бы "в корне поменять", если речь идет о выходе в свет справочно-биографического издания, посвященного жизнеописанию конкретной исторической личности, вне зависимости от того, в какой мере ее имя известно "широким слоям"? Вопрос Это — научное издание, и такие справочники как правило издаются не столько с просветительской целью (т. е. чтобы этим самым "широким слоям" это имя стало, наконец, известно), а с целью свода всех известных фактов, исследовательских работ и документов, доступных на данный момент времени. Идея
Скажем прямо — имя Токтогула Сатылганова не особо известно широким слоям населения в нашей стране. Более того, не верю, что и эта энциклопедия что-то изменит в корне.
Энка Кузьмина пишет:Не представляю, каким образом можно услышать записи акына, жившего на далекой окраине большой страны в начале прошлого века. И потом, акыны не записывали ничего. Устное творчество в чистом виде, записанное слушателями, последователями и в редких случаях самими поэтами.
Прочла об энциклопедии Токогула, и сразу мысль родилась: почему бы энциклопедии о людях творческих не сопровождать аудиозаписями их произведений. А то правда, что толку читать нам, впервые увидевшим это имя? Имя с музыкой связано, так представьте нам творения.
Александр Михлик пишет:Я абсолютно уверен в том, что издание, посвящённое конкретной личности, нельзя называть энциклопедией. На мой взгляд, более правильным было бы обозначение данного издания как справочник. И тут не важно отношение общества к той или иной личности, просто энциклопедия — это гораздо более объёмные знания, чем информация об одном человеке.
Уверен, что эта энциклопедия совсем не интересная для большинства людей. Кто такой Токтогул, наверное, и на родине точно не знают, а в России и подавно не знали это имя. Скорей всего, книге придётся томиться на пыльных полках библиотек.
Дмитрий Кусонский пишет:Почему же? — История знает опыт составления биографических энциклопедий, посвящённых отдельным личностям. Например,
И тут не важно отношение общества к той или иной личности, просто энциклопедия — это гораздо более объёмные знания, чем информация об одном человеке.