Пресс-релиз
Еще недавно на вопрос газетчика о полном имени и отчестве А. Саратова, первого режиссера Удмуртского драмтеатра, никто не мог ответить — даже заведующий литературной частью. История семи профессиональных театров затерялась в мелких разрозненных подробностях, разбросанных там и тут — в газетах, буклетах, программках, узкотематических книгах и сборниках.
Она сохранялась в рассказах ветеранов, но их все меньше и меньше.
Теперь таких проблем не будет (хотя не отпала необходимость создания монографий об отдельных театрах и личностях). Появился достаточно полный справочник, в котором собраны имена и краткие биографии ведущих деятелей сцены республики, а также рассказы о театрах, изложенные в хронологическом порядке. Вышла в свет первая в Российской Федерации региональная театральная энциклопедия, которая называется «Многонациональная сценическая культура Удмуртии». Она издана по решению правления Союза театральных деятелей Удмуртии (СТД УР) и ученого совета Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (УИИЯЛ УрО РАН) на средства гранта Министерства культуры России и при поддержке заместителя Председателя Правительства Удмуртии Людмилы Чунаевой. Руководители грантового проекта — председатель СТД УР Александр Мустаев и сотрудник института Анэтта Сидорова). Формат и принцип оформления статей такой же, как у энциклопедии Удмуртии, и это не случайно — новый фолиант создавал практически тот же коллектив, что и энциклопедию республики.
Такое расширенное название возникло потому, что в информационный блок справочника входят не только статьи о профессиональных театрах, но и о любительских коллективах. Читатель, взявший том в руки, обнаружит в нем, кроме многочисленных материалов о профессиональных театрах республики, их истории, артистах, музыкантах, танцовщиках, постановщиков и административных работников, искусствоведческие статьи, материалы о людях, которые в разное время руководили театральным движением в регионе, занимались организацией сценического процесса, — а это руководители и специалисты Министерства культуры УР, отделов культуры городов и районов. Сделана большая и заслуживающая уважения работа. Почему коллектив сектора института, занимающегося выпуском энциклопедических изданий, взялся за театры, а не, допустим, за изобразительное искусство?
Ежегодно все театры Удмуртии посещают около четыреста тысяч человек, а это 26 процентов населения региона. Это один из самых массовых видов искусства у нас в республике, причем в последнее время наши театры находятся на творческом подъеме. Этому процессу дал вначале толчок Глазовский муниципальный театр «Парафраз», о котором знает вся театральная общественность России. За последние два года заявил о себе Государственный русский драматический театр, который стал очень популярным, работает на аншлагах, и вслед за ним подтягиваются и другие. Обратите внимание на цифры: по России посещаемость театров в среднем составляет 5 процентов, а у нас в Удмуртии — 26 процентов. Впечатляет?
Нас поддержали заместитель Председателя Правительства УР Людмила Чунаева, директор нашего института Алексей Загребин, ставший главным редактором издания. Спасибо им от имени всех любителей театра.
А. П. Сидорова, составитель энциклопедического справочника
Работа над энциклопедией шла три года и потребовала подробного изучения истории и теории театрального дела. Были привлечены заместители главных режиссеров по литературной части всех театров, композиторы, балетмейстеры, ветераны сцены. Просмотрено все, что было написано на эту тему, а это статьи и книги В. Ложкина, Н. Кралиной, А. Шкляева, А. Евсеевой, Е. Шумилова, А. Голубковой, Р. Чураковой. Сотрудники сектора работали в архивах. В результате была проведена изыскательская и научная работа. Так, удалось восстановить прототипы некоторых героев пьес удмуртских драматургов. Например, титульной героини оперы Германа Корепанова «Наталь». Выход театральной энциклопедии — первой в России региональной — такое неожиданное и приятное для поклонников театра событие, что не хочется говорить о мелких недочетах и ошибках, которые неизбежны в таком большом труде. На этот счет среди издателей существует байка. Коллектив одной энциклопедии решил выпустить свой труд без единой опечатки. Набрали огромный штат корректоров, и когда главный редактор на утро получил тираж и открыл свежеотпечатанный том, то увидел на обложке крупными золотыми буквами — «Энциклопудия». В нашем случае с обложкой все в порядке, кроме оформления. Опытный книжный график А. Фертиков заложил в него много смысла, но не подумал о стилевом единообразии.
Энциклопедия будет распространяться в театрах Удмуртии (если спрос превысит предложение, издатель — дНИИ ИЯиЛ УрО РАН — допечатает тираж). Держа в руках эту книгу, каждый театрал сможет от всей души воскликнуть: «Браво, театр!».
Репортаж программы «Вести. Удмуртия» |
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.48) |
Роман Троцкий пишет:
Если это энциклопедическое издание содержит объективные, а не завышенные статистические данные о количестве посетителей театров в Удмуртии, то остается лишь снять шляпу в знак уважения к уровню любви населения региона к искусству.
Роман Троцкий пишет:Не заставляйте, пожалуйста, меня сомневаться в праведности данных. Искусство — моё больное место, там всё должно быть чисто и высоко.
Если это энциклопедическое издание содержит объективные, а не завышенные статистические данные о количестве посетителей театров в Удмуртии
Мария Остапко пишет:
Несомненно, что с появлением кинематографа посещаемость театров резко упала. Люди перестали интересоваться и самим театром, и людьми причастными к этому искусству. Такое энциклопедическое издание — хорошая возможность привлечь внимание к театру, хотя бы через изучение истории и людей.
Александр Михлик пишет:С чего Вы взяли?
Но судя по отзывам, создатели этого творения пошли не в том направлении.
Энка Кузьмина пишет:Проблема в том, что очень уж высоко оценивают посещаемость, подобная оценка не может вызывать сомнений. Надежда на одно — что все данные энциклопедии проверяют, и не раз.Роман Троцкий пишет:Не заставляйте, пожалуйста, меня сомневаться в праведности данных. Искусство — моё больное место, там всё должно быть чисто и высоко.
Если это энциклопедическое издание содержит объективные, а не завышенные статистические данные о количестве посетителей театров в Удмуртии
Роман Троцкий пишет:Что вы все прицепились к посещаемости? Они всё правильно посчитали. Это как с пассажиропотоком в московском метро, который за 2013 год составил почти 2,5 млрд человек в год! Понятно ведь, что считали по количеству проданных билетов (один и тот же человек может несколько раз в день пользоваться метро), отсюда и такие невероятные цифры, то же самое и с удмуртскими театрами. Поэтому эта информация вполне заслуживает доверия.Энка Кузьмина пишет:Проблема в том, что очень уж высоко оценивают посещаемость, подобная оценка не может вызывать сомнений. Надежда на одно — что все данные энциклопедии проверяют, и не раз.Роман Троцкий пишет:Не заставляйте, пожалуйста, меня сомневаться в праведности данных. Искусство — моё больное место, там всё должно быть чисто и высоко.
Если это энциклопедическое издание содержит объективные, а не завышенные статистические данные о количестве посетителей театров в Удмуртии