Интервью
- 11 июня 2014
- просмотров 3397
В Приамурье вышла в свет литературная энциклопедия —
фундаментальный коллективный труд, который вобрал в себя всю литературную жизнь региона с девятнадцатого по двадцать первый век. Не успела эта бесценная книга выйти в свет, как уже разгорелся скандал. <...>
— Всё феноменально. Скажите, что стало причиной конфликта, который переродился в открытое письмо авторов энциклопедии? — Не знаю, можно ли это назвать конфликтом. Просто объясню ситуацию, которая вызвала появление нашего
открытого письма, адресованного министру культуры. У нас на кафедре работают преподаватели, которые занимаются творчеством
Солженицына,
Платонова,
Булгакова,
Горького и так далее. Более десяти лет назад мы решили, что нам нужно объединить усилия, чтобы исследовать культуру и литературу Приамурья. Не все согласились сразу, шла большая работа. Шли к этому долго, многие годы тщательно работали. Создали литературно-краеведческий музей, стали выпускать литературный альманах «Приамурье», проводить конференции — «Лосевские чтения» по литературному краеведению. Провели колоссальную работу, люди работали 10 лет. Создали книгу, говорят, что в России аналогов нет. Мы хотели представить культуру нашей области в самом выигрышном свете. После выхода нашей энциклопедии амурские библиотекари выдвигают её на амурскую премию, хотя я не хотел, понимал, чем это закончится (за энциклопедию
не проголосовал ни один из членов жюри —
Мир энциклопедий).
— Почему? — Есть уже опыт прошлого года работы нашей комиссии, поэтому я предполагал, что будет такой финал. Просто не ожидал, что последует дальше. Объявление о результатах премии приобрело очень странный характер.
— Какой? — Вместо объявления имён лауреатов, поздравлений ГТРК «Амур» несколько дней на всю область транслировала критику – огульную, несправедливую.
— Не все читатели знают, из чьих уст была эта критика, вообще, о чём речь. — Одним из членов комиссии (член конкурсной комиссии, директор театра драмы Татьяна Бедина — Мир энциклопедий). Критика воспринималась как мнение комиссии, многие были в недоумении как это воспринимать. Учителя стали говорить, что, как можно преподавать дальше по вашей энциклопедии, многие уже работают с этой энциклопедией, если такое мнение, что там сплошные ошибки, недочёты, недостатки? — Мнение одного члена комиссии вовсе не значит, что это мнение всей комиссии, тем более министерства культуры. — Совершенно верно, мы обратились с письмом к министерству культуры, чтобы ответили, либо сказали, что это личное, субъективное мнение, которое не отражает мнение общее.
— Министерство вам ответило? — Министерство не ответило (в итоге ответ был дан и
опубликован на сайте министерства —
Мир энциклопедий). Попросили до 3 июня, вручения премии, об этом объявить — либо принести извинения, либо признать, что это общая позиция. Я получал письма от некоторых авторов, которые находятся на расстоянии. Они говорят, что просто до слёз было обидно. Автор, который написал цикл статей о БАМовской литературе (возможно, директор литературно-краеведческого музея БГПУ
Татьяна Смыковская —
Мир энциклопедий), сказал, что получил от живых поэтов-БАМовцев письма, в которых прочувствована каждая судьба. Никакой лжи совершенно нет. Родственники поэтов-БАМовцев очень благодарны — и вдруг такое отношение. Мы получали отзывы от многих писателей. Восприятие получалось такое, что там сплошь и рядом странности. Возникла такая не очень понятная ситуация. Мне кажется, сам повод вручения литературных премий не для этого, а для того чтобы отметить заслуги амурской культуры, но не для того чтобы провоцировать конфликт, обидеть коллектив, который внёс большой вклад в нашу культуру.
— Оценивать, соревноваться в творчестве в разы сложнее, чем в спорте, например. Может, в этом корень всех творческих распрей? В спорте проще — секундомер и многое понятно. Здесь всегда какой-то конфликт, всегда распри. Наверное, это уже такая творческая природа. Начнём от Нобеля и до нашего грешного порога. — Конечно, элемент субъективности, несомненно, присутствует при оценках творчества. Но есть ещё и наука — литературоведение, квалифицированные специалисты. Нашу энциклопедию создавали преимущественно квалифицированные специалисты — доктора, профессора.
— Бесконечно уважаемые имена. — Люди, которые прошли серьёзную литературоведческую школу, которые знают, что такое наука, которые старались оценить объективно. Не сделать приятно тем или иным авторам, а создать объективную картину литературного процесса, высветить яркие моменты. Таких ярких моментов в нашей культуре — и в девятнадцатом веке, и в начале двадцатого века, в годы революции, в тридцатые годы, в современные — очень много. Мы старались представить. Авторы нашей энциклопедии гораздо добрее, гуманнее относились к некоторым современным писателям, не замечая, может быть, каких-то недочётов, чем некоторые современные критики, которые обвиняют наших авторов в каких-то грехах — не так или не то сделали.
— Нашей власти следовало бы корректнее и внимательнее отнестись к этому труду — уникальному. Мало кто из регионов может погордиться таким трудом. — Мы не требуем наград и не просим оказывать никаких почестей. Про подрастающее поколение говорят, что нужно патриотически воспитывать, формировать. На чём, на какой базе? Мы предлагаем работу, которая может сыграть большую роль в воспитании — уважение и любовь к Амурской области, культуре, которая много для этого даёт.
— Согласен. — У меня много писем от учителей, которые говорят, как они это используют, как ученики откликаются.
— Нет ничего дороже, глубже и правдивее местного материала. — Задачей тех, от кого это зависит, было сделать так, чтобы эта книга попала во все школьные библиотеки, во все сельские библиотеки.
— Кстати, эта книга сегодня попадёт в библиотеки? — Не попадёт.
— Вообще не попадёт? — В министерстве, в ответном письме, нам сообщили, что министерство решает вопрос о приобретении 60 экземпляров.
— Этого мало? — Чтобы закрыть библиотеки в области, нужно 600 экземпляров. В общем, об этом мы и просили вначале.
— Вы думаете, эта книга нужна в каждой сельской и каждой школьной библиотеке? — Конечно, уверен. Это не просто моё мнение, это мнение учителей, с огромным числом которых мы общаемся. Мы связаны. К нам приезжают студенты из самых разных школ, заочники. Мы знаем это мнение. Хотя сами приобретают. Не приобретут ведь для библиотек. Жаль, если не будет в библиотеках.
<...>
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи