Рецензия
Широкое распространение медиакультуры, внедрение медиа в учебный процесс и воспитание учащейся молодежи предопределило в современных условиях повышенное внимание учёных и научно-педагогической общественности к проблемам медиаобразования, которое призвано подготовить молодое поколение к жизни в современных информационных условиях, сознательному восприятию экранных искусств, использованию их возможностей для формирования личности.
Развитие медиаобразования сделало востребованным роль медиапедагогов, дало импульс становлению и развитию медиапедагогики как самостоятельного раздела педагогической науки, тесно связанной со многими другими отраслями научных знаний — социологией, культурологией, искусствоведением, историей и др.
За последнее десятилетие многие аспекты медиапедагогики получили отражение во множестве научных публикаций, ряды медиапедагогов постоянно пополняются, особенно из числа научной и педагогической молодежи.
Представление о том, кто работал и сегодня активно работает в области медиапедагогики, дает книга профессора А. В. Фёдорова «Медиапедагоги России: энциклопедический справочник».
Автором сделана первая в стране попытка создания энциклопедического справочника, состоящего из кратких творческих биографий российских медиапедагогов. Сразу скажем, что задача эта очень непростая, ведь следует иметь в виду огромное количество вышедших за последние годы публикаций, посвященных проблемам медиаобразования и медиакультуры, все увеличивающееся число преподавателей российских вузов, ведущих разные учебные дисциплины (педагогика, социология, история, иностранные языки, журналистика и др.), обращающихся к теории и практике медиапедагогики. Автору удалось не затеряться в море информации, а определить для себя четкие критерии отбора персоналий для книги. При этом главными критериями стали: степень влияния конкретного педагога на процессы массового медиаобразования, активность медиаобразовательной и медиапедагогической деятельности, а также организационная принадлежность к Ассоциации медиапедагогики России. В справочнике приведены данные о 239 медиапедагогах России. Среди них и те, кто уже внёс весомый вклад в медиапедагогику, и молодые исследователи. Автор, на наш взгляд, нащупал «нерв» медиапедагогики, чутко откликнулся на остро ощущаемую потребность научно-педагогического сообщества — представил развитие медиапедагогики, её современное состояние и перспективные направления через личности тех, кто исследует её проблемы и внедряет в практику её достижения. В книге видим удачную реализацию поставленной задачи: в каждой статье приводятся краткие сведения о медиапедагоге и сообщается о его главных публикациях. Тем самым читатель получает возможность и получить представление о личности ученого, и значительно расширить свои знания об имеющихся публикациях.
<...>
Наиболее плодотворно работавшим из числа воронежских медиапедагогов, безусловно, являлся кандидат искусствоведения, доцент Воронежского государственного университета С. Н. Пензин (1932-2011), о чем свидетельствует посвящённая ему статья энциклопедического справочника. Он — один из зачинателей движения медиаобразования в России, теоретик и практик киноклубного движения в стране, пионер нового научного направления медиакраеведения, автор большого числа монографий и статей по проблемам медиаобразования и медиапедагогики. Публикации С. Н. Пензина, названные в книге А. В. Федорова, востребованы и педагогами, и киноведами и активно влияют на развитие современной медиапедагогики в регионе и стране.
Кстати, аналогично можно характеризовать научную, педагогическую и просветительную деятельность и самого автора рецензируемой книги — доктора педагогических наук, профессора, проректора по научной работе Таганрогского государственного педагогического института А. В. Фёдорова. Одно перечисление его общественных обязанностей, званий и наград заняло бы целую страницу, а далеко не полный перечень работ, который приведён в справочнике, включает 36 названий, А. В. Фёдоров — Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, главный редактор журнала «Медиаобразование». Все это наглядно свидетельствует о компетентности автора справочника, который носит энциклопедический характер и призван помочь исследователям медиаобразования и молодым медиапедагогам ориентироваться в проблеме, найти в ней своё место.
Книга А. В. Фёдорова дает возможность всем медиапедагогам значительно расширить круг общения, увидеть различные аспекты объединяющей их общей научной и практической проблемы не только через осмысление отдельных содержательных сторон, но и через личности исследователей. И такой личностно-ориентированный подход представляется очень полезным и перспективным.
Безусловно, выход в свет книги «Медиапедагоги России: энциклопедический справочник» впоследствии будет не раз переиздаваться, непрерывно дополняясь, включая все новые имена. В связи с этим на будущее хотелось бы высказать несколько пожеланий. Во-первых, следовало бы значительно расширить предпосланное книге предисловие, которое призвано содержать более подробную характеристику того, о чем предстоит узнать читателю (сейчас оно занимает всего одну страницу). Во-вторых, наряду с персоналиями исследователей в справочнике полезно отдельно выделить раздел, посвящённый российским центрам медиаобразования и медиапедагогики. Опыт воронежских медиапедагогов, в частности, даёт для этого обильный материал. В-третьих, в книге представляется очень уместным подробный рассказ о деятельности ассоциации медиапедагогики России.
Однако это — пожелание. Оно возникло из чувства благодарности автору за большую проделанную работу, понимания его творческих и организаторских возможностей, необходимости продолжать начатое обобщение.
(Нет голосов) |