Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия русского авангарда» как справочно-философствующее издание

Рецензия

  • 12 января 2015
  • просмотров 7085
  • комментариев 11
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
Т. 3, кн. 1: История. Теория. А — М. — [2014]. — 384, [3] с.: ил., портр., факс., цв. ил. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-12-2.
Т. 3, кн. 2: История. Теория. Н — Я. — [2014]. — 423, [4] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-13-9.
Энциклопедия русского авангарда. Том 3. История. Теория. В 2 книгах (2014)Выпущен завершающий том «Энциклопедии русского авангарда» — «История. Теория». В ней есть все, что нужно и хочется знать о русском модернизме.

Заключительный том «Энциклопедии русского авангарда» — в двух 400-страничных книгах — собрание тех же достоинств и удивлений, как и первый. Удивлений в нем даже прибавилось. Первый1 том был посвящен людям прямо или очень косвенно связанным с художественным авангардом, а биография — жанр определенный. Хотя авторы энциклопедии понимали его широко — от фактической справки до поэтического эссе «о творчестве». Содержание тома — «История. Теория» — открыло просто неограниченные возможности для авторов статей — тут есть и многомудрые трактаты, и чистые повествования, и исследовательские раздумья, и емкие, толковые и информативные сообщения.

Составители энциклопедии Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов творческих порывов членов авторского коллектива не сдерживали. Отчего книга оказалась похожа на грандиозную симфонию, исполняемую оркестром, где музыканты дирижера не видят и не слушают и играют каждый свой собственный опус. Слушать такое невыносимо, но большинство солистов достойны оваций.

Из безусловной практической пользы второй части издания — собрание сведений о коллекциях всех музеев, где хранятся работы авангардистов, и публикация этих работ. А также публикация вещей из частных собраний. Иллюстративная часть энциклопедии уникальна по полноте, интересна и познавательна. И очень красива. Можно даже сказать, что в этой энциклопедии статьи написаны к иллюстрациям. И уж совсем с восторгом хочется отметить, что в художественной среде, где принято громко шептаться по поводу и без повода о фальшаках, энциклопедия пока остается не ошиканной.

Полезны в издании и статьи о многочисленных объединениях и организациях первых лет советской власти с их феерическими аббревиатурами вроде «Гвытм» (Государственные высшие театральные мастерские). Правда, есть статья и про СМА (Стеделик-музей, Амстердам), сокращенное английское название которого почему-то написано кириллицей.

Неожиданно, но оправданно в энциклопедии есть статьи про города — Витебск, Ригу, Харьков, оставившие мощный след в истории «русского авангарда» — части мирового модернистского искусства, движения, понятия, ярлыка, которым сейчас маркируют любое не академическое искусство конца позапрошлого и первой трети прошлого веков.

Энциклопедия тут не вносит ясности, увы, авторы-составители именно статью о предмете своего издания не написали.

Зато, как во всем роскошном, здесь много избыточного. Например, многостраничный текст «Эстетико-философские и поэтические предшественники русского авангарда», где есть главки про Карла Маркса, Вальтера Беньямина и Маркиза де Сада. Так что «Энциклопедию русского авангарда» можно называть и справочно-философствующим изданием.

Но странности допустимо считать спутниками величия. Свою грандиозную просветительскую задачу энциклопедия выполнить готова. Тексты о главном — «Черном квадрате» Малевича, агитационном фарфоре, деятельности «Уновиса», футуристической книге, авангардном перформансе, омском и харьковском авангарде, выставках «Голубой розы» и «Синего всадника», о проекционизме, протеизме, прибавочном элементе, проуне и татарском левом фронте, обо всем, что вам нужно и хочется узнать, вы найдете в этом впечатляющем издании. Авторы которого, за некоторыми понятными и одним вопиющим исключением (среди авторов нет Александры Шатских, но есть ссылки на ее работы), действительно самые авторитетные знатоки и исследователи искусства.
  • Теги
  • 1907-1932
  • Глобал Эксперт энд Сервис Тим
  • Россия
  • ЭРА
  • живопись
  • изо
  • изобразительное искусство
  • история России
  • история СССР
  • история искусства
  • русская живопись
  • русский авангард
  • теория искусства
  • том 3
  • энциклопедия

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.62)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Понятно, что каждый из авторов очень большой в своей области авторитет. Но составителям Энциклопедии русского авангарда все же следовало бы немного больше заниматься редакторской работой, чтобы издание не напоминало лоскутное одеяло, где каждый кусочек соперничает яркостью и уклоном в философию и старается перетянуть внимание читателей на себя.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    По-настоящему радует завершение этого проекта, который вновь открывает забытые имена начала XX века. Помнится, в интервью Сарабьянов говорил о том, что планировали подобную энциклопедию ещё в 1919 году, а редактором значился великий Кандинский. Почти 100 лет пришлось ждать, чтобы в России появилась наконец максимально полная справочная работа по этому периоду.

    Жаль, что тираж всего 2500 экземпляров, то есть книги адресованы исключительно специалистам и научным библиотекам. Хочется, чтобы авторы всё-таки нашли спонсоров и сделали открытую интернет-версию энциклопедии авангарда.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    При некоторых недостатках это энциклопедическое издание и правда может стать событием в научно-популярной среде. Жаль, не так уж и многим интересна и близка его тематика...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий пишет:
    При некоторых недостатках это энциклопедическое издание и правда может стать событием в научно-популярной среде. Жаль, не так уж и многим интересна и близка его тематика...
    Даже при условии, что кому-то эта тема не интересна, я бы лично не отказалась приобрести Энциклопедию русского авангарда. Даже несмотря на критику, которой подвергается это издание, всё равно думаю, иметь его в своей библиотеке, чтобы периодически извлекать и перечитывать снова и снова, будет очень приятно.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Авангардисты  в своём  репертуаре.  Смелый  шаг – заявить  энциклопедическое  издание,  которое,  по  сути, не  энциклопедия,  а  сборник  размышлений  великих  на  тему  искусства. Впечатления и мысли с качественными иллюстрациями. Отличный  подарок  для  интеллектуального  эстета, путешествующего  взглядом  от вех развития авангарда до  философских  изысканий художников.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    ...Составители энциклопедии Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов творческих порывов членов авторского коллектива не сдерживали. Отчего книга оказалась похожа на грандиозную симфонию, исполняемую оркестром, где музыканты дирижера не видят и не слушают и играют каждый свой собственный опус. Слушать такое невыносимо, но большинство солистов достойны оваций....
    Поэтично, однако! Здорово
    Ну да ладно. Какова тема предмета обсуждения, таков и стиль самого обсуждения.
    Но неужели в том же тоне написаны и статьи в самом многотомнике?
    Если да, то несмотря на всю максимальную полноту раскрытия тематики (к слову, очень непростой, ибо в России нет никакого опыта сведения воедино всю информацию о столь гонимом явлении русской культуры), будет очень жаль... Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сам факт, что данное энциклопедическое издание завершено, уже радует. А то, что оно составлено не совсем по классическим канонам энциклопедий, возможно, даже хорошо. И читать будет интереснее, и мысли при прочтении будут рождаться "авангардного" характера...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    «Энциклопедия русского авангарда» и должна быть такой — яркой, дерзкой и интригующей. Чем больше читаю об этом издании, тем сильнее желание его приобрести. Не исключаю возможности, что со временем энциклопедия станет настоящим раритетом.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Великолепные книги. Любопытно было бы их полистать. Наверняка, нашлось бы пару статей, которые зацепили бы, и захотелось их прочесть.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Русский авангард сейчас снова набирает популярность. Видимо, раскрутка оного дает хорошие дивиденды, ибо эта мазня продается на Западе за хорошие деньги. На фоне возни вокруг мазни трудно более-менее объективно оценить ценность данной энциклопедии.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    «Васисуалий Лоханкин как зерцало русской интеллигенции»

    Что-то меня начинают доставать такие статьи об этой энциклопедии. То  книга рекордов Гиннеса зачем-то в заголовок выносится. То в новости об энциклопедии на полном серьёзе приводятся бредни о  включении «в меню мясо собак и летучих мышей», как вот тут.  Еда у них, видите ли, «акт футуризма».  Удивлённо  

    То теперь выясняется, что «поэтическое эссе о творчестве» — это энциклопедическая информация.  Простите, но создаётся впечатление, что авторы этой, с позволения сказать,  «энциклопедии» не совсем понимают, что такое энциклопедия, и напихали в своё изданьице всё подряд и что попало, гоняясь исключительно за объёмом, которым они теперь так бравируют.

    P. S.
    Отчего книга оказалась похожа на грандиозную симфонию, исполняемую оркестром, где музыканты дирижера не видят и не слушают и играют каждый свой собственный опус. Слушать такое невыносимо, но большинство солистов достойны оваций.
    Основанная на таких «принципах» симфония называется какафония. И большинство солистов удостаиваются гнилых помидоров и тухлых яиц. Широкая улыбка Видимо, представителям авангарда к такому не привыкать. Глядишь, подойдут к этому как к акту футуризма. В меню там включат или ещё чего...
    • 1/0