Рецензия
- 12 января 2015
- просмотров 7071
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
Т. 3, кн. 1: История. Теория. А — М. — [2014]. — 384, [3] с.: ил., портр., факс., цв. ил. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-12-2.
Т. 3, кн. 2: История. Теория. Н — Я. — [2014]. — 423, [4] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-13-9.
Выпущен завершающий том «
Энциклопедии русского авангарда» — «
История. Теория». В ней есть все, что нужно и хочется знать о русском модернизме.
Заключительный том «Энциклопедии русского авангарда» — в
двух 400-страничных книгах — собрание тех же достоинств и удивлений, как и первый. Удивлений в нем даже прибавилось.
Первый1 том был посвящен людям прямо или очень косвенно связанным с художественным авангардом, а биография — жанр определенный. Хотя авторы энциклопедии понимали его широко — от фактической справки до поэтического эссе «о творчестве». Содержание тома — «История. Теория» — открыло просто неограниченные возможности для авторов статей — тут есть и многомудрые трактаты, и чистые повествования, и исследовательские раздумья, и емкие, толковые и информативные сообщения.
Составители энциклопедии
Василий Ракитин и
Андрей Сарабьянов творческих порывов членов авторского коллектива не сдерживали. Отчего книга оказалась похожа на грандиозную симфонию, исполняемую оркестром, где музыканты дирижера не видят и не слушают и играют каждый свой собственный опус. Слушать такое невыносимо, но большинство солистов достойны оваций.
Из безусловной практической пользы второй части издания — собрание сведений о коллекциях всех музеев, где хранятся работы авангардистов, и публикация этих работ. А также публикация вещей из частных собраний. Иллюстративная часть энциклопедии уникальна по полноте, интересна и познавательна. И очень красива. Можно даже сказать, что в этой энциклопедии статьи написаны к иллюстрациям. И уж совсем с восторгом хочется отметить, что в художественной среде, где принято громко шептаться по поводу и без повода о фальшаках, энциклопедия пока остается не ошиканной.
Полезны в издании и статьи о многочисленных объединениях и организациях первых лет советской власти с их феерическими аббревиатурами вроде «Гвытм» (Государственные высшие театральные мастерские). Правда, есть статья и про СМА (Стеделик-музей, Амстердам), сокращенное английское название которого почему-то написано кириллицей.
Неожиданно, но оправданно в энциклопедии есть статьи про города — Витебск, Ригу, Харьков, оставившие мощный след в истории «русского авангарда» — части мирового модернистского искусства, движения, понятия, ярлыка, которым сейчас маркируют любое не академическое искусство конца позапрошлого и первой трети прошлого веков.
Энциклопедия тут не вносит ясности, увы, авторы-составители именно статью о предмете своего издания не написали.
Зато, как во всем роскошном, здесь много избыточного. Например, многостраничный текст «Эстетико-философские и поэтические предшественники русского авангарда», где есть главки про
Карла Маркса,
Вальтера Беньямина и
Маркиза де Сада. Так что «Энциклопедию русского авангарда» можно называть и справочно-философствующим изданием.
Но странности допустимо считать спутниками величия. Свою грандиозную просветительскую задачу энциклопедия выполнить готова. Тексты о главном — «Черном квадрате»
Малевича, агитационном фарфоре, деятельности «Уновиса», футуристической книге, авангардном перформансе, омском и харьковском авангарде, выставках «Голубой розы» и «Синего всадника», о проекционизме, протеизме, прибавочном элементе, проуне и татарском левом фронте, обо всем, что вам нужно и хочется узнать, вы найдете в этом впечатляющем издании. Авторы которого, за некоторыми понятными и одним вопиющим исключением (среди авторов нет
Александры Шатских, но есть ссылки на ее работы), действительно самые авторитетные знатоки и исследователи искусства.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи