Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия русского авангарда» или еда как акт футуризма

О ложке Малевича, зелёных кошках и затычках

Рецензия

  • 15 января 2015
  • просмотров 5628
  • комментариев 9
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
Т. 3, кн. 1: История. Теория. А — М. — [2014]. — 384, [3] с.: ил., портр., факс., цв. ил. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-12-2.
Т. 3, кн. 2: История. Теория. Н — Я. — [2014]. — 423, [4] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-13-9.
Энциклопедия русского авангарда. Том 3. История. Теория. В 2 книгах (2014)Эпопея с написанием и поиском издателя книги у авторов-составителей Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина длилась годы. Материалы стали активно собирать еще в середине 1990-х, но раз в России надо жить долго, чтобы до всего дожить, пришлось подождать еще и еще: попытки это издать дважды терпели фиаско. Между тем взяться за дело стоило хотя бы для того, чтобы выяснить: идея создания «Энциклопедии изобразительных искусств» витала в воздухе еще в 1919-м. Вынашивалась она в Отделе ИЗО Наркомпроса, и для нее уже успел написать Василий Кандинский. Но тогда сделать книгу не удалось, а другого случая эпоха не представила, в 1932 году свернув авангардистские потуги по переустройству жизни. Получился такой вот «Авангард, остановленный на бегу» (если взять название альбома 1989 года) в энциклопедии, которая, по словам Сарабьянова, «росла как снежный ком». Последний том даже разделили надвое.

В вышедших в 2013-м первых двух томах энциклопедия «препарировала» эпоху 1907–1932-го через персоналии, а в заключительном третьем всматривается в культурный контекст, напоминая человека с фотоаппаратом, который крутит объектив, с панорамы «спрыгивая» на макросъемку и обратно. Пытаясь вместить все, что приглашенные специалисты хотели знать об авангарде и не побоялись у него спросить. Авангард в Одессе, Каунасе, Омске, авангард в эмиграции, авангард в учебных заведениях и в названных с лихой витиеватостью группах и изданиях («Гилея», к примеру, выпустила сборник «Дохлая луна»), в сценографии, кино и музыке, выставках, теории, во всматривании в лубок и вслушивании в обсценную лексику, в крупных музеях и частных коллекциях, на аукционах, в вывеске и наконец… в щедром аккомпанементе иллюстраций.

Такого сборника не хватало (кстати, в перспективе еще планируют запустить электронную версию). Хотя с чем-то можно и поспорить. Скажем, статьи «Сюрреализм» и «Орфизм». Эти термины непривычно слышать по отношению к русскому авангарду, так, может, и не стоило распыляться на сквозные сюжеты? Но если про орфизм написано в основном через призму отдельных параллелей с русскими художниками, то текст о сюрреализме, тоже стартуя в духе аналогий, выходит на любопытный виток с рассуждениями самих авангардистов. И с цитатой Малевича о том, что в начале 1930-х годов он «примкнул бы к сюрреалистам». Или стоит ли называть (может, просто говорить об истоках?) перформансом кабаретные, театральные, уличные выступления, трюкачество, тоже вопрос. Может, цитируя писавшего про это знаменитого исследователя авангарда Джона Боулта, назвать «эстетикой зрелищ», чтобы не смешивать все со всем?..

Бог в деталях. Тело (в энергичном очерке Николетты Мислер с преамбулой Врубеля, считавшего необходимыми «дополнительные члены человеческого тела» и с «эпитафией» в виде соцреализма, который в отношении тела в чем-то «скорее развил, нежели отверг традицию авангарда»), жест и футуристический грим «ложатся» на книжные страницы. Не забыта даже деревянная ложка, которую взамен гвоздик и орхидей носили в петлицах Малевич с Моргуновым.

Дьявол в мелочах. Конечно, где-то «Энциклопедия...» оставляет не то что с носом, а с рефлексом собаки Павлова. Видишь, например, статью Марка Конекни «Еда». В тексте упомянуто интервью Михаила Ларионова (увы, без цитат) о преобразовании человека, в частности, через приготовление еды. Но если не рассматривать его предложение включить в меню мясо собак и летучих мышей, намекающее на другую пищу — представления в кабаре «Бродячая собака» да «Летучая мышь», остается непонятным, как «футуризм призывает превратить заурядный акт приема пищи в художественный опыт». Думаешь ну, вот-вот сейчас расскажут, да так и остаешься ни с чем. И даже списка литературы, чтобы «доесть», нет. А с другой стороны, еда — не беда, когда кроме этого есть еще 518 статей совсем о другой пище. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что напоминаешь комичного читателя медицинской энциклопедии. Не в том смысле, что все это узнаешь в своем воображении, а потому, что читать иногда хочется подряд. «Заборная живопись», «Затычка», «Заумь», «Зелёная кошка» — смачные авангардные выдумки цепляют.
  • Теги
  • 1907-1932
  • Глобал Эксперт энд Сервис Тим
  • Россия
  • ЭРА
  • живопись
  • изо
  • изобразительное искусство
  • история России
  • история СССР
  • история искусства
  • русская живопись
  • русский авангард
  • теория искусства
  • том 3
  • энциклопедия

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.52)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    О ложке Малевича, зелёных кошках и затычках...
    Вообще, конечно, изощрённый народ — журналисты...
    Точнее, их главное орудие труда — язык.  Скептически  
    Ну да ладно.
    Мне интересно было бы узнать ответ этих журналистов на вопрос одного из представителей отечественного авангарда — «А вы могли бы?..»
    Авторы издания, конечно, тоже оригиналы (о чем я как-то уже писала) и не без амбиций. Но конкретно в данном случае, я хотела бы как раз за них заступиться: в словник они отбирали исключительно то, что объективно связано с данным культурным направлением, вне зависимости, ложка это или вилка, и какого она цвета. А «всё подряд» в энциклопедических изданиях читают только дилетанты.  Восклицание    
    ...В какой-то момент ловишь себя на мысли, что напоминаешь комичного читателя медицинской энциклопедии. Не в том смысле, что все это узнаешь в своем воображении, а потому, что читать иногда хочется подряд. «Заборная живопись», «Затычка», «Заумь», «Зелёная кошка» — смачные авангардные выдумки цепляют.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Если современное общество в целом похоже на дом умалишенных, который населяют вполне, однако, здоровые люди, если брать каждого в отдельности, то ситуация вокруг авангарда выглядит наоборот: как попытка представить вполне здоровыми весь этот сонм сумасбродов и сумасшедших. И всех поселить в энциклопедии, да.  Идея
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    По описанию меня всё равно зацепила подборка статей в энциклопедии, хотя автор статьи как будто намекает, что ответов на вопросы там и нет. Ну так что мы хотим — футуризм ведь, вникаешь и видишь несколько то, о чём подумал сразу.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Юрий Антипов пишет:
    Если современное общество в целом похоже на дом умалишенных, который населяют вполне, однако, здоровые люди, если брать каждого в отдельности, то ситуация вокруг авангарда выглядит наоборот: как попытка представить вполне здоровыми весь этот сонм сумасбродов и сумасшедших. И всех поселить в энциклопедии, да.
    Так тем и интересна самому широкому кругу читателей такая энциклопедия. То есть — возможностью сравнить собственный трезвый взгляд на мир с мировосприятием через призму творчества авангардистов. И возрадоваться, что бежать на прием к психиатру еще рано! Широкая улыбка
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Любое искусство, будь то киноискусство или изобразительное искусство, имеют своей целью развлекать. И спорить о стилях и методах, которыми они развлекают людей, неразумно, если нет перехода в какие-то антиобщественные крайности. Данная энциклопедия — это тоже один из методов, развлекающих наше  воображение. И поэтому — она нужна людям.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Николай Карпенко пишет:
    Любое искусство, будь то киноискусство или изобразительное искусство, имеют своей целью развлекать. И спорить о стилях и методах, которыми они развлекают людей, неразумно, если нет перехода в какие-то антиобщественные крайности. Данная энциклопедия — это тоже один из методов, развлекающих наше воображение. И поэтому — она нужна людям.
    Эта энциклопедия даже скорее не развлекает, а раздразнивает. Причём не только воображение, но и желание поскорее её пролистать. А то, что какие-то статьи, судя по примеру той же «Еды», может, где-то сыроваты и как бы недописаны, не умаляет достоинства этой Энциклопедии в целом. Меня тоже зацепили уже даже сами названия: «Затычка», «Заумь», «Зелёная кошка» — класс! Здорово
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    По-моему, если поставить себе задачу до чего-то домотаться, то это легко исполнимо. Вот и автор статьи пытается сделать что-то подобное. Я лично питаю некую слабость к этому изданию (см. ранние посты) и даже уже являюсь его владельцем и могу сказать, что все очень качественно и хорошо. Не нравится кому-то? — Сделайте лучше...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Николай Карпенко пишет:
    Любое искусство, будь-то кино искусство или изобразительное искусство, имеют своей целью развлекать. И спорить о стилях и методах, которыми они развлекают людей, не разумно, если нет перехода в какие-то антиобщественные крайности. Данная энциклопедия — это тоже один из методов, развлекающих наше воображение. И поэтому — она нужна людям.
    Не соглашусь с тем, что любое искусство должно именно развлекать, хотя основное назначение попсы (вне зависимости от вида искусства) состоит именно в этом. Ну не может нормальный человек развлекаться при виде таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Возвращение блудного сына» или «Сатурн, пожирающий своего сына», а также таких фильмов, как «Список Шиндлера», «Они сражались за Родину», «Страсти Христовы» и др. Мне кажется, что основная задача искусства заключается в том, чтобы заставить людей задуматься о жизни (возможно, даже о её смысле), заглянуть в себя и, вдохновившись увиденным, сподвигнуть человека на какие-либо свершения, будь то помощь нуждающемуся или самому себе.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ой, мама!
    Не забыта даже деревянная ложка, которую взамен гвоздик и орхидей носили в петлицах Малевич с Моргуновым.
    Этот факт вот только что просто перевернул моё представление об изобразительном искусстве!
    ...преобразовании человека, в частности, через приготовление еды...
    Хорошо, что хоть через еду, а не через... э-э-э-э... обратный процесс.
    ...включить в меню мясо собак и летучих мышей...
    ...«футуризм призывает превратить заурядный акт приема пищи в художественный опыт»...
    «Заборная живопись», «Затычка», «Заумь», «Зелёная кошка»...
    Я очень не очень-то люблю интернет-стиль, принятый на многих, «типа, смешных» форумах , сайтах, сообществах, но тут в духе Лурка хочется задаться вопросом: а не курили ли авторы сией энциклопедии (возможно, вместе с автором новости) чего-нибудь неподобающего? Вопрос Широкая улыбка
    • 0/0