Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия русского авангарда» как заявка на Книгу рекордов Гиннесса

Рецензия

  • 3 февраля 2015
  • просмотров 4264
  • комментариев 7
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: [в 3 т.]/ Авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. — М.: Global expert & service team, [2013—2014]. — 28 см. — ISBN 978-5-902801-09-2 (в пер.).
Т. 3, кн. 1: История. Теория. А — М. — [2014]. — 384, [3] с.: ил., портр., факс., цв. ил. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-12-2.
Т. 3, кн. 2: История. Теория. Н — Я. — [2014]. — 423, [4] с.: ил., цв. ил., портр., факс. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-13-9.
Энциклопедия русского авангарда. Том 3. История. Теория. В 2 книгах (2014)Составители «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин после выхода третьего, завершающего, тома издания заслуживают Государственной премии или ордена за многолетний труд.

Статистика Энцикло­педии русского авангарда впечатляет, как заявка на Книгу рекордов Гиннесса: «В трех томах содержится 1224 энциклопедические статьи, более 4000 изображений, авторский коллектив состоит из 233 ведущих в своих областях специалистов». К пресс-релизу можно добавить, что по физическому весу и рублевой цене энциклопедия так же уникальна, как по весу научному и цене художественной.

Первые два тома издания (составители Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин) вышли в 2013 году и были признаны крайне нужными, так как содержали сведения обо всех художниках, архитекторах, издателях, коллекционерах и меценатах, прямо или косвенно связанных с авангардом. В том числе о малоизвестных и совсем забытых. В статьях первых двух томов энциклопедии много иллюстраций, среди них — произведения, редко или вовсе не репродуцировавшиеся. Так что со всех сторон в качестве справочника энциклопедия незаменима: статьи написаны авторами с высокой профессиональной репутацией. Правда, некоторых особо признанных ученых здесь нет, но это может удивить лишь наивных, не знающих, какие сложные отношения связывают людей искусства.

В конце 2014 года вышел третий том энциклопедии (в двух книгах), собравший статьи по истории и теории. Здесь описаны художественные события, прежде всего выставки, издания, объединения, союзы, музейные и частные коллекции, отличившиеся по теме города (Берлин, Вильнюс, Витебск). А также основные понятия, вызванные к новой жизни или рожденные творцами русского авангарда.

Было бы красиво начать вторую часть энциклопедии со статьи «Авангард», но она, написанная Ракитиным при участии Сарабьянова, оказалась только четвертой и на удивление короткой. Поскольку известно, что история появления термина и практика его употребления не ограничиваются описанными в статье событиями.

Статьи «Русский авангард» в энциклопедии нет вовсе — за заголовком «Русские сезоны. См. Балет» сразу идет «Русский балет С. П. Дя­ги­лева. См. Ба­лет С. П. Дя­гилева». Вот так, энциклопедия есть, а статьи о ее предмете нет — что жаль: в российской выставочной музейной практике к русскому авангарду относят почти все искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков. Энциклопедия никакой ясности в проблему не вносит, даже ее не фиксирует, лишь косвенно она затронута в предисловии «От составителей».

Но это частность. Глав­ное, что в издании собрана масса полезного, даже завлекательного материала. Интригует несведущих большой текст о деревянной ложке. Он даже с гордостью анонсирован в пресс-релизе (поскольку ложка стала «символом нового искусства, направления, определенного Малевичем как „алогизм“ (1914)»).

Некоторые темы освещены серьезно и исчерпывающе, например о рукописной книге (Владимир Поляков). Есть ожидаемые теоретические статьи, как «Европейское влияние (Русский авангард и Запад)» Джона Боулта. Есть неожиданные, предмет которых не очевиден, как трактат Ю. Халтурина «Творческая практика русского авангарда».

Нашелся в третьем томе и Черный квадрат, изображения которого так не хватало в первых томах. Ему выделена целая статья — не длинная, но емкая, написанная тем же Сарабьяновым.

Было бы красиво, чтобы этой статьей энциклопедия и закончилась. Но в научном издании немотивированные красоты невозможны.

Кончается энциклопедия в четырех книгах иностранным алфавитом с тремя статьями «Ars», «Esprit Nouveau» и «Ready-made», то есть Фонтаном Марселя Дюшана. И это в некотором смысле символично.
  • Теги
  • 1907-1932
  • Россия
  • ЭРА
  • биографии
  • живопись
  • изо
  • изобразительное искусство
  • история России
  • история СССР
  • история искусства
  • русская живопись
  • русский авангард
  • теория искусства
  • энциклопедия

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    К пресс-релизу можно добавить, что по физическому весу и рублевой цене энциклопедия так же уникальна, как по весу научному и цене художественной...
    Широкая улыбка
    Ага. Интересно, и сколько же в граммах? За один раз-то утащить?  Вопрос

    На самом деле, я, признаться честно, не допоняла: то ли прикалывается здесь автор, то ли отчаянно критикует, то ли на полном серьезе переполнен придыхания и восторга? По большому счету, конечно, данная тематика настолько мало изучена, что факт выпуска такого издания по праву должен сопровождаться «бурными и продолжительными». Однако меня так и терзают смутные сомнения, на самом ли деле это издание достойно такого пиара, когда буквально ВСЕ о нем говорят вразнобой?   Вопрос
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Что-то статья какая-то... подобающая, собственно, энциклопедии. Вся суть сообщения сводится к «Ух ты, какое многабукаф получилось!». Да ещё эта страсть «громкие»  слова и имена в заголовок статьи совать! Тьфу!
    Есть неожиданные, предмет которых не очевиден, как трактат Ю. Халтурина «Творческая практика русского авангарда».
    Я бы сказал, что и сам авангард, и энциклопедия о нём малость «не очевидны». Так что неудивительно, что энциклопедия «заканчивается иностранным алфавитом». Видимо, имелось в виду, что указатель заканчивается «иностранным алфавитом». Хотя и само словосочетание «иностранный алфавит» тоже радует. И это в некотором смысле тоже символично. Широкая улыбка
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Теперь я знаю, почему у нас не хватает научных умов и сил на передовые технологии: слишком много их уходит на исследования по деревянным ложкам.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Хотелось бы знать, а как в самой книге рекордов Гиннесса относятся к таким вот серьезным заявлениям об энциклопедии, посвященной русским авангардистам?
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Мне кажется, можно посмеиваться и иронизировать, а также нещадно критиковать данное издание. Тем не менее, выход энциклопедии русского авангарда ?— событие знаковое. Тема-то интереснейшая, причём мало освещаемая и изученная.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Не сомневаюсь, что данное энциклопедическое издание об искусстве русского авангарда важное в определённых культурных кругах, но надеюсь, что сравнение статистики энциклопедии с Книгой рекордов Гиннесса это шутка. Энциклопедию, как и любое литературное, справочное издание, нужно ценить не за количество статей, страниц, время написания и т. д., а за востребованность, ценность и точность информации.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Судя по всему, энциклопедия русского авангарда — неординарное и очень интересное издание. Представить только, сколько всего авторам пришлось «перелопатить», а огромное количество иллюстраций и описаний... Подкупает и то, что статьи к изданию написаны признанными авторами. Не думаю, что отсутствие комментариев отдельных известных ученых ставит под сомнение нужность и полезность этого труда.
    • 1/0