Рецензия
- 6 марта 2015
- просмотров 2001
В Большом театре
представили энциклопедию о великой балерине. 5 марта в Атриуме Большого театра собрались те, кто не просто любил и продолжает любить одну из величайших балерин ХХ века, но для кого она была близким, дорогим человеком. Это супруг —легендарный танцовщик
Владимир Васильев. Это ученицы — из Большого, Кремлевского балета, других трупп. Это фотографы, для которых
Екатерина Сергеевна (Максимова —
Мир энциклопедий) была главным источником вдохновения на протяжении десятилетий. Это балетные критики, журналисты, преданные зрители.
Личность Максимовой универсальна — и неслучайно издание названо энциклопедией.
«Это замечательная идея, — высказывается по поводу такого жанрового определения Владимир Васильев. — Книга, как мне кажется, необыкновенно интересна тем, что жизнь, прожитая Екатериной Максимовой, зафиксирована в самых разных деталях ее творчества: в школе, в театре, в кино, на телевидении, в педагогике, в гастрольной деятельности в России и за рубежом».
200 страниц крупного альбомного формата. Статьи, как и положено в энциклопедиях — в алфавитном порядке. Статьи «Екатерина Максимова», понятно, нет — если не считать краткого абзаца с указанием других энциклопедий и словарей, где таковая присутствует. Кстати, можно было бы ее расширить и сделать библиографическим разделом — о Екатерине Сергеевне написано далеко не только в справочных изданиях. А сколько снято фильмов... О многих из них в книге сказано, но это рассредоточено по всему объему. Впрочем, это — частное замечание, лишь оттеняющее значение нынешнего труда. Потому что его создателям удалось главное — выложить те сотни, а может быть, тысячи ярких «камушков», из которых складывается многогранный мозаичный портрет главной героини.
Здесь мы прочтем и о корнях — например, о Густаве Густавовиче Шпете, знаменитом русском философе, расстрелянном в 1937 году — родном дедушке Екатерины. О Сергее Васильевиче Рахманинове — ее двоюродном деде, на чью «Рапсодию на тему Паганини» и другие произведения она танцевала балеты и хореографические номера.
Конечно, прочтем о самых знаменитых партиях Екатерины Сергеевны — Маше в «Щелкунчике», Фригии в «Спартаке», Анюте в одноименном балете Гаврилина... А также о десятках других, не менее мастерских ролей.
Увидим мы и большую статью о Владимире Васильеве, с которым прошли шесть десятилетий жизни Екатерины — это был, наверное, самый знаменитый балетный, да и жизненный дуэт эпохи.
Но большинство статей — кратки, порой до обидного. Например, о прославленном Франко Дзеффирелли — всего семь строк, в которых только названо, что он — постановщик фильма-оперы «Травиата», где Максимова и Васильев исполнили знаменитый испанский танец. Так и хочется раздвинуть рамки этого абзаца, вместить в него историю многолетней творческой дружбы между легендарными русскими танцовщиками и итальянским режиссером. Но тогда тем более это надо было бы делать со статьями о хореографах, партнерах Максимовой, ее спектаклях... Книга бы выросла в объеме невообразимо.
То, что получилось — скорее путеводитель для всех интересующихся и зацепка для дальнейшего чтения более специальных источников, включая сюда и книгу «Мадам Нет», написанную самой Екатериной Сергеевной.
А еще это уникальный по богатству фотоальбом, где собраны многие сотни снимков Максимовой начиная с юности и по 2008 год — предпоследний в ее так внезапно оборвавшейся жизни. За них — отдельное спасибо фотографам, а особенно Елене Фетисовой, которая по праву названа автором самой книги. Лену знают все, кому приходилось писать о Екатерине Сергеевне: более преданного фотолетописца жизни великой балерины вряд ли найти.
Интересно и то, что книга вышла не в столице, а в челябинском издательстве «Авто Граф». Оформлена, может быть, без лишнего глянцевого блеска, какой ей придали бы в московских издательских домах-мейджорах, но безусловно с душой. Да и нуждаются ли в глянце те же фотографии Максимовой, в которых главное — красота внутренняя?.. Так сложилось, что одна из учениц Екатерины Сергеевны —Татьяна Предеина стала прима-балериной Челябинского театра оперы и балета. И этот город теперь известен балетному миру как место проведения регулярного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой». Он начался еще при ее жизни, продолжается несмотря на все организационные и финансовые сложности и теперь. На уральской сцене идет балет «Анюта», поставленный здесь Владимиром Васильевым и, конечно, являющийся вечным поклоном в сторону его первой исполнительницы. Максимова остается ангелом не только московского, не только российского, но и мирового балета.
С ее именем часто соединяли слово «загадка»: очень глубокий, очень сдержанный и очень скромный человек, Екатерина Сергеевна не любила всех видов публичности, кроме одного — танца на сцене. Энциклопедия о балерине — попытка раскрыть тайну этой великой личности и души.
Фотогалерея
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи