- 20 марта 2015
- просмотров 2991
Знаете ли вы, что самая крупная энциклопедия в мире ―
Википедия (Wikipedia) — написана волонтёрами? Вероятно, знаете. Но она была не только написана, но и управлялась волонтёрами.
Шестой по популярности сайт в мире, Википедия представляет уникальный в своём роде интернет-проект.
Предприниматель
Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) и д-р философии
Ларри Сэнгер (Larry Sanger) основали проект в 2001 г. Всё, что у них было на тот момент ― идея, ноутбук, пустой вэб-сайт и несколько энтузиастов с их прошлого (неудавшегося) проекта по созданию энциклопедии (
Нупедии —
Мир энциклопедий).
Но идея оказалась сильнее преград. Желание посоревноваться с такими проектами, как Encyclopedia Britannica, привлекло многих интеллектуалов. И вскоре тысячи людей начали работать над содержанием сайта. Многие предложили свою помощь для улучшения сайта с технической точки зрения.
«Всё сделано волонтёрами, наши ежемесячные затраты примерно 5000 долларов в месяц», ― рассказал Джимми Уэйлс на конференции TED talk в 2005 г. На тот момент в Википедии уже было около 2 миллионов статей и свыше миллиарда страниц.
Википедией управляет
Фонд Викимедиа (Wikimedia Foundation). Годовые расходы за 2004 г. составили $23 463, это небольшая сумма для подобного проекта. Но гораздо интереснее сложная система иерархии внутри Википедии, скрытая от глаз простых пользователей.
Государство внутри государства
На первый взгляд идея об энциклопедии, в которой каждый может писать статьи и вносить поправки, кажется нереальной. Кто будет всё контролировать, чтобы не возник хаос? Но, как оказалось, люди, готовые писать статьи для энциклопедии в своё свободное время, достаточно рациональны, чтобы достичь компромисса по основным правилам.
Каждая статья имеет страницу с историей, где можно увидеть все поправки, вносившиеся в статью, и пользователей, которые их вносили. Также есть страница для дискуссии между авторами и редакторами.
Если дискуссия ни к чему не приведёт, авторы могут попросить о
посредничестве, когда волонтёр, не участвующий в дискуссии, приглашается, чтобы принять окончательное решение.
Если в отношении конкретной статьи постоянно повторяются попытки
вандализма, то есть вносятся изменения, противоречащие мнению сообщества, администратор может
заблокировать внесение любых дальнейших изменений в статью или заблокировать аккаунт вандала.
Администраторы из числа добровольцев выбираются сообществом через «
консенсус». Создаётся страница для дискуссий, и кандидат в администраторы должен получить поддержку 70-80% участников. Администратора утверждает «бюрократ».
Бюрократ ― это ещё одна добровольная должность в Википедии. Его единственная обязанность ― наделять правами администратора или забирать его права. Как и администраторы, бюрократы выбираются в ходе дискуссии, но они должны заручиться поддержкой 85% участников.
Фонд Викимедиа играет роль «доброго диктатора», как назвал его Уэйлс в 2005 г. В случае конфликтов последнее слово остаётся за фондом. Но обычно он вообще не вмешивается.
Несмотря на то, что половина
совета директоров (Board of Trustees) была избрана сообществом Википедии, единственным постоянным членом является Джимми Уэйлс.
По мере роста Википедии на фонд ложились новые обязанности. Десятки и даже сотни серверов вебсайта больше не могли поддерживаться исключительно добровольцами.
В это же время фонд получил больше средств от частных спонсоров и некоммерческих организаций, включая Фонд Альфреда П. Слоуна (Alfred P. Sloan Foundation) и институт «Открытое общество» (Open Society Institute, OSI).
К 2008 г. Википедия начала работать, используя смешанную модель. У неё появились 15 работников, которые выполняют административные задачи и отвечают за поддержание сайта, но основная работа по-прежнему выполняется добровольцами.
Имея всего лишь трёх разработчиков, Википедия по-прежнему зависит от армии программистов-добровольцев. Один наёмный работник руководит группой надёжных волонтёров, которые решают неотложные задачи.
Рост доходов
В 2008 г. Фонд Викимедиа предпринял шаг, который определил будущее Википедии ― впервые обратился к пользователям с просьбой о пожертвованиях.
На сайте появилось личное обращение Джимми Уэйлса, который предупредил, что Википедия может исчезнуть, если читатели не помогут. Результаты оказались ошеломительными. В 2008/2009 финансовом году, когда из-за рецессии у большинства компаний наблюдался резкий спад доходов от пожертвований, Википедия удвоила свои доходы.
Пит Форсит (Pete Forsyth), участник Википедии с 2006 г., выполнял работу по сбору средств для энциклопедии с 2009 г. по 2011 г. По его словам, настоящий бум пожертвований произошёл в 2010 г., когда Википедия начала использовать технологии профессионального маркетинга.
Фонд помещал различные баннеры с просьбой о пожертвованиях в течение всего года, но для маленького числа посетителей, менее 1%. Поскольку к этому моменту в Википедии было уже свыше миллиона посетителей, этот эксперимент помог проанализировать, какие приёмы работают успешно, а какие ― нет.
Самый эффективный баннер использовался для массовой кампании в конце года. Пожертвования лились, как из рога изобилия. В первые 10 месяцев 2010 г. Википедия собрала свыше $1,3 млн. За последние два месяца 2010 г. это число перевалило за $14 млн.
В следующем году этот контраст стал ещё заметнее. К концу октября 2011 г. было собрано менее двух миллионов, но общая сумма пожертвований к концу года составила $24 млн.
В ответ некоммерческая организация начала нанимать больше персонала. В 2013 г. у Википедии было 150 работников, к июню 2015 г. их число достигнет 240 человек.
Невидимые проблемы
Финансовые дела Википедии шли всё лучше и лучше, но это нельзя было сказать о её сообществе.
Число активных участников медленно сокращалось. Самое большее число участников наблюдалось в 2007 г. ― 95 000 человек. К ноябрю 2014 г. их количество снизилось до 77 000 человек. Одна из главных причин, почему многие люди присоединились к Википедии, было желание доказать, что проект действительно может работать, говорит Пит Форсит. Но это давно всем понятно.
Другая причина снижения количества участников ― большая часть статей по важным темам уже написана. Опрос среди 5000 участников показал, что в 2011 г. менее 1 участника из трёх «часто или очень часто» писал новые статьи. Большинство занимаются редактированием уже существующих статей.
Кроме того, если новичок придёт и внесёт изменения в статью, велик шанс, что один из опытных редакторов немедленно отменит его изменения. Причём это, вероятно, будет сделано не потому что поправка была неправильной. Просто новичок ещё не научился правильно цитировать источники, не знает, какие источники считаются допустимыми в Википедии и т. д. Это отталкивает от проекта новых людей.
Исследование, проведённое Википедией в 2012 г., показало, что «резкое снижение количества новичков» привело к снижению числа редакторов. Но это не самая большая проблема.
Совместить несовместимое
После щедрых пожертвований Фонд Викимедиа стал ещё профессиональнее. Основной проблемой в последние годы стал бунт сообщества против методов управления.
В 2013 г. был создан
Visual Editor ― инструмент, облегчающий новичкам редактирование статей. Благодаря ему внесение поправок в статью стало похоже на печатание в Ворде (Microsoft Word). До этого для редактирования статей нужны были минимальные знания языка программирования (
вики-разметки —
Мир энциклопедий).
Но в Visual Editor было много неисправностей, искажавших оформление статей. Из-за возмущения участников фонд убрал эту программу. Представитель фонда подтвердил, что команда разработчиков по-прежнему работает над усовершенствованием Visual Editor, но они не знают, когда она будет готова.
В прошлом году был добавлен другой инструмент ―
Media Viewer. И снова большая часть участников обнаружила дефекты. Но в этот раз фонд не прислушался к ним. Когда администратор-доброволец отключил Media Viewer в
немецкой Википедии, работники фонда включили его обратно и сделали так, чтобы добровольцы не могли его отключить снова.
И тогда началось настоящее возмущение. Внезапно оказалось, что фонд не просто управляет сайтом ― он вносит изменения, которые влияют на работу добровольцев. Многие из них захотели высказаться по этому поводу.
Пит Форсит был одним из них. «Если новое программное обеспечение вносит изменения в работу наших коллег, оно должно быть принято при общем согласии», ―
написал Форсит в своём письме Википедии, которое подписали свыше 1000 волонтёров.
Фонд не ответил, однако отреагировал на проблему в целом, заявив, что фонд управляет одним из популярнейших сайтов в мире, поэтому следует стандартной практике развития программного обеспечения.
Однако Википедия никогда не была обычным программным проектом. Она опирается на волонтёров, и многие ожидали, что Википедия будет управляться как республика, а не компания.
Неважно, насколько искренне руководство Википедии пытается следовать «соглашению с сообществом», ему никогда не удастся угодить всем участникам, которые требуют «консенсуса» по каждому решению.
В результате проект стоит на перекрёстке. Если руководство начнёт управлять Википедией как обычной компанией, волонтёры, желающие, чтобы она управлялась как движение, могут уйти из проекта. Но если советоваться с волонтёрами по всем вопросам, проекту будет сложно поспевать за современными тенденциями, и он может постепенно утратить актуальность.
Идеи и решения имеются у обеих сторон, возможно, есть смысл позаимствовать у каждой понемногу. Самая большая опасность ― застрять на распутье, утратив способность к дальнейшему развитию.
Фотогалерея
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи