Сотрудница Греческой редакции София Моисеева рассказала о новых статьях, посвященных христианской традиции Египта
Интервью
- 1 апреля 2015
- просмотров 2096
— Кто такие копты, откуда они происходят, какое отношение имеют к тем древним египтянам, которые строили пирамиды, какое их нынешнее положение в современном Египте?
— На эти вопросы, которые Вы задали, наиболее полно ответит статья «Копты», которую мы всё же решили поставить в «
Православной энциклопедии» в отдельную позицию — именно потому, что данный термин в разные периоды имел разные нюансы и акценты: этнические, религиозные и т. д. Но вкратце можно сказать, что копты являются потомками автохтонного населения Египта. Сам термин «копты» — арабский, заимствованный из греческого названия Египта. Арабы, придя в Египет, стали называть этим словом исконных жителей страны, которые на тот момент являлись в большинстве своём христианами. Сейчас копты являются приверженцами разных христианских конфессий (особенно те, которые живут в диаспоре). Некоторые являются людьми нерелигиозными, но, тем не менее, также считают себя коптами. Поэтому у данного термина, можно сказать, в последнее время усиливается этническая составляющая. Но в тоже время копты в большинстве своем являются гражданами Египетского государства, одной из стран арабского мира, поэтому нередко относят себя и к понятию «арабы», когда речь идет о внешнеполитическом аспекте.
— Вы упомянули о приверженности части коптов к другим христианским конфессиям, помимо Коптской Церкви, сказав, что это имеет место преимущественно за границами Египта?
— Не обязательно. И в самом Египте кроме Коптской Церкви есть другие христианские сообщества, к которым принадлежат копты. Проникновение протестантизма и католицизма в Египет особенно активно происходило с середины XIX века, когда территория страны стала входить в сферу влияния европейских государств.
— Существует Коптская католическая церковь, какова её история, и какое место она занимает в среде коптов сейчас?
— Попытки католических миссионеров, проникнуть в Египет имели место ещё в XV – XVI веках, если не считать отдельных эпизодов такого рода, связанных с эпохой Крестовых походов. В
37-м томе будет опубликована отдельная небольшая статья «Коптская католическая церковь», в которой кратко описана история и современное состояние этой этно-конфессиональной группы. Но различные христианские церкви и общины Египта гораздо меньше по количеству верующих и влиянию, чем Коптская Ортодоксальная Церковь. Термин «ортодоксальная» мы используем, дабы не вводить наших читателей в заблуждение: эта Церковь не относится к числу Поместных Православных Церквей.
— В таком случае, можно подробнее рассказать о Коптской Ортодоксальной Церкви, статья, которая в предстоящем 37-м томе, надо полагать, будет весьма объемной.
— В целом, копты возводят основание своей Церкви, как и Александрийская Православная Церковь, к св. апостолу и евангелисту Марку, который проповедовал в Египте в I в. от Рождества Христова. Поскольку копты не приняли решений IV Вселенского Собора (Халкидонского), то с точки зрения нас, православных христиан, они входят в число так называемых Дохалкидонских Церквей. А в терминах сравнительного богословия Коптская Церковь именуется монофизитской, так как не принимает определение Халкидонского Собора о двух природах во Христе – Божественной и человеческой. Но сами копты не согласны с таким наименованием. Они настаивают на том, что признают во Христе и Бога, и человека.
— То есть, проблема отпадения Коптской Церкви от Православия имела под собой не только церковно-политические, но и какие-то богословско-терминологические основания? Предпринимаются ли попытки решить эту проблему?
— Это сложный вопрос, который в двух словах не раскрыть. История диалога коптов с православными, и в частности — с Русской Православной Церковью, восходит к середине XIX века. Наш знаменитый церковный и научный деятель, архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) во время своего путешествия по Ближнему Востоку выступил с проектом воссоединения коптов с Православием. Но этот план не получил дальнейшего развития. Впоследствии, уже в XX веке, начался диалог между группами Православных Церквей с одной стороны, и представителями нехалкидонских Церквей — с другой. В число последних входят Коптская, Армянская и Сиро-Яковитская Церкви. Как раз в прошлом году отмечалось 50-летие начала этого диалога. В 1990-х годах было достигнуто так называемое Шамбезийское соглашение: ряд Православных Церквей и большинство дохалкидонских, согласились, что в принципе они готовы к объединению и снятию анафем. Были сформулированы те богословские принципы, которые для них являются общими. Но большая часть Православных Церквей, в том числе и Русская, после долгих консультаций так и не приняли данное соглашение по причине расплывчатости его формулировок. В начале 2000-х годов шел двухсторонний диалог с участием Русской Православной Церкви и дохалкидонитов, но никакого окончательного документа в итоге выработано не было.
— Если перейти от богословского аспекта к историческому: какова была судьба коптов и Коптской Церкви после арабского вторжения?
— Надеемся, что на этот вопрос обстоятельно ответит исторический раздел нашей статьи. Это вообще первый обширный обзор истории Коптской Церкви от ее основания и до наших дней, сделанный на русском языке. В основу очерка были положены официальные средневековые церковные хроники и другие первоисточники, которые были тщательно проанализированы.
В первые века после мусульманского завоевания копты составляли значительную часть населения Египта и служили своего рода опорой для властей, особенно в делах административного управления. Они являлись, по сути, тем, что мы назвали бы сегодня «интеллигенцией» Египта. Так же, как и другие христиане, копты имели статус зимми, которые должны были платить особые подати исламским властям страны. Но на самом деле всё очень сильно зависело от политики того или иного правителя, и даже не столько от самого халифа, сколько от его представителей на местах. Иногда положение христиан Египта было настолько благоприятным, что они дослуживались до уровня министров, а иногда, напротив, речь шла буквально об их физическом выживании. Поэтому какой-то единой и однозначной характеристики положения коптов в Средние века дать невозможно.
— А какую роль, учитывая реалии политического устройства мусульманских стран, в выживании коптов сыграла Коптская Церковь?
— Церковь как институт сыграла определяющую роль в выживании коптов и сохранении их национальной и религиозной идентичности. Она и сегодня продолжает оставаться фундаментом, скрепляющим местные коптские общины Египта. Не случайно, во второй половине XX века в Египте даже звучали голоса о том, что Церковь слишком энергично входит во все сферы жизни коптов, и ей стоило бы больше заниматься собственно духовными вопросами.
— Каково положение коптов Египта и Коптской Церкви сейчас, особенно учитывая нынешнюю политическую ситуацию в Ближневосточном регионе?
— Положение коптов в Египте, как, в общем-то, и всех христиан на Ближнем Востоке, в данный момент очень сложное. Есть все основания полагать, что они находятся на некоем переломном рубеже. Последние годы были для них очень тяжёлыми: серия терактов, нападений, похищений мусульманскими радикалами и т. д. Только сейчас некие «добрые знаки» стали связывать с нынешним президентом Египта ас-Сиси: он стал первым в новейшей истории Египта главой государства, который посетил коптское богослужение. Но в тоже время совсем недавно в Ливии был убит 21 представитель коптской общины. Буквально через несколько дней казненные исламистами копты были официально канонизированы Коптской Церковью — это уникальный случай. Я думаю, что наши статьи о коптах нужны, в том числе, и для того, чтобы у нас в стране знали, что существует такая христианская община, причём самая многочисленная на Ближнем Востоке. Хочется надеяться, что, может быть, люди, от которых что-то зависит на международном уровне, обратят внимание на эту проблему.
— Могли бы Вы подробнее рассказать о технической стороне работы над статьёй, её структуре, авторском составе?
— Статья о Коптской Церкви получилась очень объёмной и многосоставной. В ее основу лёг исторический очерк, главными авторами которого выступают ведущие специалисты по истории ближневосточного христианства из Института стран Азии и Африки МГУ — Константин Александрович Панченко и Тарас Юрьевич Кобищанов.
Помимо исторического у нас в статье имеется достаточно сложный раздел, посвящённый богословию Коптской Церкви. Сложность заключалась в том, что мы совершенно не имеем на русском языке литературы на эту тему, в зарубежной литературе обзорных исследований также практически нет. То есть всю информацию пришлось собирать буквально по крупицам, искать в совершенно разных источниках. Основную часть этого очерка написал известный исследователь сиро-арабского христианства Николай Николаевич Селезнёв.
Мы также решили включить в статью два обширных очерка о духовной литературе коптов. Первый из них, написанный Натальей Геннадьевной Головниной, посвящен литературе на коптском языке (сейчас это мертвый язык, сохранившийся лишь в богослужении, но в 1-м тысячелетии это был основной язык коптской общины; о нем в 37-м томе у нас будет отдельная статья того же автора). Второй очерк, составленный Евгением Викторовичем Ткачёвым, — о коптских памятниках на арабском языке — охватывает более 10 веков вплоть до современности; это первый обзор такого рода в русскоязычной литературе.
Далее соответственно идут разделы о каноническом праве Коптской Церкви и её богослужебной традиции, которые с удовольствием согласился написать один из ведущих зарубежных исследователей коптской традиции архимандрит Уго (Занетти) из Бельгии.
Наконец, последний раздел статьи — это раздел о церковной музыке, который написал коптский автор, крупнейший специалист в области коптского музыкального наследия, профессор Джордж Кириллос.
— Скажите, в процессе работы над статьей, понадобилось ли визирование материалов и внесенных в них правок, обращались ли вы за этим непосредственно к представителям Коптской Церкви?
— В тех случаях, когда была такая возможность (потому что, иногда просто не получалось выходить на связь), мы это делали. В некоторых случаях у нас получался довольно неожиданный результат. Например, молодой исследователь Герман Леонидович Крылов, который делал вводный обзор о современном состоянии коптской общины, посвятил небольшой параграф статистике. Надо сказать, что в литературе можно встретить очень большой разброс цифр: от 6 до 13 миллионов коптов, проживающих сегодня в Египте. Такая разница в цифрах закономерна, поскольку официальная статистика о коптах, действительно, отсутствует. Но информацию по данному вопросу, которая будет опубликована в 37-м томе, мы даём, так сказать, из первых рук, так как Г. Л. Крылов работал секретарём Корнелиса Хульсмана, датского социолога, который уже 20 лет занимается проблемой статистического учёта коптов. Так что сведения нашей статьи, вероятно, будут наиболее полными.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи