Рецензия
- 19 апреля 2015
- просмотров 6657
Мугам — это фундамент азербайджанской музыки, самый популярный и любимый в народе жанр. Народные исполнители и ханенде свято берегут мугам, передавая их от исполнителя к исполнителю, развивая и обогащая мелодию. В мугамах используются поэтические тексты Низами, Хагани, С. А. Ширвани, А. Вахида, М. М. Сеидзаде и др.
В Азербайджане достаточно бережно хранятся классические музыкальные традиции, сформировавшиеся на протяжении многих веков в устном творчестве бесчисленных народных безымянных художников.
Азербайджанский мугам в исполнительской практике существует в форме инструментального и вокально-инструментального дястгяха. Дястгях представляет собой целостное полотно вокально-инструментального мугама.
В мугамном дястгяхе в обязательном порядке должны исполняться все разделы и шебе, в том числе тесниф, ренг, диринге. В исполнении мугама дястгяха трио сазандарей именно тар играет ведущую роль, сопровождая ханенде. От профессионального сопровождения тара зависит во многом успех выступления ханенде.
Кроме вокально инструментального дястгяха существует в исполнительской практике и инструментальный мугам, который особо распространен среди таристов и др. народных исполнителей.
В исполнении мугамов дястгяхов в обязательном порядке исполняются все разделы мугама: ренги, теснифы, дерамеды и др. диринге.
Неоценимую роль в развитии мугамного искусства сыграли действовавшие в Азербайджане с начала XIX в. до начала XX в. музыкально-литературные меджлисы. На этих собраниях обсуждались исполнения мугамов, творческие конкуренции оттачивали мастерство исполнителей, значительно повышали их профессионализм. Эти меджлисы были действительно своего рода школой мугамного искусства.
Однако мугам в 20-30 годы прошлого столетия пережил и достаточно противоречивый период своего развития, выражавшийся в недооценке, а подчас, и в полном отрицании традиционного искусства, в особенности профессионального. Но прогрессивная часть азербайджанской интеллигенции во главе с великим композитором Уз. Гаджибейли и его последователями – истинными ценителями мугамного искусства сумели отстоять право на жизнь. Особую роль в изучении и распространении традиционной музыки сыграл научно-иссследовательский кабинет народной музыки (Никмуз), созданный в консерватории, в котором осуществлялась запись и исследование азербайджанской народной музыки.
Мугам на современном этапе исполняется и в своем традиционном звучании в исполнении трио мугаматистов как в сопровождении ансамбля и оркестра народных инструментов, так и в профессиональном творчестве современных азербайджанских композиторов.
Именно в Азербайджане впервые на Ближнем и Среднем Востоке родились такие новые жанры, как мугамная опера, симфонический мугам, хоровой мугам, джаз-мугам и т. д.
Расцвет мугамного искусства в Азербайджане совпал с началом нового XXI века.
По инициативе и под руководством президента Фонда Гейдара Алиева и Фонда культуры Азербайджана, посла доброй воли Юнеско и Исеско, первой леди Азербайджана Мехрибан-ханум Алиевой осуществлен целый ряд важных проблем, охватывающих азербайджанскую музыкальную культуру. Создан Международный центр мугама, целью которого является пропаганда мугама.
Значительный резонанс во всем мире, получил международный фестиваль «Мир мугама», который проводится в Баку с 2005 года, каждые 2 года. В рамках этого фестиваля проходит конкурс исполнителей и научный симпозиум.
Еще в 2008 году была
опубликована на азербайджанском языке «Мугамная энциклопедия» (Muğam ensiklopediyası).
Отрадно, что Фонд Гейдара Алиева под председательством Мехрибан-ханум Алиевой в содружестве с Союзом композиторов Азербайджана и научным центром «Азербайджанская национальная энциклопедия» (Azərbaycan Milli Ensiklopediyası) осуществили издание новой книги «
Энциклопедия азербайджанского мугама».
Автор и составитель Заслуженный деятель искусств Азербайджана, музыковед Сурая Агаева, главным редактором является Народная артистка Азербайджана, профессор, председатель Союза композиторов Азербайджана Франгиз Ализаде.
Авторы издания первоначально задумали книгу как переводную с азербайджанского на русский, в дальнейшем они изменили свою концепцию.
Настоящее издание может помочь русскоязычному читателю составить более полное и цельное представление о высокой культуре и значении мугама.
Так, во вступительной статье к книге, написанной С. Агаевой для лучшего восприятия читателя, дается более полная понарама о путях развития мугамного жанра.
Создание книги «Энциклопедия азербайджанского мугама» не случайно поручено было музыковеду-востоковеду, доктору философии в области искусствоведения, члену совета при Юнеско Сурае-ханум Агаевой. Являясь старшим научным сотрудником Института архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана, ее научная деятельность с 1973 года связана с историей музыкальной культуры Азербайджана, Ближнего и Среднего Востока. Она на протяжении многих лет занимается изучением средневековых трактатов о музыке и др. письменных источников, написанных на разных восточных языках.
И, естественно, что в основе текстов многих статей нынешней энциклопедии лежат разные научные исследования С. Агаевой в области истории и теории азербайджанского мугама. Так, ее статьи «Абдулгадир Мараги» (кстати, она является первым автором монографии о Мараги, изданной в нашей стране и в постсоветском пространстве), «Эвлия Челеби», «Али Уфки», «Кантемир» и др. содержат малоизвестную ценную информацию из истории азербайджанского музыкального искусства.
Ознакомившись с новым изданием очевидно, что автор опирается на достаточную литературу азербайджанских и современных исследователей, посвятивших свое творчество данной теме. Так, в списке использованной литературы работы Уз. Гаджибейли, В. Беляева, В. Виноградова, М. Д. Исмайлова, Э. Абасовой, Р. Зохрабова, Р. Мамедовой, Э. Бабаева, З. Сафаровой, Т. Мамедова и др.
С. Агаева опирается на важные статьи, раскрывающие в доступной форме актуальные проблемы мугама, ладовые и ритмические основы мугама и их развитие на современном этапе.
Хочется отметить как положительный фактор стремление автора более достоверно раскрыть значение мугамного термина.
Так, такие мугамные термины, как мугам, дастгях, аваз, шобе, гюше и др. раскрываются в контексте их бытования и использования в тот или иной исторический период.
Отмечаются также факты их наличия или их отсутствия в трактатах ученых музыковедов средних веков Фараби, Ибн Сина, Сафиеддина Урмеви, Абдулгадир Мараги, в поэзии Низами, Насими, Физули и др. средневековых авторов.
С. Агаева достаточно скурпулезно прослеживает различные варианты использования одного и того же мугамного раздела (шобе или гюше) у знатоков мугама 19-20 вв. также в трудах Мир-Мовсум Нава, Мирза Фараджа, представителей династии Мансуровых, в работах Уз. Гаджибейли и в современном мугамном искусстве.
Впервые в этом издании каждый термин дан в его оригинальном написании на азербайджанском, арабском, персидском, турецком, греческом, латинском языках.
И, конечно, знание автором восточных языков, и глубокие познания в области средневековой музыкальной терминологии помогли ей в определенной степени в верном написании терминов.
Интересным представляется, что в рецензируемой книге С. Агаева пытается также раскрыть и этимологию многих терминов. Так, в разделах Йетим Сегях, Бестенигяр, Гейраты и др. среди множества словарных значений одного и того же слова отбираются наиболее соответствующие историческим и музыкальным характеристикам термины.
В данном энциклопедическом издании достаточно полно и со знанием исторических и теоретических фактов раскрываются особенности и принципы развития мугамной и ашугской исполнительских школ.
На основе тщательного исследования некоторых поэтических источников на языке графики и оригинала, большинство статей, повествующих о поэтах-классиках Азербайджана, дополнены сведениями об использовании в их произведениях мугамных терминов. Так, С. Агаева дает подстрочный перевод с различных восточных языков на русский некоторых стихотворных строк, содержащих термины, относящиеся к искусству мугама.
Отрадно, что в энциклопедии отмечается также целая серия деятелей культуры и искусства творчество которых в той или иной степени связано с искусством мугама с историей его изучения. Интересными представляются статьи об Аристоксене, Низами, Насими, Акраме Джафаре, Т. Нариманбекове и др.
Книга заполнена красочными фотографиями мугамоведов, имеются иллюстрации из архива автора, публикуемые впервые.
Однако, как и во всяких трудах, а особенно в таком сложном как создание современной энциклопедии очень трудно охватить многие важные события,также как и людей музыки и искусства, связанных с этим великим феноменом азербайджанской культуры. Так, можно было бы глубже осветить роль и значение М. С. Исмайлова,творчески продолжившего дело Уз. Гаджибейли и его последователей, среди которых отсутствовали Х. Кулиев, С. Сеидова, Ф. Халыкзаде, Г. Касумова (Вердиева) и др. В настоящее время живой интерес к мугаму, к его записи проявляют интерес не только композиторы, но и исполнители, среди которых следовало бы отметить значимость труда известного азербайджанского кяманчиста Арифа Асадуллаева, впервые осуществившего запись семи азербайджанских мугамов, получившего высокую оценку авторитетных деятелей музыкального искусства. Отрадно, что к мугаму обращаются и исполнители на европейских инструментах. Так, Народный артист Азербайджана виолончелист Э. Искендеров в соавторстве с Арифом Асадуллаевым переложил для виолончели основные азербайджанские мугамы, сохранив все разделы и шобе в первозданном виде. Думается, что этот опыт станет прецендентом и для других европейских инструментов и послужит своеобразным импульсом вхождения в новый мир восточно-европейского музыкального мышления.
Несмотря на мои некоторые пожелания, они не снижают общего положительного мнения об издании, имеющим большое практическое значение. Написанная на высокопрофессиональном уровне эта книга, свидетельствует об огромном труде, вложенном в ее создание как автором книги Сураей Агаевой, так и редакционной коллегией во главе с Франгиз Ализаде, имеющей большой опыт как в использовании мугама в профессиональном композиторском творчестве, так и в организации как художественного руководителя симпозиума «Мир мугама», проводимого в Баку .
«Энциклопедия азербайджанского мугама» предназначена как для специалистов-музыковедов и востоковедов, так и для широкого круга русскоязычных читателей, интересующихся мугамным искусством и музыкальной культурой Азербайджана.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Кафарова З. «Энциклопедия азербайджанского мугама»: (размышления о новом издании)// Зеркало. — 2014. — 17 мая. — С. 22.