— В 90-е годы миф «русского рока» рухнул. Что это было? Музыканты пали жертвой закона истории, согласно которому вчерашние борцы с авторитетами сами становятся таковыми и сметаются следующим поколением?
— Вы правы. Миф в какой-то момент слишком перемифологизировали, и определенной части молодежи, как наиболее активной части населения, это стало попросту скучно. Меня иногда спрашивают, как я отношусь к тому, что из героев русского рока, таких как Цой, Гребенщиков и другие, делают иконы. Никак не отношусь. К сожалению, это неизбежно. В своей книге о группе «Кино» я постарался демифологизировать Виктора Цоя и компанию. Выпуская свою энциклопедию питерского рока, я сказал полушутя-полусерьезно, что хочу разрушить ныне существующую систему мифов. Но добавил: «И создать новую».
— Вы объявляете о том, что в вашей энциклопедии содержится информация о тысяче рок-групп, а вам бы хотелось достигнуть цифры в пять тысяч. По каким критериям вы вносите группы на страницы энциклопедии?
— Пять тысяч – условная цифра, рок-групп может быть и десять, и двадцать тысяч, я буду только рад. Я беру в энциклопедию те коллективы и тех музыкантов, которые сыграли определенную роль в культурном контексте на определенном историческом отрезке. Причем это необязательно должны быть известные на всю страну группы. Если музыканты сделали что-то на местном уровне, повлияли как-то на своих земляков, они также достойны включения в число избранных. Часто бывает так, что какой-то любительский коллектив, игравший на танцах и быстро распавшийся, заряжает и заражает собой целое поколение местных жителей или будущего мэтра, признанного всеми. Корни и истоки я стараюсь видеть, раскапывать и не забывать. Обидно, что от музыкантов 60-х и 70-х годов, работавших до появления тотальной звукозаписи, подчас не сохранилось ничего, кроме воспоминаний. Но тем ценнее услышать неизвестную, найденную где-то на чердаке и восстановленную запись старых музыкантов.
— Вокально-инструментальные ансамбли вы причисляете к рок-направлению?
— Смотря какие. «Поющие гитары» в моей энциклопедии, разумеется, есть. Как и «Песняры», «Ариэль» или «Добры молодцы», которые пытались сказать свое слово, сделать что-то новое. Были заняты творческим поиском, иначе говоря. Многие хорошие коллективы, принадлежащие к чистому року, искали обходные маневры и уходили в эстраду или даже фольклор – соединение народных мотивов с роком дало очень интересный результат. К слову, именно в этом наша рок-музыка проявила свою оригинальность и подлинность и, быть может, застолбила себе место в истории мирового рока, куда в конце концов попадут не наши прославленные мэтры, а группа «Архангельск», которая совмещала рок-рифы с поморскими напевами.
Ни на йоту не сомневаюсь в профессиональной компетентности уважаемого автора, однако почему он вдруг решил, что для создания именно энциклопедического издания (не монографии! ) он может позволить себе произвольно отбирать материал? Вопрос Лично мне доводилось держать в руках трехтомник, выпущенный автором почти десятилетие назад. Как мне показалось, в нем информация о рок-музыкантах представлена вполне полноценно и по максимуму (хотя в полной мере информацией об особенностях Питерского рока я не владею). Скептически
YA_HELEN пишет: Ни на йоту не сомневаюсь в профессиональной компетентности уважаемого автора, однако почему он вдруг решил, что для создания именно энциклопедического издания (не монографии! ) он может позволить себе произвольно отбирать материал?
Я тоже была бы против превалирования личных симпатий в авторском труде, претендующем на высокое звание энциклопедии. Но в ответах на вопросы достаточно хорошо освещены критерии отбора кандидатов на страницы будущего издания. И они предстают вполне справедливыми и взвешенными.
Как по мне, то это — не совсем верный подход при формировании энциклопедии. Суть ее в том, чтобы собрать все данные по максимальному количеству фактов.
Роман Троцкий пишет: Как по мне, то это — не совсем верный подход при формировании энциклопедии. Суть ее в том, чтобы собрать все данные по максимальному количеству фактов.
YA_HELEN пишет: Ни на йоту не сомневаюсь в профессиональной компетентности уважаемого автора, однако почему он вдруг решил, что для создания именно энциклопедического издания (не монографии! ) он может позволить себе произвольно отбирать материал? Лично мне доводилось держать в руках трехтомник, выпущенный автором почти десятилетие назад. Как мне показалось, в нем информация о рок-музыкантах представлена вполне полноценно и по максимуму (хотя в полной мере информацией об особенностях Питерского рока я не владею).
А вот в этой сфере иначе и никак. Если не он, то кто? Человек "варится" в этой сфере уже много и много лет. Человек многогранный и, безусловно, талантливый, что подтверждают и ранее выпущенные издания, а также его статьи для энциклопедии "Кирилл и Мефодий". Кроме него и некому отбирать по сути дела.
Роман Троцкий пишет: Как по мне, то это — не совсем верный подход при формировании энциклопедии. Суть ее в том, чтобы собрать все данные по максимальному количеству фактов.
Я тоже считаю, что тут нужно охватить питерские рок-группы по максимуму. А тут налицо предвзятое мнение автора этого энциклопедического издания и, может, даже его личные симпатии. Идея
Автор совершенно прав: история питерского рока — это часть истории мирового рока. И очень хорошо, что в мире есть небезразличные люди, которые популяризируют и сохраняют для потомков память о том, как музыка изменяла социальный облик государства и какую роль играла в развитии культуры страны. Остается только пожелать создателю справочника удачи.
Человек издает бумажный вариант энциклопедии, и, как не старайся, объем издания будет ограничен. Вот автор и придумал критерии, по которым будут отбирать музыкальные группы. Кроме всего прочего, из слов автора понятно, что разработана и некая методология по отбору, то есть не то, что ему лично нравится, а что подходит под определенные рамки.
Дарья Семенюк пишет: Автор совершенно прав: история питерского рока — это часть истории мирового рока.
Должен Вас огорчить, но "мировой рок" и понятия не имеет о такой своей части. Даже про Питер он больше про американский знает, чем про российский. А питерский рок имел огромное значение исключительно в контексте этой страны и конкретного её исторического периода, не более. Если автор это понимает, то энциклопедия у него выйдет интересная, а если нет, то это очередной Герострат, "разрушающий мифы".
Время-то как летит, уже и классический русский рок почти легендарная история. Надо бы вдобавок к энциклопедии ещё и музей попытаться сделать постоянный в Питере и фонд изучения создать. А что, в Америке же изучают и блюз, и кантри, чем русский рок хуже!
Дарья Семенюк пишет: Автор совершенно прав: история питерского рока — это часть истории мирового рока.
Должен Вас огорчить, но "мировой рок" и понятия не имеет о такой своей части. Даже про Питер он больше про американский знает, чем про российский. А питерский рок имел огромное значение исключительно в контексте этой страны и конкретного её исторического периода, не более. Если автор это понимает, то энциклопедия у него выйдет интересная, а если нет, то это очередной Герострат, "разрушающий мифы".
Это что же — мы знамениты только у себя, что ли? Непорядок. Широкая улыбка Но даже если и так, это не даёт нам право забыть то, что было у нас в плане музыки. Потомки не простят.