Рецензия
- 27 февраля 2016
- просмотров 3064
Лесной Д. С. Игорный Дом: энцикл./ Д. С. Лесной; [Науч. ред. Е. Витковский; Худож. Е Сиков]. — 2-е изд. — М.: [Интербукбизнес] : Лига игр, 2006. — 794 с. ил., цв. ил., портр.; 31 см. — Библиогр.: С. 783-794. — ISBN 5-89164-163-1 (в пер.). Игра старше не только культуры, но и человека, считает известный нидерландский культуролог, философ и историк
Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga). Пример тому — игры животных. Существа, как правило ничего не созидающие, уже играют. Как мы знаем, не отстают от них и люди. В итоге тема азартной (особенно карточной) игры нашла своё отражение как в человеческой культуре в целом, так и в мировой и русской литературе в частности, прежде всего эпохи «золотого» века, дореволюционной (XIX век), когда ни о каких онлайновых игровых автоматах и слыхом не слыхивали,
шанс поиграть в онлайн казино Гаминатор бесплатно никому не выпадал, однако для игры в любое время достаточно азарта, и писатель-описатель сего действа когда-нибудь обязательно находится. Вот почему книга «
Игорный Дом: энциклопедия», созданная при участии и под руководством специалиста по игровой культуре
Дмитрия Лесного, просто не могла проигнорировать мировую и прежде всего русскую литературу.
Можно даже сказать, что отечественная литература и азарт предстали в труде единым целым: возможные примеры употребления слова в художественной литературе входят в
структуру словарной статьи.
Например, статья о поэте-символисте и, как выясняется, «потомственном преферансисте»
Валерии Брюсове содержит отрывки из мемуарной литературы, публикация о
Фёдоре Достоевском — многочисленные выдержки из писем к жене, статья об
Александре Пушкине включает целый сонм отрывков различного происхождения. Есть даже статья о
Николае Гоголе при том, что как утверждает её автор, «сведений о том, как играл сам Гоголь, почти не сохранилось». В итоге по объёму статья представляет собой прежде всего отрывки из «Ревизора» и мемуарной литературы. Правда, статьёй о
Михаиле Лермонтове издание похвастаться не может, а вот публикациями о его некоторых героях — да (к примеру, авторы вспомнили даже про
Авдотью Николавну из «Тамбовской казначейши»).
Более того, без углубления в особенности той или иной игры некоторые произведения можно просто не понять. По крайней мере, те, в которых игра — основа сюжета («Пиковая дама» Александра Пушкина, «Игроки» Николая Гоголя, «Игрок» Фёдора Достоевского и т. д.).
Однако книга ценна не только примерами применения тех или иных игроцких терминов и арго в русской литературе, но и биографиями признанных корифеев мировой и прежде всего отечественной литературы.
Конечно же, бросается в глаза «разнобой» в подборе и составлении биографических статей. Налицо либо отсутствие, либо недостаточный контроль за рекомендациями для написания статей. Впрочем, этот вопрос уже
освещался.
В любом случае ещё в предисловии в
первому изданию Дмитрий Лесной отмечал, что ищет «не компрометирующий материал на великих». Идеолог проекта просто задался вопросом, что такое Игра, чем она характерна, что вынуждает людей поступать вопреки морально-этическим принципам своего времени, то есть писатели здесь — лишь яркая иллюстрация проявлений человеческой натуры, благодаря их широкой известности.
Что получает в итоге читатель? — Ценный путеводитель не только по миру Игры, но и русской литературы, кстати, написанный в том числе и на основе академических источников. Хотя специальных работ по данному направлению немного, авторский коллектив имел возможность использовать такие значимые труды, как «Терминология русских картёжников и её происхождение»
В. И. Чернышёва и «Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века»
Ю. М. Лотмана.
Энциклопедия ли это? — И да, и нет. Как отмечалось выше, вызывают вопросы даже статьи по той же русской литературе. Труд можно признать отчасти и за хрестоматию из-за многочисленных, нередко объёмных примеров из источников различного происхождения, и в качестве толкового словаря.
Читать ли это? — Конечно, каждый решает для себя сам, но если Вы даже не азартный человек, но хоть немного любите мировую и русскую литературу, не откажите себе в удовольствии.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи