- 15 мая 2016
- просмотров 4163
Создание швейцарцем
Конрадом Геснером в 16-ом веке самой первой в мире энциклопедии всех известных тогда животных планеты было для зоологов той эпохи сравнимо с появлением уже в наше время поисковой машины Google: ученым того времени правда, чтобы получить нужные данные, приходилось не набирать ключевое слово на клавиатуре, а листать страницы этого сенсационного труда, снабженного удивительно точными иллюстрациями.
Четырехтомник Конрада Геснера (Conrad Gessner), названный, как и полагалось ученым трудам своего времени, на латыни «Historia animalium» («История животных»), оказал огромное влияние на целые поколения зоологов всего мира. И тем досаднее, что этот швейцарский ученый, который родился в Цюрихе и проработал там всю жизнь врачом и университетским профессором, у себя на родине до сих пор мало кому известен. Именно поэтому к его 500-летнему юбилею город решил исправить ситуацию и помочь всем желающим вновь открыть для себя труды этого самого настоящего универсального гения, который вполне может занять место в ряду таких выдающихся персонажей, как
Леонардо да Винчи.
Конрад рос в довольно бедной семье, и тем не менее, все его выдающиеся таланты были открыты довольно быстро. К числу тех, кто оказывал ему поддержку, принадлежит, кстати, и знаменитый цюрихский религиозный реформатор
Ульрих Цвингли (Huldrych Zwingli). «Конрад Геснер — одна из важнейших личностей в истории швейцарской, да и мировой, науки, ведь именно его трудами были заложены основы, в частности, современных зоологии и библиографии. А еще он активно занимался ботаникой, физикой, химией, да и в целом он прекрасно ориентировался во всех основных отраслях тогдашнего научного знания», — подчеркнул в разговоре с порталом swissinfo.ch
Алекс Рюбель (Alex Rübel), директор Цюрихского зоопарка (Zoo Zürich).
Зоология как наука в 16 веке находилась еще в зачаточном состоянии. Тем не менее, именно тогда в ней происходили поистине сенсационные вещи, например, ученые сумели открыть для науки сразу несколько новых видов животных, обитавших в Южной Америке. В этой-то «прорывной» атмосфере Конрад Геснер и приступил к своей книге «Historia animalium», задумав «населить» ее всеми известными на тот момент представителями фауны. В итоге в книгу вошло более 1 тыс. видов животных, среди которых, правда, попадались и откровенно сказочные создания, что, впрочем, совершенно не умаляет значения этого труда, четыре тома которого выходили в период между 1551 и 1558 гг.
«Наблюдать, разобрать на части, описать»
Подход к созданию этой энциклопедии был у К. Геснера строго научным. Методологию своей работы он описывал следующим образом: «Исследователь (который берет на себя труд написать такого рода работу — прим. ред.) должен собрать все тексты и рисунки о (существующих на данный момент в мире) животных — как старинные, так и современные — и начать наблюдать, буквально разбирать (животных) на части, затем описывать их, делая при этом (как можно более точные) иллюстрации. После этого ученый должен систематизировать весь полученный массив данных и выстроить (информацию) в (удобном для употребления) порядке».
Внимательные посетители юбилейной геснеровской выставки, проходящей сейчас в Цюрихском зоопарке, обязательно заметят, что Конрад Геснер в своих описаниях нередко попадал в самую точку. Например, опираясь всего лишь на уже опубликованную научную литературу, он сумел очень точно описать, в частности, верблюдов и работу их пищеварительного аппарата. Единственная допущенная им ошибка состояла в предположении, что ноги верблюда ни в коей мере не приспособлены для долгого пути.
«Он вел переписку с учеными со всей Европы, вплоть до самой России, и все они охотно присылали ему научные образцы, описания и иллюстрации. Он сумел по-новому взглянуть и на информацию, дошедшую к нам в трудах
Аристотеля и
Плиния, дополнив и модернизировав данные, собранные этими великими античными учеными», — рассказывает А. Рюбель. Большое количество иллюстраций Конрад Геснер, который был еще и талантливым рисовальщиком, изготовил собственноручно.
К ним относятся, например, изображения таких «экзотических» животных, как слоны и носороги, а также совсем тогда недавно открытые броненосцы и морские свинки. Особенно точными получились у него рисунки морских свинок, не в последнюю очередь потому, что несколько свинок жили в его собственном домашнем мини-зоопарке. Свинки, подарок коллеги-врача из германского Аугсбурга, прибыв в Цюрих, стали здесь настоящей научной сенсацией.
Русалки в научной энциклопедии
Как уже указывалось, некоторые существа из геснеровской энциклопедии вполне способны немало удивить современного человека. Таков, например, единорог, упомянутый в его труде и который, кстати, встречает посетителей сразу на входе в Зоологический музей Цюрихского университета (Zoologisches Museum der Universität Zürich). «Его „История“ учитывает животных, которые, по предположению К. Геснера, вполне могли действительно жить где-то на свете», — поясняет директор Музея
Лукас Келлер (Lukas Keller).
«Оценить вероятность существования, например, единорога Геснеру было довольно трудно, но в итоге такое животное показалось ему реальным, ведь выглядело оно как лошадь, на голове у него был рог, а такие ведь животные и в самом деле существуют. Поэтому, по мысли К. Геснера, могла существовать и некая их гибридная форма, которую он и занес в свою энциклопедию». А вот в реальности такого существа, как «Seemönch» (дословно «озерный монах») Конрад Гесснер очень сильно сомневался, опять-таки опираясь на свой научный подход.
Наш долг благодарить Бога за то великое множество невероятных созданий, которыми он украсил этот мир, а нам дал жизнь, здоровье, покой и разум, чтобы подивиться на это чудо.
Конрад Геснер
«Он подчеркивал, что науке еще не были известны случаи удачного скрещивания человека и рыбы. Тут-то как раз он был прав на все сто процентов, при этом, что интересно, доказав, что никаких „озерных монахов“, или „русалок“, в природе не существует, он все равно оставил это создание в энциклопедии, наверное, просто ради порядка и полноты книги, а может быть и в назидание», — говорит Л. Келлер.
По его мнению, тогда такая энциклопедия играла ту же роль, какую уже в нашу эпоху играет поисковик Google, поскольку основная цель издания заключалась именно в том, чтобы любой, как бы мы сейчас сказали, пользователь, мог получить всю необходимую ему информацию «быстро, точно и эффективно».
Геснер — забытая знаменитость?
Вплоть до 18 века было просто невозможно издавать новые энциклопедии и другие систематизирующие научные труды, не учитывая достижений Конрада Геснера. Много сил вложил он и в проект создания столь же прекрасно иллюстрированной ботанической энциклопедии («Historia Plantarum», опубликована в 1750 г. —
Мир энциклопедий). К сожалению, завершить этот труд ему было не суждено. Во время эпидемии чумы в 1565 году он работал врачом. Спасая своих пациентов, К. Геснер заразился и умер.
«Будучи завершенной, ботаническая энциклопедия вполне могла бы превзойти даже его труд о животных», — считает
Урс Лой (Urs Leu), глава отдела редких печатных изданий и рукописей (Abteilung Alte Drucke und Rara) Центральной библиотеки Цюриха (Zentralbibliothek Zürich, ZB). Именно здесь и хранится большая часть творческого и научного наследия К. Геснера, включая более 60-ти наименований изданных им книг. Недавно под редакцией Урса Лоя в свет вышла современная научная биография К. Геснера. Очень активно помогал Урс Лой и в подготовке масштабной экспозиции, организованной Швейцарским национальным музеем (Landesmuseum Zürich) по случаю 500-летнего юбилея швейцарского ученого.
«Изюминкой» этой выставки является ряд совсем недавно открытых ботанических рисунков Геснера, включая удивительное по точности и жизненности изображение цветка тюльпана. Представлена на ней и самая первая научная работа К. Гесснера обобщающего характера «Bibliotheca Universalis» («Универсальная библиография»), которая является на сегодняшний день старейшим известным библиографическим справочником по рукописным и печатным работам на иврите, греческом и латинском языках. Книга была издана в 1545 году и имела громадный успех, с которого и пошла научная слава К. Геснера.
Жить Конраду Геснеру пришлось в очень бурное время эпохи Ренессанса, зарождения принципов гуманизма, а также изобретение книгопечатания. Он родился на завершающем этапе Средневековья, а умер уже на переходе Европы к Новому времени. «Удивительно, но этот швейцарский „Леонардо да Винчи“ за границей имел большую известность, чем у себя на родине», — говорит У. Лой, которому уже неоднократно доводилось выступать с докладами о Конраде Геснере в Англии, Германии и США. Почему так получилось?
Урс Лой считает, что немаловажную роль могло сыграть здесь то обстоятельство, что К. Геснер писал на латыни, а персональной биографической информации о нем было известно довольно мало. Из его писем становится понятно, что был К. Геснер человеком ровного и спокойного нрава и — как об этом нетрудно догадаться — настоящим трудоголиком. А еще заметно, что он всерьез верил в Бога. Остается надеяться, что благодаря выставке в Национальном музее в Цюрихе ученый-энциклопедист Конрад Геснер выйдет из тени и станет в прямом смысле пророком в своем отечестве.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи