Рецензия
- 3 апреля 2000
- просмотров 91
Народы и религии мира: энцикл./ [Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. акад. наук]; Гл. ред. В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Рос. энцикл. : [АСТ] : [Дрофа], 1998. — 926, [2] с.: ил.; 27 см. — Библиогр.: С. 13-14, 927-928. — Указ. этнонимов: С. 902-918. — Слов. терминов: С. 918-926. — 100000 экз. — ISBN 5-85270-155-6 (в пер.).
Все, кто более или менее регулярно следят за новинками книжного рынка России, не могли не заметить появление на полках магазинов увесистого тома энциклопедии «
Народы и религии мира», выпущенного научным издательством «Большая Российская энциклопедия» под редакцией
одного из ведущих российских учёных-американистов
В. А. Тишкова. В списках редакционной коллегии присутствуют и другие именитые учёные. Издание оформлено неплохо как снаружи, так и внутри, хотя качество иллюстраций и фотоматериала далеко не всегда идеально. Конечно, книгоиздание нынче — дело дорогостоящее, и здесь можно понять составителей этой энциклопедии, поскольку стоимость её итак немалая —
180 рублей, хотя при тираже
100 тысяч экз. она могла быть и дешевле. Однако надежды на то, что хоть содержание не подкачает, мягко сказать, не оправдались.
Энциклопедия «Народы и религии мира» в своём первом разделе почти полностью дублирует выпущенный в 1988 году издательством «Советская энциклопедия» историко-этнографический справочник «
Народы мира» (также именуемый далее как «первое издание» или «предыдущее издание») под редакцией
Ю. В. Бромлея. В большинстве своём в энциклопедии повторяются те же досадные ошибки, которые были допущены в предыдущем издании. Оговорюсь сразу, что это общее замечание касается только представленных в энциклопедии материалов по индейским народам Северной Америки. И можно лишь надеяться, что в материалах по индейцам Южной Америки и другим народам мира не встречаются ошибки, неточности и недоработки, характерные для статей о североамериканских индейцах.
В настоящей энциклопедии появилось
шесть статей
А. А. Истомина о племенах и языковых группах, не представленных отдельными статьями в предыдущем издании:
вашо,
мака (правда, они почему-то именуются как «маках» — с буквой «х» в конце слова),
могикане,
не-персе,
хупа и
чилкотин. В то же время, в настоящем издании исчезли статьи о таких племенах, как
костаньо и
кайова-апачи (последних «включили» в состав
кайова). Это удаление, конечно, можно было бы оправдать малой численностью
двух упомянутых племён, однако в энциклопедии присутствуют описания многих других народов, численность которых не превышает
300-500 человек (
майду,
вийот и др.). Более того, на статью о
костаньо имеется ссылка в материале о
пенути (стр. 414) как на присутствующую в издании (выделение курсивом) — похоже, что её попросту утеряли при вёрстке.
В то же время, многие действительно значительные племена (
санти,
лакота,
янктон,
янктонай,
виннебаго,
ото,
хидатса,
банноки,
кутенэ,
ацина,
майами,
оттава,
потаватоми,
саук,
фокс и другие) почти совсем не представлены. В лучшем случае, они упоминаются лишь в общих обзорных статьях о языковых группах
сиуской,
алгонкинской,
шошонской. Такое многочисленное племя, как
навахо, почему-то фигурирует в статье об
апачах при перечислении
апачских языков (стр. 51). Досадно читать, что племя
арапахо, оказывается, первоначально принадлежало к
шайенам (а не составляло
одно племя с
ацина) и в самостоятельную группу выделилось только в XVIII веке (стр. 54). И так далее.
Подобные недоразумения касаются также иллюстративного материала — рисунков и фотографий. На стр. 51 под фотографией стоит подпись: «Апачи. Женщина группы апачи, штат Аризона. Фото
У. Дж. Лабкина», на самом же деле перед нами довольно известное фото группы
апачских пленников во главе с
Джеронимо и
Натчезом, сидящих у железнодорожного полотна по дороге во Флориду. На стр. 363 читаем: «Вождь навахо», однако на фотографии изображён юноша-
навахо перед отправкой в школу-интернат в Карлайл. На стр. 183 и 619 помещён
один и тот же портрет вождя
черноногих работы
Дж. Кэтлина с датировкой 1826 г., хотя общеизвестно, что знаменитый художник совершил путешествие на Запад лишь в начале 1830-х гг. И этот перечень ошибок можно было бы продолжить. В качестве комплимента составителям необходимо отметить, что намного увеличилось количество цветных и чёрно-белых иллюстраций, однако, как уже отмечалось, их качество оставляет желать лучшего.
Мало того, что данные о численности многих племён, приведённые в первом издании, давно устарели, они повторяются опять (общая численность всех
алгонкинов,
арапахо,
арикара,
делаваров,
канза,
крики,
куапо, мандана, — и этот перечень далеко не полный). Сомнительно, чтобы численность многих племён в течение
10 и более лет осталась без изменений. И это вдвойне досадно при наличии точных данных о переписях населения, проводимых в Соединённых Штатах каждое
десятилетие.
Необходимо отметить, что появление в энциклопедии нового автора А. А. Истомина в лучшую сторону отразилось на качестве и содержании материалов, однако это касается, в основном, регионов Калифорнии и Северо-Запада. Им были полностью заменены слабоватые статьи
И. И. Крупника и
М. С. Полинской из предыдущего издания о таких племенах и группах, как
вакаши,
йокутс,
квакиутль,
майду,
мивок,
нутка,
пайюте,
пенути,
помо,
селиши,
сахаптины,
тлинкиты,
хайда,
хока,
хопи,
цимшиан,
чинук,
шауни,
шошоны,
юрок и
юте. Кроме того, некоторые статьи были им незначительно изменены или развёрнуты (об
ирокезах,
меномини,
чипевайнах,
апачах,
вийот,
винтун,
гуронах,
делаварах,
кауилла,
зуньи,
кри,
луисеньо,
монтанье-наскапи,
оджибва,
пуэбло,
семинолах и
типаи-ипаи) в соавторстве с В. А. Тишковым и
О. И. Романовой.
Несмотря на то, что данные о новом произношении названий некоторых племён уже не подвергаются сомнению, в настоящем издании они приводятся в прежней, ошибочной транскрипции. В первую очередь это касается чейеннов (правильно — шайены) и чироки (правильно — чероки, с ударением на первый, а не на второй слог).
Во втором разделе, касающемся религий мира, североамериканские индейцы почему-то представлены всего в
двух статьях
Е. А. Окладниковой о пейотизме и шейкеризме, хотя общеизвестно, что подобных конфессий гораздо больше. Что же касается традиционных верований, о них лишь упомянуто вскользь в небольшой статье, касающейся анимизма, фетишизма, тотемизма и культа предков.
Однако при всём этом немаловажно отметить, что работа по подготовке первого, а также и настоящего изданий была проделана немалая. По сравнению с материалами по североамериканским племенам, представленными в
двух изданиях многотомной «Большой советской энциклопедии», статьи В. А. Тишкова,
А. В. Логинова, А. А. Истомина,
Ю. Е. Берёзкина, О. И. Романовой, М. С. Полинской, И. И. Крупника выглядят гораздо более информативными и менее политизированными. Более-менее подробно излагаются основные историко-этнографические характеристики народов, а в некоторых случаях даже акцентируются их ритуалистические, мифологические и языковые традиции.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Ясененко О. Н. [Рецензия]/ О[лег] Н[иколаевич] Ясененко. — Текст: электронный// Первые американцы. — 2000. — № 6. — URL: https://www.first-americans.spb.ru/n6/win/recense.htm (дата обращения: 26.09.2024). — Рец. на кн.: Народы и религии мира: энцикл./ [Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. акад. наук]; Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Рос. энцикл. : [АСТ] : [Дрофа], 1998. — 926, [2] с.: ил.; 27 см. — Библиогр.: С. 13-14, 927-928. — Указ. этнонимов: С. 902-918. — Слов. терминов: С. 918-926. — 100000 экз. — ISBN 5-85270-155-6 (в пер.).