Интервью
- 6 сентября 2016
- просмотров 2474
На Форуме издателей во Львове представят энциклопедию «Ukraine. The Best. Культурное пространство от А до Я» (
Ukraine. The Best. Культурний простір від А до Я). Издание знакомит со
123 героями из разных сфер украинской культуры — музыки, литературы, кино, театра, арта и фотографии. Авторы проекта называют эту книгу «культурной мозаикой современной Украины». Писательница
Екатерина Бабкина (на фото) — одна из творцов, которые вошли в энциклопедию.
— Вы были одним из героев этой энциклопедии и автором статей о нескольких других героев. О ком вы писали? —
Юрий Издрык,
Тарас Прохасько, «Братья Гадюкины», «Перкалаба»,
Каша Сальцова. Семь или восемь имен.
— Этих героев выбрали вы сами? — У нас был большой список. Мы еще могли предлагать, кого считали нужным. Я подключилась на том этапе, когда этот список был уже почти сформирован. Я добавляла тоже туда свои пожелания. Прохасько прописала. Мы все вместе, определенное количество людей, которые работают в культуре, над списком работали, и затем из его каждый себе выбирал, кто кому нравится — тех, о ком я знаю, тех, о ком мне есть что сказать, тех , кем я восхищаюсь, кто кажется важнейшими и наиболее представительными и тех, о ком еще никто не написал.
— Каков был критерий отбора героев? Какой должен быть принцип отбора в такие показательные энциклопедии? — Мне кажется, экспертность авторов и журналистов, работавших над проектом, и
Юры Комелькова, автора концепта, является в принципе достаточной. Там представлено очень-очень много имен современной украинской культуры. Мы фокусировались на тех, кто живет и творит сейчас, а не на срезе всех времен.
Отталкивались от формата, который задает издание о современном визуальном искусстве «200 имен». Я, честно говоря, не помню, сколько точно имен должно было быть в заключительном списке. Это был файлик, который переходил из рук в руки. Над ним постоянно работали .
Мне кажется, совсем полной такая сборка быть не может. Но писали туда и формировали ее люди уважаемые, люди опытные. Одновременно выступили и героями в какой-либо области, и экспертами, кроме меня, также еще несколько человек.
— У вас была цель рассказать о своих героях что-то до сих пор о них не известное, или это больше ознакомительные статьи? — Я хотела сделать какой-то человеческий и человечный портрет. Не просто: «родился, учился, написал». Когда я говорила с этими людьми, расспрашивала их, мне важно было сосредоточиться на том, что их сформировало — культурный продукт, социальные условия. Об их наследии все при желании могут узнать сами и так. Но мне речь шла о портрете времени, портрет среды, которая их создало. Меня интересовали и маленькие детальные ситуационные вещи, которые были для них важны, когда они еще формировались. Речь шла об их взаимоотношениях с другими культурными деятелями, с другими сферами деятельности.
— Что именно в их историях стало для вас открытием? — Мне очень понравилось, как Прохасько рассказывал об армии, как Каша Сальцова рассказывала об обучении в инязе. Она там училась со многими из тех, кто сейчас формирует эстеблишмент современной украинской музыки. Например,
Положинский,
Карпа. Они встретились не в консерватории, а учась на переводчиков.
— Юрий Комельков говорит, что критерием отбора, например, вас, было то, что вы — человек не только творческий, но и медийный. Многие художники не является медийными. Они, наверное, не попали в эту энциклопедию. — В это издание попало много немедийных творцов.
Тарас Компаниченко, те же «Гадюкины» уже длительное время не сильно медийные. Таких очень много. Для отбора медийность критерием точно не была.
— Какой вид искусства в Украине сейчас является наиболее влиятельным на общество, на мысли людей? — Влиятельные сейчас, по-моему, мультимедийные, цифровые искусства, кино. У нас они развиваются. Появляются какие-то диджитал-проекты, появляется оцифрованное музейничество и такие всякие вещи.
В Украине наиболее развита литература, взрослая и детская. На очень хорошем уровне, мне кажется, музыкальный продукт. Теперь нужно, чтобы эти вещи выходили на международный уровень и были интересны не только нам. Это уже понемногу происходит — хорошим примером является та же «Даха Браха».
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи