Интервью
- 9 сентября 2016
- просмотров 1763
Удмуртский институт истории, языка и литературы Уро РАН (УИИЯЛ УрО РАН) готовит к печати очередной исследовательский труд, посвященный творческой жизни республики и аккумулирующий информацию о ее художественной самодеятельности за последние сто лет.
Лучшие в России издания
Несколько лет назад в институте был инициирован выпуск серии фундаментальных по накопленному объему информации справочников о культуре Удмуртии. Огромный энциклопедический справочник «
Удмуртская Республика: культура и искусство»,
вышедший из печати в 2012 году, стал самым серьезным исследованием творческой жизни региона, когда-либо предпринимавшимся в России (
переиздан в 2014 году —
Мир энциклопедий). Это издание заслуженно
получило премию Правительства Удмуртской Республики. Затем, в 2014-м,
появился энциклопедический справочник «
Многонациональная сценическая культура Удмуртии», собравший под своей обложкой исчерпывающую информацию обо всех коллективах и деятелях республиканской сцены.
Профессиональный уровень
Традицию выпускать раз в два года значимый исследовательский труд решили не прерывать. Сейчас коллективом Удмуртского института истории, языка и литературы Уро РАН подготовлена к печати первая часть нового энциклопедического справочника «Художественные коллективы Удмуртской Республики» – она ожидает отправки в типографию буквально со дня на день. Издание объединит информацию о художественной самодеятельности в северных районах Удмуртии. До конца года должна появиться и вторая часть этой «переписи», посвященная творческим коллективам южных районов.
Мы (газета «Удмуртская правда» —
Мир энциклопедий) говорим с составителем справочника, специалистом Центра энциклопедистики Отдела междисциплинарных и прикладных исследований института
Анэттой Петровной Сидоровой.
— Скажите, насколько важно систематизировать с энциклопедической точностью информацию о художественной самодеятельности республики? Ведь не секрет, что многие относятся к самодеятельным коллективам и исполнителям снисходительно, для многих «самодеятельность» – слово с пренебрежительной окраской. — Тем, кто так считает, стоило бы увидеть и услышать действительно талантливые коллективы. Например, ансамбль «Арганчи» из деревни Бобья-Уча – единственный в стране коллектив гармонисток. В некоторые годы в нем одновременно выступали до 17 исполнительниц. Ансамбль неоднократно приводил в восторг мастеров сцены всероссийского уровня. На Днях литературы и искусства в Москве, которые возглавляли первые лица республики, «Арганчи» и танцевальный коллектив из Грахово получили высокую оценку Министерства культуры России. О них написали: «Самодеятельные коллективы Удмуртии выступили наравне с профессионалами».
Или цирковой коллектив «Арлекино», с 1967 года действующий при ДК «Юбилейный» в Воткинске, который также долгие годы остается визитной карточкой республики и выступает на региональных, всероссийских и международных фестивалях. Долгие годы его возглавлял
Василий Лебедев, сейчас дело продолжает его сын (
Владислав —
Мир энциклопедий). С 1969 года коллектив имеет статус народного, в нем занимаются 60 человек. Разнообразие жанров, которыми владеют участники коллектива, впечатляет: среди них есть жонглеры, иллюзионисты, акробаты, эквилибристы, велофигуристы, артисты оригинального жанра. Участники коллектива выполняют сложнейшие трюки, причем работают без страховки. Нередко артисты «Арлекино» получали предложение работать в государственной цирковой компании и уже официально переходили в разряд профессионалов.
Целый город творческих людей
— Энциклопедический справочник позволит составить впечатление о масштабе самодеятельного движения в республике? — Безусловно. И, думаю, для кого-то станет открытием, какому числу наших земляков художественная самодеятельность позволяет реализовать свои таланты и помогает в социализации. По данным статистики, к 1 января 2016 года в Удмуртии насчитывалось
3 539 любительских коллективов художественного творчества, в них заняты
42 529 человек. Это и вокальные ансамбли, и инструментальные, и танцевальные, и театральные, и цирковые коллективы. Если было бы возможно собрать их вместе, получился бы целый поющий, танцующий, играющий город.
И, скорее всего, нет в республике человека, который не был бы знаком с творчеством самодеятельных художественных коллективов. Каждый год десятки, сотни ансамблей и исполнителей выступают на фестивалях и республиканских праздниках, без них невозможно представить республиканские торжества Гербер и Сабантуй, этнофестивали «Воршуд», «Палэзян», «Выль», «Дорвыжи», «Быг-быг», «Окно в небо», «Петровское Заговенье» и «Высокий берег». В Первом республиканском фестивале-конкурсе удмуртской культуры им. Трокая Борисова в 2012 году приняли участие
190 (!) коллективов.
Это огромный пласт культуры, который требует фиксации, тем более что информация у нас накопилась уже почти за сто лет – планомерное развитие художественной самодеятельности в Удмуртии началось в 1917 году с принятием «Декларации прав народов России», которая инициировала открытие многочисленных просветительских кружков и сети клубов в городах, селах и деревнях. Ровно 80 лет назад, в сентябре 1936 года, в Ижевске был открыт Республиканский дом народного творчества, который начал проводить смотры и конкурсы, помогать в организации гастрольных поездок. Это была огромная работа: в первом республиканском смотре художественной самодеятельности, который прошел в 1930 году, приняли участие
290 коллективов, и с течением времени их количество только увеличивалось.
Большую роль в развитии художественной самодеятельности сыграли детские школы искусств. К 1985 году закончилось формирование сети ДШИ во всех районах республики, и это позволило детям раскрыть таланты, почувствовать вкус к творчеству, обеспечило подростков необходимыми профессиональными навыками.
Факты и раритеты
— Как собиралась информация для энциклопедического справочника? — Работа над справочником получилась интересной – исследовательской, поисковой. Основную информацию нам предоставили администрации районов, дирекции районных домов культуры, руководители самодеятельных коллективов. Большую помощь оказал Дом народного творчества. Кроме этого, мы активно сотрудничали с музеями и государственными архивами – обнаружили там много уникального иллюстративного материала, который сделает издание более наглядным. Представляете, мы нашли и обязательно разместим на страницах справочника редкие афиши концертов 1920-х годов и фото первого ижевского квартета, который играл в 1922 году. В итоге сборник станет надежным источником информации о творческих коллективах и центральных фигурах самодеятельности в каждом районе.
— Неужели обо всех трех с половиной тысячи ансамблей и исполнителей? — Мы решили сконцентрироваться на коллективах, имеющих звание народных, то есть подтвердивших свой высокий творческий уровень. Первым народным коллективом Удмуртии в 1959 году стал «Русский театр», действовавший при ДК «Ижмаш» в Ижевске. Многие из первых народных коллективов действуют до сих пор. Например, прекрасный хор им. Матвеева из Глазовского района, который звание народного получил в 1965 году: уже более 50 лет этот коллектив остается одним из ведущих самодеятельных хоров республики.
Есть в справочнике и статьи о культурных явлениях, которые сейчас вытеснены на периферию, а раньше занимали важнейшее место в культурной жизни. Я говорю об агитбригадах – коллективах самодеятельных артистов, выезжавших в колхозы, совхозы, на крупные социалистические стройки, на поля в дни горячей страды, а в годы войны – и на фронт, исполняли программы, в которых были все жанры – от народных песен и романсов до куплетов политической сатиры, от художественного слова до театральных миниатюр. Агитбригады были в каждом районе и просуществовали до заката перестройки. А в Воткинском районе, например, агитбригада существует до сих пор – думаю, для многих читателей энциклопедии эта информация станет открытием.
Вся республика
— Как структурирован энциклопедический сборник? — По районам. В каждой главе будут статьи о творческих коллективах и о выдающихся деятелях культуры – основателях и руководителях ансамблей, хормейстерах, режиссерах народных театров.
Среди коллективов, о которых рассказывает справочник, есть и те, что в наши дни на слуху у всей страны (например, знаменитые «Бурановские бабушки», вице-чемпионки Евровидения), и те, чьи достижения известны в более узком кругу, но там признаются лучшими из лучших.
— Кто сможет прочитать этот монументальный труд? — Тираж будет распределен между районами республики – увесистый том можно будет найти в домах культуры, в администрациях. Также книга появится в республиканских музеях. Конечно, это некоммерческий проект, но, убеждена, он сделан не зря: культура Удмуртии должна быть увековечена, а люди, создающие и развивающие ее на протяжении десятилетий, должны получить признание и от нас, и от потомков.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи