- 31 октября 2016
- просмотров 3643
В 2016 году в красноярском издательстве «Научно-инновационный центр» вышла в свет книга «
Педагоги-новаторы XX-XXI вв.: энциклопедия» тиражом
1000 экземпляров, при этом в 2017 году ожидается выпуск второго тома, сообщается на сайте организации.
Концепция проекта подразумевает регулярную публикацию статей о педагогах, а также — со второго тома — о педагогических организациях и коллективах России и зарубежья, которые имеют значительные достижения в своей деятельности. По заявлению инициаторов, основная цель издания — популяризировать работу преподавателей, которые творчески относятся к своей работе. Статьи адресованы не только нынешним либо будущим профильным специалистам, но и родителям учащихся, а также всем, кто проявляет интерес к сферам образования и педагогики.
Пока в бумажной и в электронной (файл *.pdf) форме опубликован лишь первый том —
136 статей о новаторах педагогической практики, включая краткую библиографию и чёрно-белое фото каждого. Благодаря изданию читатель может узнать не только о трудовом и жизненном пути каждого учителя, но и его вкладе в преподавание того или иного предмета. Например, героиня книги
Ирина Владимировна Асланян из Краснодара создала методику использования системы контрольных заданий при изучении подготовительного курса геометрии, уделив особое внимание развитию у детей пространственного мышления,
Александра Георгиевна Ковалёва из Екатеринбурга придумала и ввела в практику трёхступенчатую систему контроля знаний учащихся на факультете экономики и управления Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (УрФУ) при том, что пока только готовит кандидатскую диссертацию,
Ксения Юрьевна Кравцова из Новосибирска успела стать автором 45 онлайн-статей на тему психологии и педагогики, а одна из её основных работ посвящена системе проверки усвоения знаний на уроках информатики и т. д. Внимание педагогов-новаторов к системе контроля усвоения знаний естественным образом повышает и качество образования. В итоге учащегося может посетить идея не столько
заказать контрольную работу, сколько — её выполнить, причём необязательно
собственную. Результат высокого уровня подготовки выпускников преподавателей-новаторов — отличные оценки за доклады, рефераты, курсовые, дипломы и т. п.
Несмотря на существенный объём публикуемых данных и наличие в заглавии слова «энциклопедия», труд можно классифицировать скорее как биографический справочник-ежегодник. Причина — «заявительный» и платный принцип формирования издания: каждый педагог по желанию присылает в редакцию свои данные, а также вносит деньги за публикацию статьи и за получение печатного экземпляра. Например, размещение статьи во втором — пока формируемом — томе стоит
₽ 1950 для россиян и
₽ 2550 для зарубежья, а экземпляр книги вместе с отправкой —
₽ 1000 для России и
₽ 1500 при пересылке за границу.
Более того, информации о собственно
новаторстве педагогов в статьях о них немного или вовсе нет: основной объем публикаций занимают биографии и перечисление основных работ, не всегда связанных с творческим подходом в образовании, а также — всевозможные «регалии» вплоть до почётных грамот.
Страдает и стиль изложения: сухие справочные данные могут завершаться текстом в свободной форме (раздел «О себе»), не говоря уже о присутствии оценочных характеристик («высокий уровень познавательных способностей», «высокое педагогическое мастерство», «глубокие знания» и т. п.).
В любом случае стоит признать полезной
саму идею издавать справочно-энциклопедическое издание о новаторах в области образования.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи