(печатается с сокращениями)
Рецензия
- 1 марта 2013
- просмотров 1948
Энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование»: [в 2 т.]/ Рос. акад. образования, Ин-т педагогики и психологии проф. образования; [Г. В. Мухаметзянова и др.]. — Казань: ИПППО, 2013 — . — 25 см. — Посвящ. 70-летию Рос. акад. образования. [Т. 1]. — 2013. — 432 с. — Вступ. ст. парал. рус., англ. — Библиогр.: С. 421-432. — 5000 экз. — ISBN 978-5-89917-151-2 (в пер.). В современных условиях глобализации культурно-образовательного пространства, когда терминологическая экспансия в жесткой и безапелляционной форме бросает вызов устоявшимся формам знаний, усиливается востребованность в новейшей более адаптированной к реалиям XXI в. научно-справочной литературе энциклопедического характера. Усиление интереса и потребности в энциклопедической литературе не случаен, так как тематические энциклопедии и словари-справочники объединяют всю необходимую информацию по той или иной отрасли, сфере, направлению, и именно в них читатель может найти ответ на любой возникающий у него вопрос. В советское время издавалось намного больше справочных изданий, чем сейчас. Но энциклопедии, изданные прежде, не содержат многих терминов и понятий, употребляемых в современном русском языке, в том числе слов, заимствованных из иностранных языков. Именно справочные издания, увидевшие свет в последние годы, рассматривают многие понятия и термины с позиции современности.
В современных реалиях российского общества самое сложное – это умение осмыслить получаемые знания в терминах и понятиях. Эта проблема представляется сложной, а действия по ее реализации кажутся невыполнимыми, когда понимаешь, что речь идет не о бытии отдельно взятого человека, а российского многонационального социума в целом, настоящее и будущее которого во многом зависит от уровня образованности и профессионализма. Совершенно очевидно, что динамично развивающаяся образовательная система России немыслима без постоянно модернизирующейся терминологической и понятийной базы в различных сферах научных знаний, которая, как показывает историческая практика, не терпит дилетантов, но нуждается в профессионалах. Не секрет, что в данной сфере всегда ощущался известный дефицит знаний и профессиональной компетентности. Поэтому выход в свет монографий, научных статей, учебников и учебных пособий, посвященных проблемам профессионального образования, – это, в той или иной степени, явление. Что же касается фундаментальных энциклопедических изданий данного профиля, то до недавнего времени их просто во многих российских регионах, в том числе в Татарстане, не существовало. Поэтому подготовку к печати
первого тома двухтомного энциклопедического словаря-справочника «Профессиональное образование», посвященного терминам по методологии, теории и практике профессионального образования, можно с полным основанием считать знаковым событием в жизни республики. Этой книгой коллектив ИПППО РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования —
Мир энциклопедий) открывает новую серию изданий справочного характера по профессиональному образованию. Предназначение этого энциклопедического словаря-справочника, как понимают его авторы, заключается в создании необходимых условий для единого понимания терминологии профессиональных и федеральных образовательных стандартов профессионального образования, а также для обеспечения оперативной методической помощи разработчикам образовательных программ, создающихся на основе новых государственных стандартов. Первый том энциклопедического словаря-справочника «Профессиональное образование» является результатом многолетнего труда нескольких десятков авторов, в числе которых известные ученые-педагоги, входящие в преподавательский состав ИПППО РАО и других учебных заведений, опытные специалисты-теоретики и практики в области профессионального образования.
Рецензируемый энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование» является фундаментальным справочным изданием, включающим ключевые понятия, термины и статьи-справки, комплексно и системно раскрывающие современные научные знания по теории и практике профессионального образования в России и за рубежом. Словарь-справочник содержит систематизированный свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Его задачи заключаются в раскрытии в сжатом виде теории и практики профессионального образования. Он содержит более 1600 понятий и специализированных терминов. Его создатели попытались решить поистине сверхзадачу, воспроизводя уникальные знания и опыт в области педагогики и профессионального образования. Эта книга не только «комментирует» и «разъясняет» инновации в данной сфере, но и формируют целостное представление о настоящем и будущем системы профессионального образования в России, которое во многом определяет уже само понимание сути и необходимости внедрения новых стандартов в образовательную сферу. В издании учтены и новые нормативные и правовые акты. Кроме того, в свете современного научного знания в словаре представлены информационно-аналитические комментарии к преобразованиям, происходящим в системе профессионального образования в Российской Федерации.
В предисловии работы создатели энциклопедического словаря-справочника обращаются к самому требовательному и бескомпромиссному читателю – российскому гражданину, который понимает, что педагогическая работа – это призвание и профессия, а образование – это дело, которое не терпит отлагательства и суеты, а от тех, кто решил посвятить этому жизнь, потребует специальных профессиональных знаний и навыков.
Содержательная часть отраслевого энциклопедического словаря-справочника, подготовленного коллективом ИПППО РАО, как и во всех типичных энциклопедических словарях, состоит в основном из кратких статей-справок; в словаре полностью отсутствует аппарат отсылок к другим статьям, активно используемых в энциклопедиях. Англоязычные аналоги к терминам даются в том случае, если такие термины активно используются в зарубежной практике. Словарь-справочник содержит максимальный объем информации в области современного и мирового «профессионального образования». В его структуре выделяются 5 тематических групп терминов и понятий: «Педагогика», «Организация образовательного процесса», «Структура профессионального образования», «Качество профессионального образования», «Профессиональное образование и сфера жизнедеятельности». Последние две группы отражают сущность изменений, происходящих в современном российском профессиональном образовании, при этом эти процессы напрямую отражаются и на структуре профессионального образования, и на организации образовательного процесса. Большое количество определений посвящено педагогике, ее методам и методологии обучения, критериям оценки знаний, эффективности профессионального обучения, вузовской и средне-специальным системам образования. В словаре-справочнике представлены также понятия и термины, характеризующие системы профессионального образования зарубежных стран, процессы международного сотрудничества в сфере профессионального образования, взаимодействие сфер труда и образования в России и за рубежом. Отдельно рассмотрены термины и определения, связанные с переподготовкой кадров и повышением квалификации, которые стали актуальны в последнее время. Больше внимания уделено терминам, связанным с образовательными стандартами высшего профессионального образования (например, «бакалавр», «балльно-рейтинговая система», «магистр», «магистерская диссертация», «магистратура»). Это делается с целью более серьезной проработки материала и качественной его подачи, а также в связи с объективными различиями уровней профессионального образования в их задачах, содержании, принципах организации образовательного процесса. Это видно и в различии задач, поставленных перед начальным и средним профессиональным образованием и перед высшим профессиональным образованием. В словаре-справочнике также имеются статьи об отдельных учреждениях, связанных с образовательной системой (например, Министерство образования и науки Российской Федерации). Особого внимания заслуживают афоризмы о науке, образовании и учении, пословицы и поговорки о силе знания, в которых сконцентрирована многовековая народная мудрость. В результате читателям словаря-справочника предоставляется возможность получить качественную базовую информацию как из области теории и практики педагогики, так и из области научных дисциплин.
Энциклопедический словарь-справочник структурирован в алфавитном порядке и снабжен множеством приложений, таблицами и графиками. И как большой плюс следует отметить предметный указатель в конце книги, позволяющий быстро найти необходимый термин или понятие. Источниками для этого справочного издания послужили толковые словари, глоссарии, материалы Интернет, англо-русские словарные издания, вышедшие за последние десять лет, а также словарно-энциклопедическая литература более раннего периода. Для удобства читателей и расширения их понятийной базы авторы снабдили словарь-справочник глоссарием на английском языке. На основе сравнения трактовок и определений терминов из разнообразной литературы с методологических позиций авторы дали свои дефиниции терминам и понятиям.
Таким образом, в центре внимания первого тома энциклопедического словаря-справочника «Профессиональное образование» – термины, вызывающие наибольшую трудность при попытке найти для них общие определения в системе профессионального образования и в сфере труда, при этом составляющие основу профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения. Издание предназначено для широкого круга читателей: ученых, преподавателей различных дисциплин, студентов и аспирантов. Оно адресовано также специалистам, занимающимся проблемами образования, менеджерам учебных заведений, работникам органов управления образованием, разработчикам профессиональных образовательных программ и профессиональных стандартов.
Вместе с тем, следует заметить, что для актуализации словаря-справочника требуется усилить национальные и региональные особенности развития профессионального образования. Говоря о принципах составления энциклопедического словаря-справочника, в общем следует заметить, что он построен в основном на идеологии англоцентризма.
В то же время заметим, что в словаре-справочнике термины раскрываются главным образом с позиции лексикологической и функциональной направленности, почти полностью игнорируются хронологическо-временные измерения. К примеру, в статьях «Российская академия образования», «Министерство образования и науки Российской Федерации» следовало бы дать даты создания и показать основные этапы их развития хотя бы вкратце.
Все эти высказанные замечания и пожелания направлены в основном на улучшение качества энциклопедического словаря-справочника «Профессиональное образование», они ни в коей мере не снижают значимость проделанной работы. Этот отраслевой словарь-справочник носит фундаментально-прикладной характер, отвечает требованиям жанра энциклопедических изданий и после небольшой научно-редакторской доработки вполне можно рекомендовать его к печати. На рынке печатной продукции это издание найдет своего потребителя, поскольку имеет как научно-педагогическую, так и практическую значимость.
- Библиографическое описание ссылки Валеев Р. М., Шайдуллин Р. В. Рецензия на энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование», подготовленный коллективом ИПППО РАО под научным руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г. В. Мухаметзяновой/ Р. М. Валеев, Р. В. Шайдуллин// Казанский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 142-146.