- 22 декабря 2016
- просмотров 2604
Под конец уходящего 2016 года редактор Geektimes с ником «
marks»
решил уделить внимание давней и резонансной теме сбора и расхода пожертвований на Википедию (Wikipedia) и на другие проекты Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Блогер напомнил, что к 16 декабря Фонд Викимедиа собрал уже
$ 25 530 943,01 — больше планируемой суммы в
$ 25 млн, но кампания продолжается. Между тем сооснователь Википедии
Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) ранее
заявлял: «Если мы соберем планируемые средства быстрее, чем рассчитывали, мы прекратим кампанию». Так интернет-журналист подошёл к вопросам, сколько средств действительно нужно на развитие Википедии, и как они расходуются.
Например, ранее Уэйлс говорил, что если бы каждый читающий сообщение о сборе средств на Вики поделился бы
£ 2 (около
$ 2,5 или, по нынешнему курсу,
₽ 150), этого бы хватило ресурсу на долгое время. «Да, это так, нам нужна только сумма, равная стоимости чашки кофе, большего мы не требуем», — уточнял википедист #1. При этом он затруднился дать точный ответ на вопрос, сколько средств («чашек кофе») надо собрать в нынешнем году, который задал ему вики-редактор с ником «
Carrite». Тем временем пожертвования в адрес Викимедии год от года растут. В итоге с 2009 года организация собрала около
$ 300 млн.
Что с расходами? — Они тоже увеличились, причём хостинг там далеко не основная статья. Согласно
отчёту Викимедии за 2015—2016 финансовый год, примерно
$ 66 млн были распределены следующим образом: зарплаты сотрудников («Salaries and wages» —
$ 31,7 млн), награды и гранты («Awards and grants» —
$11,3 млн), некие расходы на профессиональное обслуживание («Professional service expenses» —
$ 6 млн), прочие расходы по основной деятельности («Other operating expenses» —
$4,7 млн), обеспечение технической возможности для пожертвований («Donations processing expenses» —
$ 3,6 млн), амортизационные отчисления («Depreciation and amortization» —
$ 2,7 млн), а также оплата поездок и конференций («Travel and conferences» —
$ 2,3 млн), хостинг («Internet hosting» —
$2 млн), обслуживание в форме товаров или услуг («In-kind service expenses» —
$ 1 млн) и спецмероприятия («Special event expense, net» —
$ 311 тыс.).
Таким образом, львиная доля пожертвований по-прежнему расходуется на обслуживающий персонал Фонда Викимедиа, который насчитывает уже около
300 человек. Более того, организация стала практиковать выплату «отступных». Так, после ухода с поста бывшему исполнительному директору организации
Сью Гарднер (Sue Gardner) было выплачено около
$ 100 тыс.,
информировал The Register со
ссылкой на «Викивестник» (Wikipedia Signpost).
Правда, Викимедии периодически требуется юридическая защита, что априори подразумевает существенные суммы. Как бы то ни было, благодаря такой поддержке детище Уэйлса побеждало в судах Бразилии, Германии, Франции и Индии.
Одновременно руководство Википедии практикует как инвестирование имеющихся средств, так и их простое резервирование, чтобы в наличии всегда была сумма для нормального функционирования структуры в течение года.
Однако если с расходами на персонал и судебными издержками большинство википедистов уже смирилось, неудовольствие некоторых, включая редактора Geektimes, вызывают
оплата поварских курсов, массажа и спортзала для штатных сотрудников Викимедии. Из той же серии — изготовление визиток для сотрудников за примерно
$ 2000 в 2012 году, а также
создание фото с изображениями политиков за
€ 81 658 в 2013 году и грант на
€ 81 270 для исследования — изучения редактирования текста.
В итоге в комментариях возникла оживлённая дискуссия: одни вместе с автором блог-поста осудили Викимедию за нежелание приостановить текущую кампанию по сбору средств и за, с их точки зрения, нецелевые расходы, другие поддержали организацию, третьи просто узнали для себя что-то новое.
Например, сторонники Викимедии в частности отметили: тезис, что авторы не получают деньги за свои статьи, в то время как штатные сотрудники наслаждаются не только достойной зарплатой, но и соцпакетом, не совсем верен. Дело в том, что среди википедистов существуют как платные авторы-одиночки (статьи о различных коммерческих компаниях и т. п.), так и целые PR-агентства, которые специализируются на Свободной энциклопедии. Так, с 16 июня 2014 года платные авторы
обязаны уведомлять пользователей сайта о факте оказания подобных услуг. Главное, чтобы текст публикации был
нейтрален, то есть не ставил целью незаконное продвижение чьего-то имиджа. Что же касается «заоблачных» зарплат в Викимедии, то они гораздо ниже, чем в среднем по рынку США. Поварские курсы и т. п. в данном случае — способ повысить лояльность сотрудников, то есть опять же — ограничить возможный рост их зарплат.
В любом случае в Сети доступны
финансовые отчёты Викимедии, а также
данные по пожертвованиям в формате *.csv, то есть каждый может решить для себя, готов ли он «напоить чашечкой кофе» Википедию и другие всемирно известные проекты фонда. Кстати, если желание всё же возникнет, следует учесть, что НП «Викимедиа РУ» — структура для поддержки проектов в России — не имеет никакой финансовой подпитки от американского Фонда Викимедиа. В противном случае, согласно ФЗ № 121, «Викимедиа РУ» будет считаться иностранным агентом. Вот почему российские пожертвования лучше направлять
напрямую.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи