Научная статья
- 3 сентября 2013
- просмотров 806
Мы впервые собрались в таком составе: учёные, научные редакторы, издатели, создающие энциклопедии в разных странах, разных регионах России. Кто-то из нас специализируется на выпуске национальных или региональных энциклопедий, кто-то — отраслевых научных энциклопедических изданий, а инициатор нашего собрания — научное издательство «Большая российская энциклопедия» издаёт универсальную научную энциклопедию. Но все мы объединены одним — осознанием необходимости систематизированного взаимодополняющего объективного достоверного и актуального знания. И не просто осознанием, но и работой по реализации этого нашего представления.
История энциклопедистики насчитывает более
двух веков, а с момента расцвета этого научно-издательского направления прошло чуть более
полувека — именно в середине прошлого столетия интерес к энциклопедистике достигает своего пика. На это были свои объективные причины: рост образованности населения, развитие высшего образования и, что крайне важно, резкое расширение сферы научного знания, всё более и более требующего межотраслевой систематизации.
Сегодня мы уже давно перешагнули порог нового, ещё более быстрого и глобального роста научного знания. При этом именно новое знание становится основой экономического и социального и роста и благосостояния человечества. Мы уже вошли в новую эру — эру глобального роста нового знания и науки как основы нашей жизни, но ещё не вполне осознаём значимость этого процесса, несмотря на все аргументы, которые представляет нам научно-технологический прогресс последних десятилетий.
И в этой связи я хотел бы обратить внимание на несколько крайне важных процессов:
1. В самой науке одновременно происходят
два процесса:
- невероятное усложнение знания и его вынужденная в связи с этим сегментация на всё более узкие исследовательские направления, зачастую вырабатывающие даже свою собственную терминологию, свой научный язык,
- столь же явная необходимость междисциплинарного взаимодействия, объединения усилий исследователей самых разных направлений для постановки и решения научных задач. Можно сказать, что острие научных исследований сосредоточилось именно здесь — на стыке различных наук. Это требует от самих исследователей обладания точным, достоверным и актуальным знанием, подчас далеко отстоящим от их базовой специальности. И если в начале 20 века многие учёные говорили, что период цельного знания, знания как единой системы, требующий универсальных мыслителей (так называемая «эпоха Леонардо до Винчи») безвозвратно исчезает под натиском узкоспециальных задач и исследований, то сегодня мы можем говорить, что межотраслевые исследования вновь делают задачу систематики знания насущной и актуальной;
2. В связи с расширением знания и его постоянным усложнением остро стоит вопрос об отношении общества к знанию: так называемый «дружественный интерфейс», когда производитель высокотехнологичных продуктов озабочен лёгкостью их использования потребителями, имеют ещё одно крайне враждебное для человека разумного последствие — вырабатывание полного отсутствия интереса к любому знанию, выходящему за пределы его бытовой жизни.
Привычка не знать «как?», а довольствоваться нажатием кнопки, очень легко укореняется в сознании, особенно в молодом поколении и становится одним из жизненных принципов. А это приводит к неспособности понять, оценить или даже представить себе какие-либо сложные процессы и задачи. И ведь людей с таким «облегчённым» сознанием становится всё больше и больше, они делают карьеру, выступают в роли экспертов и даже занимают крупные посты в министерствах и ведомствах. И именно они с лёгкостью берутся оценивать сложные процессы в науке, социальной и экономической жизни общества и нередко принимают столь разрушительные «простые», основанные на потребительском сознании решения. Особенно это видно в области образования, когда действительно существующая проблема — резкое отставание образования (среднего и высшего) от достижений современной науки — решается в практическом воплощении и по результату «простым» отказом школьникам и студентам в этом знании на основании того «простого» аргумента, что в жизни им это знание не понадобится — всё равно всё будет сведено к «дружественному интерфейсу» и нажатию кнопки. Так у нас появляются целые поколения, в которых обычно и привычно не уметь считать без калькулятора, не воспринимать произведения искусства без видеоклипов и отказываться в принципе что-либо читать или изучать;
3. Новые информационные технологии принципиально изменили способы межличностного общения, расширив его сферу до общепланетарного уровня. Теперь каждый из многих сотен миллионов пользователей Интернета может быть не только потребителем информации, но и его источником для миллионов людей. Это новое в жизни человечества качество межличностного общения породило и новые технологии, прежде всего, социальные сети, и новую технологию создания информационных баз. Я имею ввиду технологию
crowdsourcing (краудсорсинг), когда в создании базы данных участвует неограниченное количество источников с неподтверждённой квалификацией и подчас сомнительным знанием. Такова, например, технология крайне популярной Википедии. В результате девальвируется одно из главных свойств научного знания — его достоверность. Разрушительность получения ложного знания, выдаваемого за достоверное, для отдельного человека и общества в целом заключается не только в том, что это знание не соответствует действительности, и таким образом, человек вводится в обман, но и даёт возможности манипулирования отдельными людьми и целыми сообществами.
В связи с этим хотел бы сказать о том, какими мне представляются основные задачи современной научной энциклопедистики и возможные пути её развития.
Нам надо чётко осознать неотъемлемые свойства реального научного энциклопедического знания в современном мире:
- достоверность знания, достигаемая привлечением для его создания специалистов из разных областей знания;
- объективность знания, достигаемая через научное обсуждение представленного материала, его рецензирование и иные экспертные технологии;
- актуальность знания, достигаемая через постоянную связь научных редакций с действующим научно-исследовательским и образовательным сообществом, мониторинг научной деятельности;
- комплексность знания, когда есть ясное представление о всей многогранности того или иного явления, события, личности, заставляющее привлекать к созданию материала специалистов разных отраслей;
- системность знания, когда сотни и тысячи статей образуют своеобразную «территорию точного знания», по которой читатель или пользователь может удобно и безопасно передвигаться, самостоятельно формируя необходимый ему комплекс знаний.
Современная научная энциклопедия должна, безусловно, обладать всеми этими качествами. Но и в этом случае остаётся вопрос: что может энциклопедия, пусть даже и соответствующая вышеназванным характеристикам, сделать в современном мире.
- В области научного знания современная научная энциклопедия может и должна выполнять функции обеспечения межотраслевого общения, предоставляя возможность исследователям одного направления получить все необходимые для них базовые знания по иным областям.
- В области образования современная научная энциклопедия должна обеспечить возможность любому, у кого есть желание расширить свои знания, получить точную, достоверную и актуальную информацию в той или иной отрасли знания. В этом смысле энциклопедия должна стать эффективным инструментом познания и для учителей, и для студентов, и для школьников и их родителей.
- В области сохранения приемлемого для человечества уровня эвристических и культурных запросов личности и общества современная научная энциклопедия должна быть хранителем реального знания, гарантированно достоверного, объективного и актуального.
Несомненно, что задачи эти сложны и могут показаться непосильными, но, на мой взгляд, это реальные задачи, стоящие перед энциклопедическим сообществом в современных условиях, и необходимо не снижать уровень задач, а искать реальные механизмы и ресурсы для их выполнения.
Какими они могут быть?
- Сохранение и развитие в новых технических условиях классической энциклопедической технологии, гарантирующей достоверность знания и его создание специалистами с подтверждённой научной репутацией.
- Укрепление связи с действующими научными центрами, отдельными учёными и их сообществами для постоянной актуализации знания.
- Особое внимание создателей энциклопедий к многогранности явлений, событий и личностей, более активное привлечение к рецензированию и экспертизам представителей смежных специальностей, развитие комплексного подхода в научно-редакционной подготовке, предусматривающей участие нескольких редакций.
Для реализации этих задач Научно-редакционный совет по изданию Большой российской энциклопедии предлагает:
- Создать постоянно действующее международное профессиональное научно-энциклопедическое сообщество с единым банком данных сертифицированных научным сообществом авторов и рецензентов, с возможностью взаимных консультаций в области научно-издательских технологий, актуализации знаний и т. д;
- Создание электронной энциклопедии нового поколения, позволяющей при сохранении и развитии неотъемлемых принципов научной энциклопедистики, ввести новые принципы: существенного расширения источников знания, вплоть до первоисточников, монографий и журнальных статей, визуализации знания, его интерактивности и гибких механизмов формирования индивидуального комплекса знания, вплоть до создания личной энциклопедии. Проект такой энциклопедии разработан в Большой российской энциклопедии и будет вам представлен;
- Совместное — в рамках профессионального сообщества — отстаивание принципов научной энциклопедистики как в издательском сообществе, так и в более широком общественном сознании, для чего предусмотреть в том числе и особый международный сертификационный знак, подтверждающий качество того или иного издания и его соответствие принципам и технологии научно-энциклопедических изданий. Такой знак мог бы ставить научный совет нашего сообщества.
Сборники-первоисточники публикации
- Библиографическое описание ссылки Осипов Ю. С. Место энциклопедий в современном мире/Ю. С. Осипов// Вопросы энциклопедистики: [сб. ст.]/ под общ. ред. У. Г. Саитова. — Уфа, 2013. — Вып. 3. — С. 4-8.