- 1 января 2017
- просмотров 2193
Мир энциклопедий. Из биографии спортивного журналиста, энциклопедиста и теннисного историка Бориса Ивановича Фоменко (на фото) с сайта Международного объединенного биографического центра (МОБЦ).
Когда Фоменко заинтересовался теннисом всерьез, он попытался начать со своего давнего пристрастия — с истории, ибо «человек, как заметил великий
Ницше, не может научиться забвению, и он навсегда прикован к прошлому, как бы далеко и как бы быстро он ни бежал, цепь бежит вместе с ним». Едва заинтересовался, как вдруг с удивлением обнаружил, что по истории отечественного тенниса нет почти ничего. Не был опубликован даже список чемпионов страны за все годы. И это в теннисе — в спорте с давними и славными традициями. А вот по истории футбола, хоккея, борьбы, бокса литературы хватало. Словом, было над чем задуматься.
Несколько лет ушло на то, чтобы осмотреться в теннисе, почувствовать пульс его жизни, узнать получше людей, а затем начать кропотливую работу по сбору исторических материалов в архивах, библиотеках, у ветеранов отечественного тенниса. Итогом этой работы стал скромный справочник «Теннис», вышедший из печати в 1980 году тиражом в
35 тысяч экземпляров. Справочник был далек от идеала, но это была первая ласточка в этом жанре. Голод же на справочную литературу о теннисе тогда был таков, что этот тираж разошелся по всей стране за считанные недели.
К сожалению, работать приходилось урывками — мешали длительные командировки за рубеж. Вернувшись после одной из них, он стал работать в издательстве «Большая советская энциклопедия» (1981). Вначале в качестве простого научного редактора, а затем — в должности руководителя группы спорта. Тут ему и пригодились его шахматные познания: издательство начало готовить к выпуску новый энциклопедический словарь — «
Шахматы», и Фоменко пришелся как раз ко двору.
Бориса назначили заместителем
Анатолия Карпова — главного редактора словаря и тогдашнего чемпиона мира по шахматам. Объем издания был внушительным — почти
140 учетно-издательских листов. Сотрудников в группе спорта было раз-два и обчелся, а работы более чем достаточно. Борис
5 лет не брал отпуск, ибо хорошо понимал, что даже месячный перерыв в работе автоматически отодвигает срок публикации издания — ведь только официальных шахматных соревнований проводилось тогда ежегодно свыше
трехсот.
Здесь, в издательстве, Фоменко прошел настоящую школу редактора-энциклопедиста, познал основные законы энциклопедического дела, тонкости этого нелегкого ремесла.
Одновременно он продолжал заниматься любимым делом — собирал материалы по истории отечественного тенниса, правда без всякой надежды на их публикацию.
Друзья подшучивали над ним: твое теннисное хобби стало второй профессией, но дивидендов тебе этот буржуазный спорт не принесет.
И тут грянула перестройка. Если бы не перестройка, то все собранные материалы так и остались неопубликованными — история вида спорта, у истоков которого стояли графы, князья, дворяне, советской власти была не нужна.
После выхода в свет «Шахмат» (1990) Фоменко хотел сразу же засесть за любимый теннис, но его выбрали ответственным секретарем Федерации тенниса СССР, и ему пришлось оставить работу в издательстве и заняться вплотную организацией первого мужского профессионального соревнования в стране — Кубка Кремля. Хлопот был полон рот, и на исследования по истории отечественного тенниса времени не оставалось.
Когда наконец-то появилось время, перед Фоменко встал вопрос: что публиковать по теннису в первую очередь? Сомнений не было: конечно, энциклопедию. И работа закипела. Точнее, это была не работа, а образ жизни: мысли о том, где и как достать нужный материал для энциклопедии, не покидали его ни на минуту.
В июне 1999 года энциклопедия «
Российский теннис» появилась на прилавках книжных магазинов. Это была не только первая теннисная энциклопедия, но и первая в России авторская энциклопедия — энциклопедия, которую создал не целый коллектив, как это обычно делается, а
один человек. И случилось это не потому, что Фоменко хотел выделится из общей массы любой ценой, а потому, что многие в эту затею просто не верили и ее не поддерживали.
Энциклопедия позволила впервые проследить эволюцию отечественного тенниса за его более чем
120-летнюю историю — от
Льва Толстого до Кубка Кремля. Для этого пришлось поместить в ней свыше
1000 статей по самым разным вопросам жизни советского и российского тенниса, около
300 фотографий, многие из которых уникальны,
3 обширных приложения.
Правда, спортивные энциклопедии выходили в свет в Советском Союзе и до появления теннисной энциклопедии Фоменко. К примеру, энциклопедии футбола, хоккея, бокса. Но делали их не энциклопедисты-профессионалы, а простые журналисты, не имевшие профессионального опыта энциклопедической работы. И поэтому эти издания, несмотря на все свои громкие названия, не отвечали порой самым элементарным энциклопедическим требованиям и нормам.
<...>
Фоменко хорошо известен среди западных журналистов и специалистов-энциклопедистов, он являлся членом редколлегии чехословацкой теннисной энциклопедии, опубликованной в Братиславе в 1983 году, автором многих статей о российских теннисистах в знаменитой американской энциклопедии «Who’s Who in Tennis» (Кто есть кто в мировом теннисе), снялся в голландском теннисном телефильме.
Борис Фоменко живет новыми планами, новыми идеями — подготовил к печати книгу о триумфальных победах женской сборной в Кубке Федерации, обновляет и дополняет статьи ко
второму изданию своей теннисной энциклопедии, выпуск которой приурочен к
столетнему юбилею Федерации тенниса России (2008).
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи