Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Мировые энциклопедии в XXI веке. Переход в электронный формат мировых универсальных энциклопедий на примере «Британники» и «Национальной энциклопедии Швеции»

Научная статья

  • 29 сентября 2016
  • просмотров 1588
XXI век начался с прорыва в области систематизации и распространения знания. В январе 2001 года была запущена Википедия, которая сейчас является самым крупным и наиболее востребованным справочником в Интернете. Проект Вики изменил мир энциклопедических знаний. Идея, которая сделала Wiki-проект популярным, — разделение единого документа на многие составляющие [1]1. Неважно, кто и когда пишет статьи или их части. Люди оперативно могут получить информацию.

Однако качество этой информации под вопросом. У такого подхода есть очевидные плюсы и минусы.

Достоинства:
  • мультиязычность (сообщество Wiki — все интернет-пользователи мира);
  • постоянное обновление содержимого большим количеством волонтеров, что позволяет поддерживать довольно большой массив данных в актуальном состоянии;
  • широчайший охват понятий (1300 000 статей в русской Википедии, для сравнения — в БРЭ около 80 тыс., если к этому числу добавить отраслевые энциклопедии — 300 тыс. статей);
  • множество побочных ветвей проекта (словарь, медиа, семантика и т.д.).
Недостатки:
  • недостоверность;
  • тенденциозное изложение информации;
  • невозможность использовать в качестве авторитетного источника.
Однако, при всех минусах Вики, проект имеет такую феноменальную популярность, как ни одна другая энциклопедия. В библейские времена люди уже ощущали избыток разного рода информации. В Экклезиасте отмечено: «Составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12:12). Гераклит констатировал: «Многознание не научает уму», а Сенека писал: «Чрезмерное обилие книг распыляет мысли». Однако они вряд ли даже приблизительно представляли, насколько информационно насыщенной может быть современная жизнь. Древние считали, что много — не значит хорошо. Проблемой избытка информации учёные начали заниматься ещё до эпохи интернета — в середине 60-х гг. XX века. В обиход вошло понятие — «синдром информационной усталости» [2]2.

Были сформулированы симптомы, возникающие у человека при «информационной перегрузке» [3]3. Можно сделать предположение о том, что на данный момент определённая часть сообщества «устала» от недостоверных данных. Википедия вносит свой вклад в формирование потока данных, однако добавляет определённый «шум» в информацию, постоянно потребляемую человеком:
  • формулировки понятий в статьях могут быть неясными, нет принятой в научном сообществе структуры статей, тексты излишне подробны в не самых важных местах;
  • семантические нарушения; материалы могут быть поданы неоднозначно, некоторые слова могут иметь иное значение;
  • статьи далеко не всегда готовятся экспертами, достоверность сведений в статьях под вопросом, что осложняет формирование картины мира у пользователей.
В информационном пространстве государство должно отстаивать свой суверенитет, как и в реальном мире. Хорошо об этом говорит Игорь Ашманов4 в своих выступлениях [4]5. Главный вопрос: что и как должны делать государство и общество, для того чтобы влияние губительных для суверенитета страны идей было в интернете (пространстве, где нет географических границ) минимально. Энциклопедия — один из инструментов такого рода информационного влияния, как прямого, так и косвенного.

Прямой путь — купировать неправильную информацию, фильтруя её. С внедрением протокола https, шифрующего web-трафик, делать это стало сложнее, отфильтровать отдельные страницы Wiki невозможно. Летом 2015 года к Википедии были претензии со стороны Роскомнадзора в связи со статьей о наркотических веществах, под угрозой блокировки оказалась вся русскоязычная часть энциклопедии [5, 6]6. Косвенный путь защиты информационного суверенитета — работа над текстами статей Википедии. Для этого необходимо содержать армию довольно квалифицированных блоггеров, которые будут следить за статьями в Вики, но это очень накладно.

Есть ещё один путь — развивать национальную энциклопедию, что и происходит на деле в других странах.

Что происходит с национальными энциклопедиями во времена царствования Вики?

В конце XX века таких энциклопедических проектов насчитывалось пять: «Britannica» (Великобритания и США), Encyclopédie Universalis (Франция), «Nationalencyklopedin» (Швеция), «Den Store Danske Encyklopædi» (Дания), «Brokhaus» (Германия) [7, 8, 9, 10, 11]7.

Большим и значимым энциклопедическим проектом является также Испанская энциклопедия — «Enciclopedia Espasa», но мы не поставили её в ряд мировых гигантов, поскольку эксперты часто упрекают её в недостаточной выверенности информации [12]8. Эти энциклопедии до 2010 года завершили книжные издания и перешли к электронным обновляемым версиям. Последнее обновление всех этих проектов — 2016 год.

В разных странах были выбраны разные бизнес-модели для перехода в цифровой формат:
  • платный доступ, присутствуют разные варианты подписки;
  • ограниченный бесплатный доступ, с платной подпиской, дающей определённые преимущества;
  • бесплатный доступ.
«Britannica» — самая успешная в коммерческом плане национальная энциклопедия. Переход в онлайн-форму стартовал в 1997 году. Издательство отказалось от выпуска книжной версии (правда, было некоторое исключение в виде выпуска издания в 2010 году). На данный момент электронная «Британника» имеет несколько представлений, которые отличаются друг от друга стилистически, степенью детализации материала и функционально. Электронная версия самой энциклопедии — довольно функциональный сайт со множеством разных опций.

School Edition — аналог Simple Wikipedia [13]9; разделен на 3 уровня: базовый, средний и продвинутый.

Library Edition — версия для библиотек, содержит в себе цифровую библиотеку книг и периодических (газеты, журналы) изданий.

Academic Edition — версия для высших учебных заведений, содержит в себе доступ к научной периодике и возможность участия в написании, дополнении и исправлении энциклопедических статей. Сформировано экспертное сообщество, которое вкупе с редакцией электронной версии оценивает правки и одобряет или отклоняет их.

Существуют ещё и побочные проекты, в основном, в области (до)школьного образования (игровая форма) и медиа-контента. Тексты «продвинутого» уровня школьной версии соответствуют текстам «взрослой» «Британники». Доступ ко всем версиям организован на платной основе.

Наибольший интерес представляет, конечно, разработка «Британники» для школ. У нас была возможность получить тестовый доступ ко всем трём вариантам энциклопедии.

Основной принцип построения контента соответствует образовательным стандартам Великобритании. Были взяты за основу программы обучения для разных возрастов, были вычленены понятия, по этим понятиям были расширены энциклопедические статьи (написаны отдельные статьи для трех уровней понимания материала), каждую статью снабдили богатым мультимедиа материалом.

Были внедрены функции социальной сети. Стало возможным для конкретной школы, конкретного класса и учителя создать рекомендованную к прочтению подборку материала, проконтролировать её прочтение и усвоенные знания. В конечном итоге учитель может поделиться своими методическими наработками с другими учителями, зарегистрированными в системе. «Британника» организовала тренинги для учителей, рассказывая им о том, как можно использовать возможности школьной версии в обучении.

Следующий шаг, который сделала «Британника» — экспансия. Французская Universalis приобретена «Британникой», сделана версия Junior для детей школьного возраста. Существуют версии школьной системы для стран Латинской Америки, которые разработаны специально по заказу и в сотрудничестве с Министерством образования Бразилии (эти версии более технологически продвинуты, чем английская версия для британских школ). Разрабатываются версии для Китая, Японии, Индии, ЮАР и других стран. Стоимость подписки: для частных лиц — 80 евро (6000 рублей) в год, для учебных заведений — 750 долл. (49000 рублей) в год.

Второй пример — Шведская национальная энциклопедия. Доступ к энциклопедии платный. С национальной энциклопедией работает около 95% школ и библиотек в стране. Коллективом энциклопедии сформировано национальное экспертное сообщество, которое включает в себя около 3500 экспертов — специалистов в разных областях знания.

Шведами была приобретена энциклопедия Брокгауз. Разработан аналог сервисов для Германии, Австрии и Швейцарии, также они предлагают свои услуги частным фирмам и государственным организациям по составлению и поддержке отраслевых энциклопедий. Стоимость подписки: для частных лиц — 59 крон (450 рублей)/в месяц, для учебных заведений — 599 крон (4500 рублей)/в год.

«Большая Российская энциклопедия» находится в середине трёхлетнего переходного периода. Завершается издание бумажной (книжной) версии БРЭ, последние тома должны выйти в 2017 году. С 2015 года идёт работа над созданием электронной версии БРЭ. Вышедшие в свет тома (30 томов) переведены в цифровой формат, идёт публикация статей, отрабатывается процесс выпуска новых статей, доступных только в электронной версии, создается программное обеспечение для последующего развития сервиса и внедрения в образовательную систему.

В апреле 2016 года запущен публичный сайт ЭВ БРЭ. Создание ЭВ БРЭ — переходный этап к национальному порталу «Знание». Опыт «Британники» и Шведской энциклопедии говорит о том, что национальная энциклопедия может быть встроена в систему образования. Это потребует дополнительных коллективных усилий, не только БРЭ, но и всех заинтересованных в этом проекте сторон, прежде всего Министерства образования.

***

При всей популярности и доступности Википедия не заменяет собой национальную энциклопедию на качественном уровне. Национальным энциклопедиям приходится конкурировать с Вики, это приводит к поискам новых форматов:
  • создаются электронные версии;
  • разрабатываются специальные системы подачи информации для школ;
  • предпринимаются попытки сделать проекты коммерчески успешными.
Общедоступность национальной энциклопедии снижается по следующим причинам:
  • вводится платная подписка;
  • востребованность в «качественных» энциклопедических статьях сужается до сферы образования;
  • проекты теряют государственную поддержку.
В человеке заложена потребность к познанию истины, и наш пафос распространения и общедоступности знаний — это история про гуманизм. БРЭ — пока ещё исключение в ряду мировых универсальных энциклопедий, качественная информация предоставляется бесплатно. В рамках разговора о важности информационного суверенитета страны трудно переоценить значение бесплатной и общедоступной национальной энциклопедии.

Однако проблемы, с которыми столкнулись другие энциклопедии, не минуют и нас. В будущем знание, вероятно, будет «ограничено» для широкой аудитории.

Примечания

  1. Ашманов Игорь Станиславович, российский предприниматель в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами, один из основателей российской IT-индустрии, признанный эксперт в области информационных технологий.

Литература

  1. Getting Real: The smarter, faster, easier way to build a successful web application. — Текст: электронный// Basecamp. — URL: https://basecamp.com/gettingreal (дата обращения: 21.09.2023).
  2. Gross B. M. Organizations and their managing. — N. Y.: Free Press, 1968.
  3. Тоффлер Э. Шок будущего (Future Shock), 1970. — М.: АСТ, 2008.
  4. Елиссев И. Игорь Ашманов: Мы пережили много инфовойн - развал СССР, Югославия, Ирак/ Игорь Елиссев. — Текст: электронный// Российская газета. Неделя. — 2013. — 23 мая (№ 109). — URL: https://rg.ru/2013/05/23/ashmanov.html (дата обращения: 21.09.2023).
  5. Роскомнадзор назвал «Википедию» «олигархической структурой». — Текст: электронный// Ведомости. — 2016. — 16 июня. — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/06/16/645629-roskomnadzor-vikipediyu (дата обращения: 21.09.2023).
  6. Цензура Википедии в России. — Текст: электронный// Википедия — свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цензура_Википедии_в_России (дата обращения: 21.09.2023).
  7. Encyclopedia Britannica: [сайт]. — URL: https://www.britannica.com/ (дата обращения: 21.09.2023).
  8. Encyclopédie Universalis: [сайт]. — URL: http://www.universalis.fr/ (дата обращения: 21.09.2023).
  9. NE: [Nationalencyklopedin: сайт]. — URL: https://www.ne.se/info/ (дата обращения: 21.09.2023).
  10. Den Store Danske Encyklopædi: [сохранённая страница]. — Текст: электронный// Den Store Danske. — URL: https://web.archive.org/web/20221111143627/https://denstoredanske.lex.dk/Den_Store_Danske_Encyklopædi (дата обращения: 21.09.2023). — Дата обновления: 11.11.2022.
  11. Enzyklopädie. — Текст: электронный// Brockhaus. — URL: https://brockhaus.de/ecs/enzy (дата обращения: 21.09.2023).
  12. Espasa: [сохранённая страница]. — Текст: электронный// Editorial Espasa Calpe, S.A. — URL: https://web.archive.org/web/20060222064548/http://www.espasa.com/nuevaweb/frames_enciclopedia.htm (дата обращения: 21.09.2023). — Дата обновления: 06.02.2006.
  13. Википедия на упрощённом английском языке. — Текст: электронный// Википедия — свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия_на_упрощённом_английском_языке (дата обращения: 21.09.2023).

  • Теги
  • Encyclopaedia Britannica
  • Nationalencyklopedin
  • NE
  • Wikipedia
  • БРЭ
  • Большая Российская энциклопедия
  • Британника
  • Википедия
  • Национальная энциклопедия Швеции
  • онлайн энциклопедии
  • универсальные энциклопедии
  • энциклопедистика
  • Библиографическое описание ссылки Конотопов П. М. Мировые энциклопедии в XXI веке. Переход в электронный формат мировых универсальных энциклопедий на примере «Британники» и «Национальной энциклопедии Швеции»/ П. М. Конотопов// Региональные энциклопедии в современной научной инфокоммуникационной системе России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием/ Отв. ред. К. И. Аглиуллина. — Уфа: Башк. энцикл., 2016. — С. 24-28.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация