Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Уникальный учёный-энциклопедист ХХI века Сергей Борисов

Уникальный учёный-энциклопедист ХХI века Сергей Борисов
  • 7 февраля 2017
  • просмотров 2480
  • комментариев 1
Сергей Борисович Борисов живет в Шадринске и пишет энциклопедии. Один. Без мощного научного коллектива, без консультантов и помощников, кроме жены Ирины Геннадьевны. Так работали в древности: например, Плиний Старший (I век н. э.), составивший первую многотомную европейскую энциклопедию, объединившую 20 тысяч фактов. По меркам нашего времени — мизер, но и систем информационных тогда не было. Все сам да сам. Вот и Сергей Борисов — уникальный для компьютерно-клипового ХХI века ученый-энциклопедист, цель которого, по словам его великого французского предшественника Дени Дидро, «собрать знания, рассеянные по свету, чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям».

Сергей Борисов — доктор культурологии, ведущий научный сотрудник кафедры философии и социальных коммуникаций Шадринского государственного педагогического университета (ШГПИ), автор более ста научных статей, монографий и, главное, энциклопедий, не имеющих, по оценке экспертов, аналогов не только в отечественной, но и мировой науке.

Недавно в Санкт-Петербурге прекрасно издана двухтомная энциклопедия Сергея Борисова, посвященная миру русского детства ХIХ-ХХ веков.

Но обо всем по порядку. Сергей Борисов родился в 1963 году в Шадринске. Окончил в 1986 году философский факультет Уральского государственного университета (УрГУ). Это перестройка, излет советской эпохи, время бурное, фантастическое и странное. Люди науки, попавшие в этот временной переплет, вели себя по-разному. Многие ушли в бизнес, большой или маленький; кто-то занялся политикой, сделав неплохую карьеру в новом «либеральном» пространстве; иные уехали за пределы Отечества, в продвинутые страны. Сергей Борисов вернулся в родной Шадринск, стал преподавать в педагогическом институте. Вместо теории мирового революционного процесса, коей занимался в университетские годы, стал интересоваться вещами совсем уже странными для специалиста по научному коммунизму — видениями людей, переживших клиническую смерть; девичьими рукописными рассказами о любви и многом другом, что оставалось до Борисова без внимания исследователей.

Он впервые ввел в научный, культурологический оборот феномен русской девичьей культуры, который оказался целым миром представлений о любви; о том, откуда берутся дети; о девичьих играх и негласных правилах, гаданиях и затеях... Сергей Борисов исследовал и описал около 20 тысяч страниц девичьих рукописных рассказов и дневников шадринских студенток 70‑90‑х годов. Вместо абстрактных концепций о воспитании и социализации он предложил научному сообществу и читателям живой реальный мир, наполненный грезами и страданиями, представлениями о любви и счастье, «роковыми» страстями и надеждами... Явился невинный мир, одновременно искусственный, фантастический и все же реальный в своей таинственной закрытости от посторонних глаз.

Кропотливый исследовательский труд Сергея Борисова был по достоинству оценен. Он блестяще защитил сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертацию, получив признание в научном мире. Плюс десятки интересных положительных откликов и рецензий на страницах федеральных изданий и в интернете.

Следующей вехой стало создание шадринским ученым энциклопедии, посвященной миру русского детства. Сергей Борисов рассказывает: «Идея пришла ночью. Я вдруг понял, что журнал «Мурзилка», самокат, детские дразнилки и многое, многое другое — это части одного целого — мира детства. Возникли некие ниши, которые я стал заполнять». В итоге появился замечательный двухтомный труд, изданный в Санкт-Петербурге, городе, где Борисов учился в аспирантуре, навсегда впитав высокий дух культуры северной столицы.

Но Шадринск, считает Сергей Борисович, не хуже: «Здесь не надо суетиться, толкаться, тебя никто не оттесняет. Можно спокойно заниматься наукой, исследовательской деятельностью». Ученого-энциклопедиста, как и положено во все времена, отличают разносторонние интересы. Один из главных — краеведение, история родного города, отражающего коренные черты уральского провинциального мира — внимание к личностям земляков, особому быту, неповторимому архитектурному облику. В начале 90‑х годов Сергей Борисов создает Шадринское общество краеведов, которое ежегодно выпускает сборники «Шадринская старина». Сейчас готовится уже 24-й выпуск. Сергей Борисов подготовил и издал «Шадринскую энциклопедию», уникальный труд, содержащий всестороннюю информацию о старинном уральском городе.

Сергей Борисов — член Союза российских писателей. А рекомендации для вступления ему давали московский драматург Леонид Зорин (автор сценария знаменитого телефильма «Покровские ворота») и известный курганский писатель Вячеслав Веселов. Пишет стихи, прозу плюс интереснейшие исследования про детскую литературу, в частности повесть Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Трудолюбие и работоспособность Сергея Борисова поражают. Ежесуточно он работает до четырех утра. Продолжает трудиться над новыми энциклопедиями: «Уральская художественная энциклопедия» и «Энциклопедический словарь российской повседневности ХХ века» (выше в свет третий томМир энциклопедий). Культура, по убеждению Сергея Борисова, это не только вершинные произведения искусства, но и наш повседневный мир. Благодаря шадринскому ученому-энциклопедисту он не исчезнет. Культура безмолвного большинства обретает своего внимательного исследователя и писателя.

Сергей Борисов — лауреат многих премий в области науки и литературы. В день, когда мы встречались в Шадринске (2 февраля), стало известно, что Сергей Борисов удостоен премии губернатора области за научные достижения.

  • Теги
  • Россия
  • Русь
  • Сергей Борисов
  • Шадринск
  • антропология
  • культурология
  • учёный
  • энциклопедии
  • энциклопедист

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    О таких энтузиастах надо на государственном уровне рассказывать. И помогать, естественно, потому что это колоссальный труд — собирать информацию о детстве из двух прошедших веков. Если дети 20-го века еще могут сами рассказать, что помнят, то о позапрошлом не по книжкам Чарской же судить. Надо поднять огромный культурный пласт, и на это нужно время и деньги, как ни печально.
    • 0/0