Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Историко-культурный энциклопедический справочник «Старообрядцы (семейские) Бурятии» как эпохальный этап развития историографии забайкальского старообрядчества

Историко-культурный энциклопедический справочник «Старообрядцы (семейские) Бурятии» как эпохальный этап развития историографии забайкальского старообрядчества

Рецензия

  • 14 мая 2017
  • просмотров 4580
  • комментариев 3

Старообрядцы: Семейские Бурятии: историко-культурный энциклопедический справочник: [12+]/ Правительство Респ. Бурятия, Ин-т археологии и этнографии СО РАН [и др.]; [Науч. ред. Ф. Ф. Болонев; Отв. ред. С. В. Васильева; Ред. С. В. Бураева, А. В. Костров, А. П. Майоров, Р. П. Матвеева, Е. В. Петрова; Рец.: Ю. В. Аргудяева, В. А. Есипова, В. Л. Кляус]. — Улан-Удэ: Экос, 2015. — 260, [3] с.: ил., портр., цв. ил.; 27 см. — На контртит.: К 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. — Библиогр. в конце гл. — 1000 экз. — ISBN 978-5-905013-26-3.

Старообрядчество Забайкалья давно привлекает к себе внимание учёных. Специфическая история и культура, хозяйственные, социальные и религиозные практики забайкальских старообрядцев, которые получили название «семейские», стали предметом исследований представителей разных научных направлений и школ [1; 2; 3; 6]. Также внимание исследователей привлекает история их отношений с администрацией региона, в котором они оказались как сосланная и подконтрольная группа [4; 5].

Основными этапами развития историографии этой проблематики стали дореволюционная, советская (с двумя большими периодами в своём составе — 1920-1930-е и 1950-1980-е гг.) и, наконец, постсоветская эпохи. Для каждого из этих этапов характерна своеобразная историографическая ситуация, которая оказывала заметное влияние на характер проводившихся исследований и их результаты.

Для постсоветского периода характерна относительная свобода исследований и творчества учёных, которые, базируясь на достижениях дореволюционной и особенно советской науки, совершили ощутимый рывок в развитии системы знаний о региональном старообрядчестве вообще и о семейских старообрядцах в частности. Вышедшие за это время десятки книг посвящены глубокому и всестороннему рассмотрению разных сюжетов и периодов истории семейского анклава, характера развития их языка и культуры. Историки, этнографы, фольклористы, языковеды и представители других наук сделали достаточно много для изучения своего аспекта истории и культуры старообрядцев.

Однако, при неоспоримых достижениях учёных разных научных направлений, в последнее время всё ощутимее чувствовалась нехватка комплексного подхода к теме, предполагающего взаимообогащение разных наук своими специфическими информационными блоками. Также накопленный аналитический материал разных наук позволил предпринять объёмную реконструкцию изучаемого объекта. В итоге диалектическое совпадение этих факторов привело к консолидации научных сил на качественно новом уровне. И если раньше учёные разных направлений, занимающиеся исследованием забайкальского старообрядчества, взаимодействовали между собой в основном в рамках экспедиционной деятельности или встречались на научно-практических конференциях, то теперь они объединили свои усилия для создания совместного комплексного научного произведения, которое в равной мере может быть полезно как для разных учёных, так и для всех интересующихся этой темой.

Вершиной и итогом работы исследователей забайкальского старообрядчества за последние двадцать пять лет стал историко-культурный энциклопедический справочник «Старообрядцы (семейские) Бурятии» [7]. Научным редактором издания выступил широко известный новосибирский учёный, этнограф и историк, более полувека занимающийся этой непростой темой, Ф. Ф. Болонев. Характерно, что создание этого произведения было приурочено к 250-летию прибытия первых старообрядцев-семейских в Бурятию. Таким образом отчётная историографическая веха совпала со знаменательной исторической вехой и была приурочена к ней.

В состав редакционной коллегии издания вошли д.и.н. Ф. Ф. Болонев (научный редактор), д.и.н. С. В. Васильева (ответственный редактор), д.и.н. С. В. Бураева, д.и.н. А. В. Костров, д. филол. н. А. П. Майоров, д. филол. н. Р. П. Матвеева, д. соц. н. Е. В. Петрова. Такая представительная редакционная коллегия позволила качественно и всесторонне собрать и провести научную экспертизу авторских текстов, которые вошли в справочник. Рецензентами стали известные специалисты по проблематике старообрядчества д.и.н. Ю. В. Аргудяева (г. Владивосток), д.и.н. В. А. Есипова (г. Томск), д. филол. н. В. Л. Кляус (г. Москва).

Справочник включил в себя такие главы как «Религия», «История заселения старообрядцев», «Материальная культура», «Книжная культура», «Фольклор», «Говоры», «Старообрядчество в XX веке», «Современное старообрядчество».

В разделе «Религия» [с. 18-49] нашли своё отражение доктринальные установки старообрядческого учения, а также течения, согласия и толки, появившиеся на основе разных интерпретаций этого учения и получившие распространение у старообрядцев Забайкалья. Особое внимание уделено служителям культа — священникам и особенно уставщикам, игравшим особо большую роль в среде семейских. Кроме того, в Приложении помещены список и известная биографическая информация религиозных деятелей забайкальского старообрядчества [с. 248-254]. Также всестороннее описание получил предметный мир носителей конфессиональной культуры — здания и предметы культа. Логично развивает и углубляет эту тему глава «Книжная культура» [с. 110-139], в которой обстоятельно проанализированы круг чтения семейских и их возможности комплектования и содержания своих религиозных библиотек.

В разделе «История заселения старообрядцев» [с. 50-73] приведены основные этапы формирования старообрядческого анклава за Байкалом, статистика переселений и обозначены населённые пункты и необжитые места, отведённые администрацией под старообрядческие поселения. Логично этот материал продолжает глава «Материальная культура» [с. 74-109], в которой описываются принципы землепользования, основные методы хозяйствования и круг инструментария, применявшийся старообрядцами как в период переселения и адаптации на новом месте, так и в более позднее время, когда они составили заметную часть экономики региона.

В главах, посвящённых фольклору и говорам, профессионально рассмотрены разные аспекты, жанры и сюжеты устной народной культуры старообрядцев [с. 140-159], а также специфика развития их языковой коммуникации [с. 160-177]. Особенности последней, широко известные в кругах языковедов, позволяют говорить о выраженной диалектности, в характере которой проявились перипетии истории, мировоззрения и быта этой своеобразной группы населения.

Заключительные главы справочника посвящены истории забайкальского старообрядчества в XX веке [с. 178-207] и современному положению вещей в местах расселения семейских и их потомков [с. 208-247]. Характерно при этом, что авторы очень тактично обошли «острые углы XX века» и реконструировали историю старообрядчества региона в контексте общих тенденций и логики развития страны. Уход от оценочных суждений позволил это сделать объективно и, как следствие, профессионально.

Издание отличает широкое использование информативных иллюстраций. Среди последних стоит выделить карту расселения семейских, исторические и современные фотографии внешнего облика старообрядцев, их быта, построек, хозяйственного инвентаря и предметов культа. Особую информационную ценность представляют дореволюционные и советские фотографии, сделанные до 70-х гг. XX века. В Приложении, кроме прочего, помещены краткие биографические справки известных исследователей, внёсших заметный вклад в исследование семейских [с. 255-260]. По совокупности содержательных и внешних признаков можно сказать, что книга сделана не только качественно, но и с любовью.

Вместе с тем, научная логика требует озвучить и некоторые недочёты издателей. Так, выход энциклопедического справочника посвящён «250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию». Понятно, что имеются в виду прибывшие тогда первые партии ссыльных старообрядцев-семейских, конвоировавшиеся из Речи Посполитой. Однако это не значит, что на территории Забайкалья до того времени не было старообрядцев и что семейские были первыми из них. Первыми старообрядцами здесь были православные, проживавшие на территории края и не признавшие реформ Алексея Михайловича и Никона. А одним из первых ссыльных старообрядцев в Забайкалье был сам протопоп Аввакум. После него поток ссыльных и беглых старообрядцев не уменьшался, а только увеличивался. Семейские же, которых начали массово ссылать сюда вместе с семьями двести пятьдесят лет назад, не только образовали здесь свой развитый анклав, но и со временем составили подавляющее большинство в старообрядчестве края. При этом и в начале XX века и в более позднее время в Забайкалье наряду с семейскими были представлены и несемейские старообрядцы. Впрочем, ответ на подобное замечание авторы дали в самом названии справочника — «Старообрядцы (семейские) Бурятии», указывая, что имеются в виду именно семейские.

Можно сделать вывод, что историко-культурный энциклопедический справочник «Старообрядцы (семейские) Бурятии» стал эпохальным этапом в развитии историографии забайкальского старообрядчества. Он вобрал в себя лучшие достижения современной научной мысли, обобщил и обогатил их взаимным влиянием разных наук, заложил серьёзные основы как для дальнейших научных изысканий, так и для популяризации исторического опыта уникальной этноконфессиональной группы старообрядцев (семейских) Забайкалья.

Список литературы

1. Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. — 340 с.

2. Бураева С. В. Рукописное наследие Забайкальских старообрядцев. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. — 238 с.

3. Васильева С. В. Власть и старообрядцы Забайкалья (конец XVII — начало XX вв.). — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — 233 с.

4. Ковригина И. А., Костров А. В. П. Н. Врангель в Иркутске (1902–1906 гг.): «документальные жизнеописания» и архивные документы // Новый исторический вестник. — 2012. — № 2 (32). — С. 57-66.

5. Костров А. В. Советская власть и старообрядцы Байкальской Сибири в 20-е гг. XX в. // Новый исторический вестник. 2010. — № 1 (23). — С. 35-42.

6. Костров А. В. Старообрядчество и старообрядческая историческая мысль во второй половине XIX — начале XX вв. — Иркутск: Оттиск, 2006. — 160 с.

7. Старообрядцы (семейские) Бурятии: к 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию: историко-культурный энциклопедический справочник / Науч. ред. Ф. Ф. Болонев. — Улан-Удэ: ИД «ЭКОС», 2015. — 264 с.
  • Теги
  • Бурятия
  • Забайкалье
  • Семей
  • биографии
  • краеведение
  • православие
  • региональная энциклопедия
  • староверы
  • староверы Бурятии
  • старообрядцы
  • христианство
  • энциклопедический справочник
  • Библиографическое описание ссылки Ковригина И. А. Историко-культурный энциклопедический справочник «Старообрядцы (семейские) бурятии» как эпохальный этап развития историографии забайкальского старообрядчества/ И. А. Ковригина// Альманах современной науки и образования. — № 4 (106). — 2016. — С. 57-59. — Рец. на кн.: Старообрядцы: Семейские Бурятии: историко-культурный энциклопедический справочник: [12+]/ Правительство Респ. Бурятия, Ин-т археологии и этнографии СО РАН [и др.]; [Науч. ред. Ф. Ф. Болонев; Отв. ред. С. В. Васильева; Ред. С. В. Бураева, А. В. Костров, А. П. Майоров, Р. П. Матвеева, Е. В. Петрова; Рец.: Ю. В. Аргудяева, В. А. Есипова, В. Л. Кляус]. — Улан-Удэ: Экос, 2015. — 260, [3] с.: ил., портр., цв. ил.; 27 см. — На контртит.: К 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. — Библиогр. в конце гл. — 1000 экз. — ISBN 978-5-905013-26-3.

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Появление очередного справочного издания  — это достижение, финал большой и нужной работы. Но для меня тема справочника является очень деликатной. Людей выселили, они выжили, и их теперь изучают, под разными углами, с разных сторон. Я понимаю, что это не семья Лыковых из "Таежного тупика", и они устойчивы к цивилизованному миру. Надеюсь на то, что книга несет в себе именно популяризацию исторического опыта и заселившие необжитые места люди, являющиеся заметной частью региона, тоже одобрят издание.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Феномен старообрядчества сегодня всё больше привлекает внимание как учёных, так и простых людей, а изучение этого явления только набирает размах. Действительно, вот уже несколько сот лет простые люди не только не отказываются от своего вероисповедания, но даже обходятся без всех благ цивилизации, лишь бы сохранить и веру, и неповторимый уклад жизни... Таких явлений в современном мире осталось очень немного, и любое исследование на эту тему заведомо будет пользоваться интересом, не говоря уже об энциклопедическом издании!  Восклицание
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Татьяна Иванова пишет:
    Появление очередного справочного издания — это достижение, финал большой и нужной работы. Но для меня тема справочника является очень деликатной. Людей выселили, они выжили, и их теперь изучают, под разными углами, с разных сторон. Я понимаю, что это не семья Лыковых из "Таежного тупика", и они устойчивы к цивилизованному миру. Надеюсь на то, что книга несет в себе именно популяризацию исторического опыта и заселившие необжитые места люди, являющиеся заметной частью региона, тоже одобрят издание.

    Вряд ли создатели энциклопедического издания ставили перед собой столь глобальные задачи. Но в конечном итоге получилась энциклопедия об историческом опыте, полезном для современного движения выживальщиков и возвращенцев к истокам природы.
    • 0/0