Когда новые технологии преодолевают старые барьеры
- 31 марта 2017
- просмотров 3027
Ранее в «Мире энциклопедий» периодически поднималась тема справочно-энциклопедических изданий по азартным играм (гэмблингу). В одной из публикаций было
заявлено, что научно-популярная и современная энциклопедия может появиться в России не скоро: требуется активная роль бизнеса, общества и государства — от дальнейшего развития легального игорного бизнеса по 244-ФЗ до переосмысления термина «азартные игры», появления специализированных научных учреждений и так далее. Всё это действительно так,.. но только если не рассматривать краудсорсинговый подход — привлечение к проекту максимально широкого круга участников. Самый яркий, успешный, всемирно известный пример подобного опыта — Википедия (Wikipedia)...
Что это же это может быть? Неужели достаточно создать сайт с условным названием «Азартная википедия» на том же движке MediaWiki, который использует Свободная энциклопедия? — Вряд ли. Ведь
уже существует Википедия: зачем еще один подобный ресурс, но по узкой тематике? Однако в том-то и дело, что речь идёт о создании иного,
содержательно более качественного проекта с добровольным принципом наполнения. Пример тут подают стартаперы из США,
задавшиеся целью создать всемирную базу знаний «Lunyr» (Лунар) на основе Ethereum (Эфириум) — платформы для децентрализованных сетевых ресурсов на технологии блокчейн. Основные технические параметры и принципы функционирования системы как нельзя лучше подходят и для энциклопедии по азартным играм.
Во-первых, отношение к азартным играм во всём мире весьма различно — от жёстких запретов ресурсов вроде доступных
по ссылке до всяческого поощрения данного бизнеса. Соответственно, не исключено временное либо постоянное негативное воздействие как на участников данной индустрии, так и на соответствующие справочно-информационные ресурсы, что может означать прежде всего блокировку доступа по решению контролирующих органов конкретной страны. Не исключена и вероятность технического сбоя. Причина тут одна —
централизация: проект может быть размещён на одном/группе серверов, и проблемы с доступом фактически означают резкое снижение посещаемости как минимум в рамках конкретной страны. Однако это не проблема для децентрализованных онлайн-сервисов вроде Lunyr.
Во-вторых, добровольность написания статей необязательно должна подразумевать их бесплатность, тем более в случае с коммерчески перспективной темой азартных игр. Если между заказчиком и автором нет посредника, может появиться труд не столько справочного, сколько, что называется, заказного характера. Тут тоже можно взять пример с Lunyr: предполагается, что её пользователи будут иметь право как покупать рекламу, так и создавать и редактировать свои и рецензировать чужие статьи, получая за это токены, — баллы, часть которых можно монетизировать, то есть продать, получив вознаграждение за проделанный труд. При этом в случае некачественно проделанной работы ни о какой «премии» не может быть и речи. В итоге у пользователей такой системы имеется дополнительная —
финансовая мотивация для создания качественного контента и его оперативного улучшения. Конечно, такой подход — не гарантия, что недостоверные сведения
никогда не появятся на страницах энциклопедии гэмблинга, но это всё же действенный способ снизить подобную вероятность.
В-третьих, для децентрализованной энциклопедии с оплатой за участие теряют смысл многие из
ограничений, которые не исключены в случае в традиционным, классическим, централизованным вариантом — не информировать о тех или иных формах игровой активности, игорных заведениях, онлайн-сервисах, торрентах и т. п., если они оказываются вне правового поля конкретной страны. В отношении интернет-ресурса глобального характера это в принципе не будет иметь никакого смысла. В случае с локальной, страновой версией азартной энциклопедии могут применяться правила для редакторов, несоблюдение которых будет означать одно — потерю финансового вознаграждения за работу в проекте. В любом случае речь всегда должна идти о создании именно энциклопедических статей, а не публикаций в стиле
заходи в казино Вулкан, но это опять же вопрос формирования и соблюдения правил для редакторов.
Список возможных преимуществ применения новых технологий можно продолжать, но суть при этом останется прежней: блокчейн-система и децентрализация — хорошая основа для создания интернет-сервисов различной тематики. Возможно, отдельный децентрализованный справочный ресурс по азартным играм и не только по ним и не потребуется, и все необходимые данные со временем вольются в базу знаний «Lunyr». Что ж, время покажет.