Рецензия
- 9 июня 2017
- просмотров 2132
Київська духовна академія в іменах: 1819-1924: [енцикл.]: в 2 т./ Нац. ун-т «Києво-Могилян. акад.»; [Редкол.: В. С. Брюховецький (відп. ред.), С. І. Головащенко, С. Л. Кузьміна, М. Л. Ткачук (упоряд. та наук. ред.), М. В. Яременко; Авт.: С. Ю. Акішин, В. С. Брюховецький, В. В. Бурега, Ю. В. Волошин, С. І. Головащенко, С. В. Капранов, Ю. М. Кочубей, С. Л. Кузьміна, І. Є. Мельникова, Л. А. Пастушенко]. — Київ: Вид. дiм «Києво-Могилян. акад.», 2015—2016. — 27 см.
Т. 1: [А — К]. — 2015. — 738 с.: фот. — Бібліогр. в кінці ст. — 1000 прим. — ISBN 978-966-518-682-3.
Т. 2: [Л — Я]. — 2016. — 1004 с. — Бібліогр. в кінці ст. — 1000 прим. — ISBN 978-966-518-715-8.
Мартин Хайдеггер, один из величайших философов ХХ в., был уверен, что о жизни его старшего коллеги (
Аристотеля) вполне достаточно сказать следующее: родился, работал и умер. Этим он хотел подчеркнуть, что его интересует не биография мыслителя, а только развитие мысли.
Но с мнением Хайдеггера соглашаются далеко не все ученые. Учитывая хотя бы постоянный рост количества исследований, посвященных его собственной жизни. Есть среди них и очень подробные, глубокие и мастерски написанные. Более того: жанр, от которого обычно ждут рассказа «только о том», что кто-то родился, работал и умер, на самом деле оказывается намного сложнее и утонченнее. Ярким подтверждением этого является двухтомная энциклопедия «
Київська духовна академія в іменах: 1819–1924», подготовленная Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» к своему
400-летнему юбилею (К.: Видавничий дім «Києво-Могилянська академія», 2015–2016). Презентация
состоялась недавно в Конгрегационном зале НаУКМА.
Для обычного энциклопедического издания стоять на полке в ожидании момента, когда кому-то понадобится справочная информация, размещенная в одной из его статей, — вполне нормальная судьба. Если принять во внимание эту сугубо справочную функцию, то энциклопедия «Київська духовна академія в іменах» справится с ней, без сомнения, блестяще: ее почти две тысячи страниц текста наполнены детальными, выверенными и систематизированными историческими сведениями, значительная часть которых обнародована впервые (нетипичный для энциклопедий случай!), а также тщательно собранными архивно-библиографическими данными и редчайшими фотоиллюстративными материалами.
Но и это не все. Речь идет также о книге, которую можно читать в буквальном смысле с начала до конца, не только существенно расширяя круг собственных знаний и представлений, но и получая глубокое этическое и эстетическое удовольствие. Этому способствует эффективное применение ее авторами во главе с профессорами НаУКМА
Мариной Ткачук (составитель и научный редактор энциклопедии) и
Вячеславом Брюховецким (ответственный редактор и председатель редколлегии) биографического подхода. История Киевской духовной академии (КДА) рассмотрена сквозь призму жизни и творчества самых заметных фигур ее руководителей, преподавателей и воспитанников. Помещенные в энциклопедии биографические статьи отвечают как высоким академическим стандартам, так и запросам широкой читательской аудитории: несмотря на четкую унифицированную структуру, их содержательное наполнение настолько интересное и выразительное, что воспринимается как художественное повествование (иногда даже детективное и по-настоящему трагедийное). Казалось бы, при последовательном чтении от статьи к статье должны были бы возникнуть какие-то повторы или расхождения, но на самом деле возникает ощущение глубокой созвучности судеб, своеобразной биографической полифонии.
Особое значение имеет и тот факт, что с помощью удачно реализованного биографического подхода в новом свете предстает и история КДА, ее мощная роль как образовательной, научной и культурной ячейки, функционировавшей на украинских территориях в ХІХ — начале ХХ в. Не исключено, что для кого-то из читателей может стать сюрпризом уже то, что Академия появилась в 1819 г. не просто на исторической территории, которая принадлежала славной Киево-Могилянской академии, но и была ее фактической наследницей на протяжении следующих
100 лет, сохраняя в довольно специфических и неблагоприятных условиях имперской системы многие из ее образовательных и научных традиций и, что особенно важно, впервые прибегая к попыткам их изучения и осмысления. Добавим также, что, открывая доступ к огромному массиву забытых, замалчиваемых и чудом уцелевших материалов, связанных с историей КДА, это издание воссоздает протяженность не только могилянской, но и всей отечественной академической традиции. Фактически речь идет об обнаружении еще одного звена, без которого создание целостной картины украинской истории и культуры просто невозможно.
Вопреки распространенному мифу о КДА как о «центре мракобесия», «реакционном и антиукраинском заведении», созданном властью царской России в противоположность прогрессивной и проевропейской Киево-Могилянской академии, энциклопедия «Київська духовна академія в іменах» знакомит читателей с фигурами и судьбами целого ряда выдающихся деятелей украинской науки и образования (не только богословов, но и философов, историков, психологов, языковедов и т.п.), культуры, церковно-национального движения. Именно в КДА получил высшее образование основатель «реальной украинской литературы»
Иван Нечуй-Левицкий, украинофильство которого проявилось не только в художественной форме: кроме широко известных литературных произведений («Кайдашева сім'я», «Микола Джеря» или «Хмари») этот выпускник (со степенью магистра богословия) является также автором историко-культурного исследования «Світогляд українського народу. Ескіз української міфології». Изучением украинской мифологии и фольклора занимался выпускник КДА
Георгий Булашев. Опираясь на этнографические материалы, собранные
П. Кулишом,
М. Драгомановым,
П. Чубинским,
Б. Гринченко и другими исследователями, он опубликовал специальную работу по этой проблематике (1909), которая была переиздана в 1992 г. В КДА учился и работал украиноязычный поэт и публицист
Константин Думитрашко. Именно он является автором текста известной песни «Чорнії брови, карії очі», за которой закрепился статус «народной». Одним из многих научных открытий, сделанных авторами энциклопедии, является обнаружение архивных материалов, из которых следует, что в 1918–1919 гг. студентом КДА был
Николай Хомичевский — впоследствии всем известный как
Борис Тен, автор украиноязычных переводов «Илиады» и «Одиссеи»
Гомера...
Важным позитивом энциклопедии является и соответствие четким канонам научной объективности — на ее страницах напрасно искать проявления партийных, этнических или конфессионных предпочтений и, соответственно, попыток искажения истории в пользу определенной идеологии. Не разделяя героев на «наших» и «не наших», авторы статей сохраняют объективный подход к каждому из них, избегая таких распространенных ловушек биографического письма, как апологетика и развенчивание. Должное исследовательское внимание уделено всем значительным фигурам, независимо от их политических взглядов или церковной принадлежности. Одинаково исторически точными и лишенными заангажированных оценок, как это и подобает научному, к тому же справочному, изданию, являются статьи, посвященные разным деятелям Российской Православной церкви (РПЦ), а также, скажем, Украинской Автокефальной Православной церкви (УАПЦ), почти все руководители которой в 1920-х (включительно с первым ее предстоятелем митрополитом
Василием Липкивским, главным идеологом украинской церковной автокефалии
Владимиром Чехивским и представителями епископата) были, как оказывается, выпускниками этой академии. Читатели энциклопедии узнают о том, что среди преподавателей и воспитанников КДА были не только носители русско-шовинистических взглядов, как и до сих пор считают некоторые отечественные интеллектуалы, но и фигуры, оказывавшие мужественное сопротивление разным проявлениям ксенофобии, в частности антисемитизма и нацизма (например, отец и сын
Александр и Алексей Глаголевы). С любовью и уважением написаны, в частности, статьи о
Сергее Грушевском (выпускнике КДА, отце
Михаила Грушевского) и
Афанасии Булгакове (воспитаннике и профессоре КДА, отце
Михаила Булгакова). Наглядно показано, как, работая в КДА, украинскую культуру обогащали этнические русские (такие, скажем, как автор фундаментальных исследований по истории украинской литературы XVIІ–XIХ вв. уроженец Костромской губернии
Николай Петров — профессор и один из первых академиков Украинской академии наук), представители других наций (а именно сириец по происхождению
Тауфик Кезма — выпускник КДА, внесший весомый вклад в развитие украинского востоковедения). В целом наличие многочисленных статей, посвященных иностранным студентам КДА, является одной из «изюминок» энциклопедии. Как оказалось, в Киеве получали высшее духовное образование выходцы не только из православных регионов царской России (нынешних Украины, Беларуси, Грузии, Молдовы, РФ), но также из других стран. Многие из них со временем стали выдающимися церковными, научными, общественными и культурными деятелями у себя на родине — в Болгарии, Румынии, Сербии и даже Японии.
Рассмотрение истории учреждения с помощью биографического подхода приносит много и «побочных» открытий. Довольно интересными представляются, например, биографические траектории некоторых родственников и потомков героев осуществленного энциклопедического исследования. Из него узнаем, что большинство студентов КДА были выходцами из семей сельского духовенства — приходских священников, дьяконов, пономарей и т.п. Именно такое происхождение имели, скажем, выпускник Киевской духовной академии
Гервасий Сикорский и его брат — почетный член это учебного заведения выдающийся психиатр
Иван Сикорский. Как известно, сын последнего
Игорь Сикорский, переехавший в США, стал всемирно известным авиаконструктором. Меньше известно, что внуком выпускника КДА
Арсения Лебединцева является астрофизик
Георгий (Джордж) Гамов, который также эмигрировал в США и там прославил себя как автор гипотез «горячей Вселенной» и альфа-распада, а сын другого выпускника — архиепископа Православной церкви в Америке, первоиерарха Североамериканской митрополии
Леонтия (Туркевича) —
Энтони Туркевич стал одним из американских создателей спектрометров, с помощью которых проводились исследования почв Луны и Марса.
Позволю себе такое сравнение: что-то космическое есть и в проекте «Київська духовна академія в іменах» — как по масштабам, так и по темпам его реализации. Работа над энциклопедией началась только летом 2012 года. Следовательно, фактически за четыре с половиной года силами небольшого авторского коллектива было подготовлено фундаментальное издание, содержащее огромный массив новой и ценной научной информации. Осуществление проекта является настоящим интеллектуальным подвигом, который, надеюсь, не останется без внимания специалистов-гуманитариев и широкой читательской аудитории.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи