Филолог Андрей Десницкий о том, почему издание «Православной энциклопедии» не коррупционный, а идеологический проект
- 5 сентября 2017
- выбор редакции
- просмотров 2691
Юлия Латынина1 2 и яблочный «Центр антикоррупционной политики»
3 (его возглавляет
Сергей Митрохин) опубликовали результаты своих расследований: государственные чиновники поддерживают издание «
Православной энциклопедии», в том числе государственными грантами, общая сумма которых уже исчисляется
сотнями миллионов рублей.
Понятно, что на этом месте одним хочется закричать о коррупции и ползучем клерикализме, а другим – о возрождении духовности и поддержке отечественной науки.
Но сам предмет разговора побуждает нас быть академически точными и энциклопедически корректными. Что это вообще за издание такое, «Православная энциклопедия»?
Оно было запущено в середине девяностых, как раз в те времена, когда расцветали
сто цветов, российское общество относилось к православию если не восторженно, то по меньшей мере сочувственно, а слабое российское государство лишь начинало робкий поиск идеологической идентичности.
Обращение к православию казалось вполне естественным после вошедших в поговорку «семидесяти лет атеизма».
В церкви ощущалась острая нужда в адекватных и качественно изданных современных книгах, и в ней, с одной стороны, было много ищущих просвещения и совершенно неграмотных рядовых прихожан, а с другой – немалое количество интеллектуалов, готовых делиться знанием.
Так и был запущен этот проект – многотомное роскошное издание, которое, конечно, никто не купит, чтобы поставить его на полку и пользоваться каждый день. Это издание для библиотек или начальственных кабинетов – смотрится солидно и редко когда бывает нужно в эпоху, когда главные источники знаний для широких народных масс – Гугл и Википедия. В середине девяностых, напомню, все было иначе, и не только с интернетом, но и со многими другими вещами, включая церковно-общественные отношения и приоритеты государства. Впрочем, к этому еще вернемся.
«Православная энциклопедия»
выкладывается в интернет, но, по сути, остается бумажным изданием. А разве бывает с энциклопедиями иначе? В двадцатом веке не было, и на полках доживают свой век почтенные энциклопедии на все вкусы и по всем темам. Но в двадцать первом запускаются принципиально иные проекты. Прекрасный пример –
Стэнфордская энциклопедия философии. Это постоянно обновляемое и редактируемое издание, которое изначально организовано по принципу интертекста.
Любую статью можно распечатать, но первична именно электронная форма, и главное, что энциклопедия интерактивна – по сути, это некий постоянно действующий семинар, к которому можно присоединиться из любой точки мира.
И давайте обратим внимание вот на какую деталь... Эта энциклопедия посвящена философии. Другие, разумеется, посвящены другим областям человеческого знания. Есть на русском языке пятитомная «
Католическая энциклопедия», которая посвящена исключительно католичеству. Это, по сути, официальное издание, излагающее мнение католиков о себе самих.
Но что такое «Православная энциклопедия»? Официальное издание, излагающее мнение православных едва ли не обо всем окружающем мире. В
39-м томе мирно соседствуют древнеегипетские Ка и Ба, исламская Кааба, старообрядческий апологет
Кабанов, Кабардино-Балкария, иудейская каббала и республика Кабо-Верде. Таких универсальных изданий много по всему миру... было в двадцатом веке.
Всем памятна, безусловно, «Большая Советская Энциклопедия», которая устаревала раньше, чем успевала выйти – в частности, подписчикам потом присылали страницы к прошлым томам, которые следовало вклеить на место вырезанных.
Обычно на таких страницах вместо партийного и государственного деятеля, оказавшегося врагом народа, располагалась информация о каком-нибудь экзотическом цветке.
То есть основная задача энциклопедии состояла не в том, чтобы передать читателю сумму знаний по всем предметам, а скорее в том, чтобы внушить ему правильную точку зрения на любой вопрос. И когда в девяностые советская идеология оказалась несостоятельной, у многих православных возникло желание заменить ее правильным, православным мировоззрением. И сам подход к этому изданию – обо всем сразу, но исключительно православно – созвучен такому настроению.
Нет, я не хочу сказать, что «Православная энциклопедия» – всего лишь идеологическая агитка (ведь и о советских энциклопедиях такого не скажешь). Коллектив работает прекрасный, в нем собрались действительно ведущие специалисты во многих областях гуманитарного знания, многие статьи написаны на высоком академическом уровне.
Но нельзя не отметить, что здесь возникает конфликт лояльностей: академичности и традиционности. Академическое знание предполагает дискуссию, требует доказательств, допускает опровержения. А традиция просто принимается на веру – но при этом она легко может измениться. Многие статьи в результате состоят как бы из двух частей: с точки зрения традиции и с точки зрения науки (например, статья о происхождении Евангелий).
Само по себе такое противоречие может быть источником творческого напряжения, но заметят ли читатели, что это
два принципиально разных подхода? И не сочтет ли он один из них просто ересью, если в самом начале статьи сказано: «Научно-критические теории происхождения Евангелий развивались преимущественно в конфликте с учением Церкви»? И где та грань, где научное редактирование превращается в идеологическое цензурирование (такие примеры есть, позвольте уж не выносить цеховые скандалы на суд широкой публики).
Выбирая между академичностью и традиционностью, проще всего выбрать официоз. В результате статья «
Иисус Христос» насчитывает
39 страниц, включая иконографию (
21-й том), а статья «
Кирилл, патриарх Московский» – уже
119 страниц (
34-й том).
Так что такое «Православная энциклопедия»? Безусловно, самый серьезный научный проект РПЦ МП. Издание, которое содержит множество ценной информации, для русского читателя – зачастую уникальное и незаменимое справочное издание. Возможность для моих коллег получать оплату за свой высококвалифицированный труд (да, при помощи тех самых грантов).
Но одновременно, говоря церковным языком – знамение пререкаемое. И говорит оно о многом. Например, о том, что при Советах слиплись в единый трудноперевариваемый ком гуманитарная наука и идеология, вера и знание – так до сих пор они и существуют во многих головах неразделимо.
Идеологии могут меняться, но суть остается прежней: в головы людей надо вложить единственно верное понимание каждого вопроса, и отвечает за это по большей части государство. Пока это так, все подобные гранты – просто мелкие частности.
Но еще это нам говорит, что слово «православный» в массовом сознании перестало значить «безгрешный и бескорыстный». Всё больше людей, для которых оно значит «подозрительный, навязчивый, провластный и слитый с государством до полной неразличимости». И платить по счетам хотят заставить, к сожалению, не православных активистов и не депутатов
Поклонскую и
Милонова, а тех, до кого проще дотянутся – например, «Православную энциклопедию». Примерно так это было и сто лет назад.
Хотелось бы кабинетным ученым и смиренным вменяемым прихожанам отсидеться в стороне и сказать «мы же тут были не при чем», но похоже, что уже не получится.
Примечания («Мир энциклопедий»)
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи